А.П. Чехов "Вишнёвый сад"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (11 класс)

Зайкина О.Е.

Презентация к уроку, посвящённому изучению комедии А.П. Чехова "Вишнёвый сад".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vishnyovyy_sad.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Слайд 2

Особенности драматического метода А.П. Чехова Основные черты «новой драмы» А.П. Чехова: Нет ни злодеев, ни ангелов. Диалог служит движением к действию и раскрывает характеры. Подтекст. Использование случайных реплик. Ключевые символы.

Слайд 3

История создания пьесы «Вишнёвый сад» 7 марта 1901 г. писатель сообщал О.Л. Книппер : «Следующая пьеса, какую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» (П., т. 9, с. 220) 22 апреля 1901 г. он подтвердил: «Минутами на меня находит сильнейшее желание написать для Художественного театра 4-актный водевиль или комедию. И я напишу, если ничего не помешает, только отдам в театр не раньше конца 1903 г.» А.П. Чехов и О.Л. Книппер

Слайд 4

«Как-то на одной из репетиций, когда мы стали приставать к нему, чтобы он написал еще пьесу, он стал делать кое-какие намеки на сюжет будущей пьесы». «Ему чудилось раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом, ни с того ни с сего, управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это будет хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги». Воспоминания Станиславского К.С.

Слайд 5

Цель: определение жанрового своеобразия пьесы, системы образов, основной идеи. Задачи : - постараться усвоить жанровую специфику пьесы, определенной автором; - способствовать развитию навыка анализа драматического произведения; - осмыслить символическое значение деталей пьесы; - п остараться понять чеховское восприятие жизни; - способствовать формированию бережного отношения к прошлому, осмыслению цели человеческой жизни, путей развития человека и общества.

Слайд 6

Ход урока «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца». А.П.Чехов

Слайд 7

Литературоведческая разминка «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». А.П. Чехов о пьесе «Вишнёвый сад». Комедия – драматическое произведение с веселым сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки . Задание: Подумайте, в чём состоит комизм пьесы.

Слайд 8

Черты комического в героях пьесы Епиходов . Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он... (Показывает револьвер.) Яша . Двадцать два несчастья! Глупый человек, между нами говоря. (Зевает .) (про Епиходова ) Симеонов - Пищик. Мой покойный родитель, шутник, царство небесное, насчет нашего происхождения говорил так, будто древний род наш Симеоновых -Пищиков происходит будто бы от той самой лошади, которую Калигула посадил в сенате... (Садится.) Но вот беда: денег нет! Голодная собака верует только в мясо... (Храпит и тотчас же просыпается.) «Многоуважаемый шкаф». – Гаев. Задание: составить кластер «Вишнёвый сад глазами героев»

Слайд 9

Кластер «Вишнёвый сад глазами героев»

Слайд 10

Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Слайд 11

Система образов в пьесе «Вишнёвый сад»

Слайд 12

Раневская и Гаев Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая. А.М.Горький

Слайд 13

Ермолай Лопахин «Лопахин , правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов». « Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен». « У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа…»

Слайд 14

Трофимов Петя «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там , вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» « Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом .» «Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…» « Вся Россия наш сад».

Слайд 15

Аня Раневская «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час… Начинается новая жизнь, мама!»

Слайд 16

Подведём итоги По поводу высказываний Ани и Пети «Вся Россия наш сад», «Мы посадим новый сад» литературный критик Паперный З.С. написал: «Как это люди, которые не смогли удержать прекрасного сада, насадят новый, ещё более роскошный? Где? Когда? На какие средства? Аня говорит искренне, но ведь её слова – не более, чем фраза…» Какое предостережение для всех поколений читателей звучит в этом высказывании?

Слайд 17

Домашнее задание Написать мини-сочинение «Смогли бы герои пьесы А.П. Чехова сохранить вишнёвый сад?»