«Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Роль эпитетов в пейзажной лирике».
методическая разработка по литературе (6 класс)

Орлова Екатерина Борисовна

Методическая разработка раскрывает возможности использования современных технологий на уроках литературы. На примере изучения пейзажной лирики поэтов XIX века показаны варианты использования ментальной карты, облака слов, сравнительного анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka.docx718.37 КБ
Файл mentalnaya_karta.docx116.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Роль эпитетов в пейзажной лирике».

Цель: создать условия для осознания обучающимися  взаимосвязи между красотой родной природы  и  творчеством отечественных  поэтов.

Планируемые  результаты:

Личностные:   развитие и укрепление бережного отношения и любви к родному языку, интереса к его особенностям;  развитие способности  восприятия  прекрасного, умения видеть и ощущать красоту окружающего мира.

Метапредметные:

Коммуникативные:  развитие умения строить  монологическое и диалогическое устное и письменное высказывание; развитие умения  передавать информацию о своих чувствах, эмоциях, переживаниях.

Познавательные:  развитие умения смыслового чтения, анализа, синтеза на материале поэтического текста; развитие умения находить средства для решения нестандартной познавательной задачи; развитие творческих способностей; развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

Регулятивные:  развитие умения удерживать  поставленную задачу  в течение урока,  осуществлять прогнозирование, целеполагание, планировать собственную деятельность,  осуществлять рефлексию.

Предметные: Знакомство обучающихся с поэтическими текстами Е. А. Баратынского, А.А. Фета.  Освоение обучающимися понятия «эпитет», понимание роли эпитетов в поэтическом тексте.  

Урок 1.

Этап урока

Задачи этапа

Технологи

ческие приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Целепола

гание

Создать мотивацию решения учебных задач;

Развивать умение определять цель деятельности, прогнозировать содержание деятельности.

Элемент технологии ТРИЗ «Я возьму тебя с собой»

Создание  проблемной ситуации:

Учитель предлагает ученикам по  приведенному примеру  и сочетающимся словам угадать задуманный им литературный термин и привести свои примеры; принимает или отвергает предложения учеников; далее создает условия для формулирования учениками цели и темы урока. Обобщает высказывания учеников.

Текст учителя: Вы с ним уже встречались. Он бывает один, их бывает много.  Он может быть  лестный, подходящий, точный,  постоянный.  Пример его – живая лазурь.

Догадайтесь, что это такое, но ответ не называйте, приведите мне другие примеры этого литературного приема…    

Так что же это такое?

Да.  Это – эпитет.  А теперь посмотрите на ментальную карту и спрогнозируйте тему нашего урока.  

Какую проблему  мы сегодня будем решать?

 

Форма работы: коллективная

Принимают поставленную задачу;  предлагают примеры литературного приема и называют его (эпитет); формулируют тему урока («Роль эпитетов в пейзажной лирике») и проблему (Каково значение эпитетов в стихотворении?)

Актуализация знаний

Припоминание учениками  необходимых предметных знаний; развитие умения устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

Выполнение интерактивного упражнения, созданного в электронном ресурсе learningapps;

Работа с ментальной картой.

Предлагает обучающимся вспомнить, что такое эпитет и чем он отличается от других тропов. Организует выполнение интерактивного упражнения «Составь пары» в ресурсе learningapps;

https://learningapps.org/display?v=pacf6drwa20

https://learningapps.org/qrcode.php?id=pacf6drwa20

Организует работу с ментальной картой «Пейзажная лирика» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

Форма работы:

Индивидуальная, коллективная.

Принимают поставленную задачу, выполняют упражнение, соотносят термины и определения.

Встраивают понятие «эпитет» в ментальную карту «Пейзажная лирика».

Восприятие и анализ поэтического текста. (Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!»)

Обогащение внутреннего мира учеников восприятием поэтических произведений. Развитие умения  анализировать поэтический  текст.

