"Мы в ответе за тех, кого приручили"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока, посвященная Году экологии в России
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Автор: Иванова Алина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Лицей государственной службы
и управления» г. Канаш
Чувашской Республики
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
(урок-исследование по произведениям Л. Андреева «Кусака», Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс», Р. Ругина «Ланги»)
Описание: данный урок литературы может быть проведен в рамках Года экологии в России в 7-8 классах.
Цель урока: выяснить, как изображена собака в произведениях русских писателей и как ее образ помогает раскрыть человеческие качества личности.
Задачи: формировать умение анализа текста; учить создавать самостоятельные творческие проекты, анализировать проблемную ситуацию; воспитывать сострадание к брошенным животным, показать «истинное лицо» героев-людей через призму отношения их к «героям-животным»; дать понять, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
Ход урока
- Определение темы, целей и задач урока
Эпиграф:
«… ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными
силами жизни»
Л. Андреев
Слово учителя: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. О чем эти слова? Что хотел сказать этим высказыванием писатель?
- Наш сегодняшний урок называется «Мы в ответе за тех, кого приручаем». О ком мы будем говорить? Какие поставим перед собой цели?
-Сегодня на уроке речь пойдет об одной из важнейших проблем современности – проблеме взаимоотношений человека и животного. В обществе всё острее становится проблема добра и зла, проблема дружбы и предательства, проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. К ним обращались многие писатели. Давайте вспомним о них. (Ребята называют произведения, где главными героями являются собаки: А. П. Чехов «Каштанка», И. С. Тургенев «Муму», Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», Л. Андреев «Кусака», Р. Ругин «Ланги», Ю. Казаков «Арктур-гончий пёс» и др.)
- Как вы считаете, почему писатели обращались к данным проблемам? (Проблема человечности, гуманного отношения друг к другу, к братьям нашим меньшим была актуальна во все времена. В мире очень много брошенных собак, которым нужна наша помощь, писатели хотели обратить внимание читателей на данную проблему.)
- Сегодня на уроке мы разберем произведения трех замечательных писателей 20-21 веков. Нам предстоит дать оценку поступкам персонажей, выявить тематику и проблематику произведений, а также охарактеризовать «героев-людей» через отношение их к животным.
II. Погружение в тему. Анализ текста.
Учащиеся в группах заранее получают творческие задания. Им предстоит прочитать художественный текст, исследовать и проанализировать его.
1 группа - рассказ Л. Андреева «Кусака»
2 группа - повесть Р. Ругина «Ланги»
3 группа – повесть Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс»
Карта работы творческих групп
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
|
Каждая группа представляет своё произведение по общему плану, используя заранее подготовленную интеллект-карту. Участники слушают выступления одноклассников, заполняя одновременно читательский лист, продумывают вопросы по произведениям. После выступления творческих групп ребята задают друг другу вопросы. Работа с читательскими листами.
III. Закрепление темы. Выводы.
-Что объединяет эти произведения?
-Каковы судьбы этих собак?
- Какие проблемы затрагивают писатели в своих произведениях?
- Какие чувства вызывают эти произведения?
- Как герои-люди относятся к своим четвероногим питомцам? Как это их характеризует?
- Давайте обратим внимание на названия произведений? Все произведения названы по кличке животного. С чем это связано?
- Почему так часто животные становятся героями литературных произведений?
- Какова развязка повести Р. Ругина «Ланги»? Каков финал рассказа Л. Андреева «Кусака»? Что случилось с Арктуром?
- Выдержали ли персонажи испытание на верность? Понял ли человек мир природы?
(Гибель собаки - это смерть чего-то очень важного в душе самого героя)
IV. Рефлексия
- Сегодня на уроке мы размышляли над очень важной проблемой взаимоотношения человека и животного. К какому выводу мы пришли?
- Что самое главное во взаимоотношениях человека и четвероногого питомца?
Вывод: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без ответственного отношения к собакам. Мы должны быть добрыми и милосердными по отношению к братьям нашим меньшим.
- В заключение предлагаю вам прослушать стихи Э. Асадова «Глаза покинутой собаки»
V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы в ответе за тех, кого приручаем
Цель: 1. Формирование нравственной культуры . 2. Повысить у детей интерес к художестве...
"Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил..."По рассказу Л.Андреева "Кусака"
Урок в 7 классе по программе Коровина В.Я. Технология - мастреская ценностных ориентаций. Презентация обеспечивает наглядность урока, помогает проанализировать основные проблемы произведения. Урок зан...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/31/picture-53995.jpg)
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-78082-1455724842.jpg)
воспитательный час "Мы в ответе за тех кого приручили»
В данном мероприятии раскрываются нравственные ценности, на которые необходимо указывать школьникам: милосердие, забота, ответственность. необходимо воспитывать в детях заботу о "братьях" наших младш...
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" (Л.Андреев "Кусака"
План открытого урока литературы в 7 «Б» классе(Учитель литературы Л.Н.Нагаева, МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области) Тема урока: "Мы в ответе за того, кого приручили" по расск...
Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»
Эссе «Мы в ответе за тех, кого приручаем»...