Технологическая карта урока. ««И горькое детство дарит свет». Жизнь и творчество В. П. Астафьева».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Остапенко Ирина Александровна

Формирование новых знаний,  урок «открытия» нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx106.42 КБ

Предварительный просмотр:

Остапенко Ирина Александровна

 МБОУ СОШ с.Донское Задонского муниципального района

Технологическая карта

Учебный предмет: литература

Класс: 6  класс

Автор УМК: В. Я. Коровина

Тема урока: ««И горькое детство дарит свет». Жизнь и творчество В. П. Астафьева».

Тип урока: формирование новых знаний,  урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить детей с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

Задачи:

1. Дидактические:

  • познакомиться с художественным миром В. П. Астафьева

2.Развивающие:

  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
  • расширять и обогащать словарный запас школьников
  • совершенствовать навыки работы с текстом

3.Воспитательные:

  • воспитывать внимательного читателя
  • воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4.Коммуникативные:

  • совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Эпиграф: «Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой». В. П. Астафьев

Оборудование:

  • учебник;
  • презентация;
  • Маршрутный лист (план работы на уроке);
  • раздаточный материал;
  • проектор;
  • компьютер;
  • экран.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка.

Ход урока

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность  рабочих мест. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 1.

Полилог.

- Поговорим?

- А знаете о чем?

- О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

- Нам будет интересно.

-  Поговорим!

- О чем?

- Поговорим.

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

3. «Вызов – интрига».

Слайд 2.

- Мне снится детство: мать из дома вышла,

  Идёт, пропалывает огород.

  В саду чуть слышно зацветает вишня,

  И знай печёт, и добрый дождик льёт.

  Струится пот, и мать, сгибая спину,

  Судьбу благословляет каждый день

  За солнце, согревающее глину,

  За облака, дарующие тень….

  Вот, вытирая руки о передник,

  Она стоит, всё на земле ей впрок:

  И гром, гремящий за горой соседней,

  И дождь, поящий редьку и чеснок.

  Я сплю, и детство входит в сон мой сладкий,

  Весенний дождь и солнце снятся мне.

  И женщину, копающую грядки,

  Ещё живую вижу я во сне.

- Это стихотворение Кайсына Кулиева. Скажите,  о чем оно?

- Правильно. Стихотворение так и называется «Детство». А каким должно быть детство у каждого ребенка?

Слайд 3.

- А у вас, ребята, счастливое детство?

- А что значит счастливое детство? Скажите, что обязательно должно быть у ребенка?

                                                                 

                                                                   

                                                                     мама   дом                  

                                              мир

               бабушка и дедушка        счастливое детство

- Вы бы хотели, чтобы у вас были вечные каникулы? Не было школы? Ведь многие дети в мире не имеют возможности ходить в школу. Вряд ли им можно позавидовать.

- А бывает несчастливое, горькое детство?

 

Слайд 4.

1. «У краюхи хлеба». Алексей Иванович Корзухин

2.»Девочка». Алексей Иванович Корзухин

3. «Тройка». Василий Перов

4. «Свидание». Владимир Маковский

5. «У дверей школы». Николай Петрович Богданов-Бельский

6. «Проводы покойника». Василий Перов

7. «Везущие дрова по снегу». Николай Петрович Богданов-Бельский

- Если не станет самого важного, самого любимого человека. Если что-то или кто-то вдруг исчезнет из жизни ребенка или что-то изменится, то все остальное тоже исчезнет или поменяется? Как жить? Будет ли детство счастливым? Давайте подумаем вместе.

                         война

- Вы уже, конечно, догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить …

- Правильно. Сегодня мы поговорим о детстве замечательного писателя, о его произведениях, написанных  для всех нас, для детей и взрослых.  С творчеством этого знаменитого сибиряка вы уже знакомы.

Слайд 5. 

- На слайде представлены иллюстрации из рассказа, который вы изучали в 5 классе. Давайте вспомним название рассказа и автора этого автобиографического  произведения.

Слайд 6. 

- Молодцы, ребята. Виктор Петрович Астафьев написал много книг. Большинство рассказов В. П. Астафьева, написанных им для детей, вошло в сборник «Последний поклон». В. П. Астафьев писал: «Ни над одной из своих книг, а написано почти за 50 лет творчества, поверьте, немало, я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» -  книгой о своем детстве… Добротою близких сильно наше детство. А еще тем бесконечно прекрасным, что растворено вокруг – красотой родной земли, ее рек, лесов, цветов и трав, птиц, рыб, зверей и зверушек, без гармонии с которыми не вырастает ни один деревенский мальчишка. У каждого из нас своя страна детства, свои радости и огорчения. Так пусть огорчений будет поменьше, пусть берегут ваше детство добрые люди!»  

Слайд 7. 

- «Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».  В. П. Астафьев.

- О детстве.

- Счастливым.

- Да.

Ученики думают, выбирают правильный ответ из многообразия общих ассоциаций

и вместе с учителем составляют опорную схему.

папа     школа         друзья

Ученики  дискутируют, а затем отвечают на вопрос.

- Да.

Рассматривают картины на слайде, все картины ученикам знакомы. Делают вывод: на картинах известных художников изображены дети с нелегкой судьбой.

Ответы учеников.

- О детстве.

- В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Проблемный вопрос.

- Итак, ребята, В. П. Астафьев утверждает, что даже если на долю человека выпадают суровые испытания, все равно детство – это самая счастливая пора.
- Перед вами лежат маршрутные листы. Это план нашего урока. Запишите класс, фамилию, имя (в Р. П.), дату и тему урока: ««И горькое детство дарит свет». Жизнь и творчество В. П. Астафьева». (Учитель записывает тему на доске, число уже записано).

