Внутренний мир личности, или Повесть "Обмен" Ю.Трифонова.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Торопова Елена Владимировна

Осмысление значения семьи, семейных ценностей в жизни каждого из нас, умение, рассказывая, характеризовать героя, делать умозаключение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повесть Ю.В.Трифонова «Обмен»

Слайд 2

Юрий Валентинович Трифонов (1925 - 1981) родился в Москве, в семье профессионального революционера (правящая элита). Жил в известном Доме Правительства на Берсеневской набережной, с удобствами, которых нигде в Москве не было тогда. Но в 1937 отца арестовали как оппозиционера, все льготы перешли к другим… Юрию Трифонову было пятнадцать лет, когда началась Великая Отечественная война ; одно время он жил в эвакуации в Средней Азии, затем работал на авиационном заводе в Москве. Летом 1944 года Юрий Трифонов подаёт документы в Литературный институт. Первая его повесть, “Студенты” , была дипломной работой… В 1970 опубликовал Твардовский в «Новом мире» повесть «Обмен», а в 1971 журнал закрыли.

Слайд 3

В повести «Обмен» (1969) главный герой, 37-летний инженер Виктор Дмитриев, по настоянию расторопной жены Лены решил съехаться с уже смертельно больной матерью, совершить двойной обмен. Метания по Москве, поездки на дачу в кооператив «Красный партизан», где в 30-ые годы жили одаренный льготами отец и его братья, - и обмен свершён. Это почти возвращение в Кремль! Для Лены, которая «вгрызлась в свои желания, как бульдог», меняться не нужно было; она давно пленена комфортом, вещами, привыкла отпихивать других в очередях, усмирять гордую свекровь, не желающую « олукьяниваться ». Но сам Дмитриев – уже опустился. Ксения Фёдоровна, мать Виктора, хранительница нравственной высоты, особого «революционного аристократизма», говорит сыну об его измельчании, покорности духу вещизма…

Слайд 4

«Обмен» сразу сделал Трифонова советским писателем номер один. Об этом говорили восторг и ярость, с которыми читатели и критики набросились на эту маленькую повесть. Ругали и хвалили Трифонова за одно и то же — за быт. За то, что его герои живут мелкой и до обидного приземлённой жизнью. Недовольны по мелочи, ссорятся по мелочи и счастливы тоже по мелочи. Обменять квартиру, защитить диссертацию, получить прибавку к жалованью, устроить сына в институт. Одолжить у брошенной женщины деньги на лечение матери. «Где же большие цели? — спрашивали критики. — Как не стыдно писать о тупых, злых мещанах?» Люди узнавали себя и брезговали собою узнанными. Трифонов с добродушной серьёзностью объяснял, что слово «мещане» ничего плохого в себе изначально не содержит, оно означает «горожане». И никаких «мещан в плохом смысле слова», то есть людей тупых и злых, в его повестях нет.

Слайд 5

Задумывались ли вы, знаете ли, что такое семья ? Какая у вас семья? Назовите, пожалуйста, два определения.

Слайд 6

Кто герои? Какие они люди? (сообщение) Ксения Фёдоровна Лора Фёдор Николаевич Лена Лёвка Бубрик Вера Лазаревна Иван Васильевич Виктор Дмитриев Дмитриевы Лукьяновы Наташа Таня Быт – это…

Слайд 7

Задумывались ли вы, знаете ли, что такое семейные ценности ? Надо ли знать об этом?

Слайд 8

Семейные ценности – это… забота доверие родители дети семья честность здоровый образ жизни уважение благодарность любовь самоконтроль ответственность

Слайд 9

Что такое знаменитая трифоновская “недоговоренность” — обыкновенная дань цензуре, следование правилам игры, дававшее возможность быть напечатанным — в чём Трифонова, ломая голову над загадкой его разрешённости , обвиняли? “Чехов, — писал он ещё в 1959 году, — совершил переворот в области формы. Он открыл великую силу недосказанного”. А ещё спустя пятнадцать лет говорил о “пробелах” как вообще о непременном законе художественного: “Пробелы — разрывы — пустоты — это то, что прозе необходимо так же, как жизни. Ибо в них — в пробелах — возникает ещё одна тема, ещё одна мысль”. ... Пройдет время. Сотрутся в памяти все те запреты, которыми была обставлена работа писателя. И Трифонов займёт место одного из самых глубоких и тонких экзистенциальных писателей ХХ века.

Слайд 10

"Трифонов не может устареть, потому что он не просто свидетель эпохи - он и есть та эпоха, и все мы, кто жил в ней, останемся во времени благодаря его прозе. Он был гений, Юрий Трифонов, вот в чём всё дело". Александр Кабаков

Слайд 11

«Рассматривайте то, что вы сейчас услышите, просто как советы верхушки нескольких айсбергов, если так можно сказать, а не горы Синай . Я не Моисей, вы тоже не ветхозаветные евреи; эти немного беспорядочные наброски… не скрижали. Проигнорируйте их, если угодно, подвергните сомнению, если необходимо, забудьте их, если иначе не можете: в них нет ничего обязательного. Если кое-что из них сейчас или в будущем вам пригодится, я буду рад…» И.Бродский

Слайд 12

Осмыслим то, что звучало на уроке… Размышляя над прочитанным… (даны листы А4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

занятие из Курса «Внутренний мир личности»

Занятие . «ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»...

Влияние джаз-танца на внутреннюю и внешнюю гармонизацию личности.

Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобрели вид одной или нескольких прямых лин...

Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.

В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

Тренинг "Внутренние ресурсы личности"

Способность личности (подростка)  восстанавливаться при трубных ситуациях зависит от приобретенных внутренних ресурсов, под которыми понимается здесь психический личностный потенциал, характер, н...

Конспект урока "Личность Ивана Грозного. Внутренняя политика"

Конспект урока представлен для изучения темы,посвященной жизни и внутренней политике Ивана Грозного" для студентов 1 курса общебразовательной дисциплины "История".Внимание уделяется хар...