"Мы в ответе за тех, кого приручили"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

А. Иванова В.

Урок литературы в 7-8 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_teh.docx481.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока, посвященная Году экологии в России

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Автор: Иванова Алина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

 МАОУ «Лицей государственной службы

и управления» г. Канаш

Чувашской Республики

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

(урок-исследование по произведениям Л. Андреева «Кусака», Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс», Р. Ругина «Ланги»)

Описание: данный урок литературы может быть проведен в рамках Года экологии в России в 7-8 классах.  

Цель урока: выяснить, как изображена собака  в произведениях русских писателей  и как ее образ помогает раскрыть человеческие качества личности.

Задачи: формировать умение анализа текста; учить создавать самостоятельные творческие проекты, анализировать проблемную ситуацию; воспитывать сострадание к брошенным животным, показать «истинное лицо» героев-людей через призму отношения их к «героям-животным»; дать понять, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

Ход урока

  1. Определение темы, целей и задач урока

Эпиграф:

«… ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же                                                                                                                              страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными

силами жизни»    

 Л. Андреев

Слово учителя:  Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. О чем эти слова? Что хотел сказать этим высказыванием писатель?

- Наш сегодняшний урок называется «Мы в ответе за тех, кого приручаем». О ком мы  будем говорить? Какие  поставим перед собой цели?

-Сегодня на уроке речь пойдет об одной из важнейших проблем современности – проблеме взаимоотношений человека и животного. В обществе всё острее становится проблема добра и зла, проблема дружбы и предательства, проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. К ним  обращались многие писатели. Давайте вспомним о них. (Ребята называют произведения, где главными героями являются собаки: А. П. Чехов «Каштанка», И. С. Тургенев «Муму», Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», Л. Андреев «Кусака», Р. Ругин «Ланги», Ю. Казаков «Арктур-гончий пёс» и др.)

- Как вы считаете, почему писатели обращались к данным проблемам? (Проблема человечности, гуманного отношения друг к другу, к братьям нашим меньшим была актуальна во все времена. В мире очень много брошенных собак, которым нужна наша помощь, писатели хотели обратить внимание читателей на данную проблему.)

- Сегодня на уроке мы разберем  произведения трех замечательных писателей 20-21 веков. Нам предстоит дать оценку поступкам персонажей, выявить тематику и проблематику произведений, а также охарактеризовать «героев-людей» через отношение их к животным.

II. Погружение в тему. Анализ текста.

Учащиеся в  группах заранее  получают творческие задания. Им предстоит прочитать художественный текст, исследовать и проанализировать его.

1 группа - рассказ Л. Андреева «Кусака»

C:\Users\ЖЕНЯ\Desktop\DSC01480.JPG

2 группа -  повесть Р. Ругина  «Ланги»C:\Users\ЖЕНЯ\Desktop\DSC01481.JPG

3 группа – повесть Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс»C:\Users\ЖЕНЯ\Desktop\DSC01484.JPG

Карта работы творческих групп

Исследовательская деятельность

Ответственные

  1. Сбор информации о жизни и творчестве писателя
  2. Знакомство с художественным текстом
  3. Презентация произведения. Образ собаки и отношение к ней людей.
  4. Создание интеллект-карты
  5. Отзывы о произведении

Каждая группа представляет своё произведение по общему плану, используя заранее подготовленную интеллект-карту. Участники слушают выступления одноклассников, заполняя одновременно читательский лист, продумывают вопросы по произведениям. После выступления творческих групп ребята задают друг другу вопросы. Работа с читательскими листами.

III. Закрепление темы. Выводы.

-Что объединяет эти произведения?

-Каковы судьбы этих собак?

- Какие проблемы затрагивают писатели в своих произведениях?

- Какие чувства вызывают эти произведения?

- Как герои-люди относятся к своим четвероногим питомцам? Как это их характеризует?

- Давайте обратим внимание на названия произведений? Все произведения названы по кличке животного. С чем это связано?

- Почему так часто животные становятся героями литературных произведений?

- Какова развязка повести Р. Ругина «Ланги»? Каков финал рассказа Л. Андреева «Кусака»? Что случилось с Арктуром?

- Выдержали ли персонажи испытание на верность? Понял ли человек мир природы?

(Гибель собаки - это смерть чего-то очень важного в душе самого героя)

IV. Рефлексия

- Сегодня на уроке мы размышляли над очень важной проблемой взаимоотношения человека и животного. К какому выводу мы пришли?

- Что самое главное во взаимоотношениях человека и четвероногого питомца?

Вывод: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без ответственного  отношения к собакам. Мы должны быть добрыми и милосердными по отношению к братьям нашим меньшим.

- В заключение предлагаю вам прослушать стихи Э. Асадова  «Глаза покинутой собаки»

V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за тех, кого приручаем

Цель:           1. Формирование нравственной культуры .           2. Повысить у детей интерес к художестве...

"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"

Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»

В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность. необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младш...

Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"

План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»

Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»...