Прослушива

ние поэтического произведения, смысловое чтение, мини-дискуссия. Работа с ментальной картой «Дерево эпитетов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Текст учителя: Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворениями замечательных русских поэтов Е.А. Баратынского и А.А. Фета о родной природе и попробуем понять, какую роль играют эпитеты в передаче тех ощущений, чувств, которые вызывает у поэта общение с природой.

 У каждого из вас есть листочек с изображением дерева. Эти деревья ещё спят, серые и невзрачные. Но когда вы впишете зеленым цветом в листики эпитеты, которые мы обнаружим в стихотворениях, то Ваши деревья к концу урока проснутся, как просыпается всё живое с приходом весны.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского «Весна» ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Далее учитель  организует беседу, просит учеников поделиться впечатлением, создавшимся настроением, организует работу по анализу поэтического текста.

Вопросы для анализа:

О чем это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какие слова помогли поэту передать вам это настроение?

Учитель организует  смысловое чтение:  поиск эпитетов в стихотворении, занесение их в ментальную карту «Дерево эпитетов», обсуждение точного смысла слов и выражений «торжествующий хребет», «заздравный гимн».

Учитель организует мини-дискуссию о том, зачем поэт использует краткие формы прилагательных.

Учитель  подводит итог обсуждения, обобщая сказанное: эпитеты позволяют Е.А. Баратынскому передать  торжественность и стремительность весенних изменений, душевный восторг, пробуждаемый ими.

Формы работы: Индивидуальная, коллективная.

Слушают поэтический текст. Выражают свои впечатления от услышанного. Перечитывают  текст, отвечают на вопросы учителя (Это стихотворение о приходе весны, о пробуждении природы и человеческой души. Поэта переполняет восхищение пробуждением природы. Это чувство передают восклицательные предложения, эпитеты).

Выполняют смысловое чтение, вносят найденные эпитеты в ментальные карты, включаются в обсуждение их смысла («Торжествующий хребет» реки – чувство радости,  победа, успех – освобождение от ледяных оков;  краткие прилагательные  создают ощущение быстрого движения; на смену долгой зиме приходит стремительная весна; «заздравный гимн», «древа обнажены» - слова высокого стиля, придают торжественность.

Восприятие и анализ поэтического текста. (А.А. Фет «Весна»)

Обогащение внутреннего мира учеников восприятием поэтических произведений. Развитие умений анализа и синтеза, решения творческих задач на материале поэтических произведений.  

Технология критического мышления: ситуация недостатка информации. Восстановление деформированного текста. Работа с ментальной картой «Дерево эпитетов». Самопроверка на основе использования  упражнения  ресурса learningapps; мини-дискуссия.

Текст учителя: теперь, когда Е.А. Баратынский навеял нам лирическое волнение, обратимся ещё к одному стихотворению о весне другого автора – А.А. Фета.

Перед вами стихотворение с пропусками на месте эпитетов.

  Прочитайте это стихотворение и попробуйте  вставить свои эпитеты на место пропущенных. Добавьте свои эпитеты в верхнюю половину листочков дерева.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Учитель организует работу по выполнению творческой задачи; далее предлагает  классу выполнить упражнение «Заполнить пропуски» ресурса learningapps,  выписать эпитеты автора в нижнюю половину листков дерева. Организует мини-дискуссию по обсуждению  выбора поэтом эпитетов.

Упражнение «Заполнить пропуски»:

https://learningapps.org/display?v=psg11e4fj20

https://learningapps.org/qrcode.php?id=psg11e4fj20

Читают стихотворение, подбирают эпитеты, вписывают их в пропуски на листке и в  ментальную карту «Дерево эпитетов».

Проверяют себя при помощи интерактивного упражнения.  

https://learningapps.org/display?v=psg11e4fj20

Вписывают в ментальную карту авторские эпитеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Включаются в обсуждение  выбранных автором эпитетов, приходят к выводу  о точности авторского выбора.

Урок 2.

Обобщение. Поиск ответа на проблемный вопрос.

Осознание обучающимися роли эпитета в поэтическом тексте; развитие умения формулировать выводы.  Развитие творческих способностей.

Прием технологии ТРИЗ «ПОПС-формула» ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Создание творческой работы.

Учитель возвращает учеников к формулировке проблемы, поставленной в начале урока, в парах подготовить высказывание – решение проблемы по формуле: позиция – обоснование – решение – следствие.

Организует работу в парах,  обобщающую беседу по итогам работы. Далее предлагает создать словесную зарисовку весны, используя самостоятельно выбранные эпитеты, собирает работы учеников для обсуждения на следующем уроке.

Формы работы:

Парная, коллективная, индивидуальная.

В парах готовят высказывание  по решению проблемы, используя формулу.  Затем  несколько пар по приглашению учителя  выступают перед классом.

Далее ученики самостоятельно создают творческую работу.

Диагностика образовательных результатов:

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия, понимание значения литературоведческих терминов – выполнение  упражнения  learningapps «Найди пару» https://learningapps.org/display?v=pacf6drwa20

Понимание  значения термина «эпитет»,  умение находить  эпитеты в поэтическом тексте, умение подбирать эпитеты, осуществлять самопроверку – заполнение ментальной карты «Дерево эпитетов». ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развитие творческих способностей, понимание роли эпитетов в пейзажной лирике – выполнение творческих работ.

Умение строить высказывание, подбирать аргументы для обоснования своей позиции – устные ответы по формуле ПОПС.

Библиография

  1. Учебник литературы: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Альтшуллер Г.С.  Культура творческого мышления. https://www.altshuller.ru/engineering/engineering16.asp#3
  3. Булахова Н.П., Сковородников А.П. К определению понятия эпитет (предуготовление к функциональной характеристике); Экология языка и коммуникативная практика, № 2, 2017, стр. 122-143
  4. Головина Т.С. Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи  в начальной школе

https://www.eduneo.ru/priemy-triz-pedagogiki-na-urokax-v-nachalnoj-shkole/

  1. Дронова Е.Н. Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки;  «Проблемы современного образования» №2 2017
  2. Осит Л.К. «Технологии РТВ и ТРИЗ на уроках русского языка»

https://urok.1sept.ru/articles/101332

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ментальная карта «Пейзажная лирика»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ментальная карта «Дерево эпитетов».

Примечание: для работы на уроке изображение следует  увеличить  до размеров страницы.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» (В сокращении)

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Афанасий Фет

                  * * *

Уж верба вся _____________
        Раскинулась кругом;
Опять весна ______________
        Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
        Тепло озарены,
И в душу снова просятся
        _______________ сны.
Везде разнообразною
        Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
        Народ, чему-то рад. . .
Какой-то ___________ жаждою
        Мечта распалена —
И над душою каждою
        Проносится весна.   (Пушистая, душистая, пленительные, тайною)

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Приём «ПОПС-формула»

Ученики учатся выражать мысли грамотно и убедительно. Этот приём используют на этапе рефлексии, но можно использовать и на этапе изучения нового материала, потому что он учит доказывать свою точку зрения.
Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые являются необходимыми элементами для построения текста.
П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь ученик приводит аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должен быть обоснованным, а не пустословным. Здесь основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П – примеры. Для подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Этот пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Начинать нужно со слов «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С – следствие. Этот шаг является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начать можно: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…»

Автор: Головина Т.С., эксперт по триз-педагогике

https://www.eduneo.ru/priemy-triz-pedagogiki-na-urokax-v-nachalnoj-shkole/



Предварительный просмотр:

Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Пушкин рисунки: 20 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках | Рисунки,  Искусство портрета, ПортретБаратынский Евгений АбрамовичАфанасий Фет - Челябинская областная универсальная научная библиотекаФ. И. Тютчев: биография и творчество. Видеоэнциклопедия. Обсуждение на  LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-ДневниковМайков Аполлон Николаевич — биография поэта, личная жизнь, фото, портреты,  стихи, книги

Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404Ретро Рамки Каллиграфические Виньетки Векторная Иллюстрация — Векторное  изображение © Vlades911 #176787404


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык.                                    ...

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...