- «Горькое детство дарит свет», - говорит писатель. Согласимся ли мы с ним? Давайте вместе подумаем. Попробуйте это утверждение сформулировать в виде вопроса.

- Это проблемный вопрос, над которым мы будем размышлять, а в конце урока дадим на него ответ.

Запишите этот вопрос в маршрутный лист (учитель записывает на доске).

Ученики записывают в маршрутные листы класс, фамилию, имя (в Р. П.), дату и тему урока.

- Горькое детство дарит свет?

Записывают проблемный вопрос в маршрутный лист.

Регулятивные: определять цель, планировать деятельность с помощью учителя, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Познавательные: анализ объектов с целью выявления признаков, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

изложение своего мнения,

аргументация своего мнения,

учет разных мнений, участие в диалоге.

5. Организация познавательной деятельности.

Технология эффективного размышления, прием «инсерт».

- Ребята, сегодня наш урок пройдет в форме интервью с писателем. В. П. Астафьев  расскажет нам о своем детстве, о родителях, о годах учебы, о трудностях и лишениях, которые выпали на его долю, о своем творчестве. Он ответит на самые личные, острые вопросы. Вопросы писателю будут задавать наши уважаемые репортеры (перед репортерами лежат желтые конверты с номером вопроса). Эти же вопросы под номерами появятся перед вами на слайдах. Ответы мы услышим из уст помощников Виктора Петровича, помощниками писателя будете вы, ребята (перед вами голубые конверты с номером ответа). Вопросы и ответы читать надо выразительно и громко, чтобы всем было слышно. А еще на протяжении урока вы будете выполнять различные задания, которые отображены в маршрутных листах.

- Мне бы хотелось, чтобы слушая писателя, выполняя задания, вы подумали, как бы вы ответили на вопросы, заданные писателю, как поступили бы в той или иной ситуации? Случалось ли с вами в жизни что-то подобное: интересное, увлекательное, а может быть  печальное?

Первое задание. 

- В маршрутных листах вы будете маркировать текст, который сейчас услышите, а кто-то из вас прочитает. Это технология эффективного размышления, прием называется «инсерт». В таблице этапа урока «Биография» отметьте: (V) – уже известную вам информацию;  (+) – новую информацию; (?) – то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее;  (!) – то, что вызвало интерес  и желание узнать об этом больше.

- Все готовы? Репортеры готовы? Помощники Астафьева готовы? Итак, вперед в прошлое…

Распределяются на группы: репортеры и помощники писателя.

Должны пропустить всю информацию через себя, ответить на вопросы, проанализировать события своей жизни.

Высказывают готовность к продолжению урока.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение строить речевое высказывание, умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать, умение вносить дополнительную информацию. Познавательные: обосновывать свое мнение, на основе взаимосвязей и сопоставлений делать выводы.

Коммуникативные: умение прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке, умение продуктивно сотрудничать со сверстниками.

6. Осмысление.

Слайд-видео 8.

- Этого мальчика зовут Витя, Витя Астафьев. На этой фотографии ему 7 лет. На дворе 1931 год. Он родился и живет в сибирской деревне Овсянка, что под Красноярском, поэтому поход к фотографу для их семьи целое событие. На Вите новые сапожки, праздничная рубашка. В руке книжка, которую он захватил с собой. Фотограф обещает птичку, поэтому Витя смотрит не в объектив, а на него, ожидая, когда же и откуда она вылетит. Но чуда не происходит. Витя не знает, да и не может знать, что это их первая и последняя фотография вместе с мамой и папой. Впрочем, обо всем по порядку.

Слайд 9. 

- Деревенька эта — одна из множества подобных, что разбросаны еще по берегам рек и озер, у лесных опушек и близ дорог нашей необъятной России. И в то же время Овсянка — место особенное. Здесь в семье крестьянина 1 мая 1924 года родился истинно русский писатель Виктор Петрович Астафьев. Сейчас мы зададим ему интересующие нас вопросы.

- Так начинается биография героя повести «Звездопад», а могла бы начаться так и биография самого автора. Именно так он и родился — в бане, при свете лампы в ночь на 2 мая 1924 года, в большом селе, на берегу Енисея — Овсянке. Детство Виктора Астафьева выпало очень трудное.

- Бабушка рассказала Вите, когда он подрос, что в маленькую лодку набилось восемь человек отчаянных овсянских баб и один мужик на корме. Бабы все с торгом, в основном с ягодой — земляникой, и, когда лодка опрокинулась, по воде, ширясь, понеслась красная яркая полоса, и сплавщики с катера, спасавшие людей, закричали: „Кровь! Кровь! Разбило о бону кого-то…

Но по реке плыла земляника. У мамы тоже была кринка земляники, и алой струйкой слилась она с красной полосой. Может, и мамина кровь от удара головой о бону была там, текла и вилась вместе с земляникой по воде, да кто ж узнает, кто отличит в панике, в суете и криках красное от красного?»

- После трагической гибели матери Виктора ее родители — Екатерина Петровна и Илья Евграфович  Потылицыны окружили мальчика заботой, старались, чтобы он не чувствовал себя сиротой. Однако по простоте душевной забыть ребенку о сиротстве не давали окружающие. Дядя Левонтий, ближaйший сосед и отец деревенских приятелей мaльчикa, постоянно устрaивaющий в своем доме "пир горой", любил посочувствовaть горемыке. Это были две совершенно разные семьи.

Второе задание.

Сейчас, ребята, мы выполним задание, сравним две семьи: Катерины Петровны, бабушки Астафьева и Левонтия, их соседа и одного из героев рассказа В. П. «Конь с розовой гривой».  В маршрутном листе это таблица этапа «Исследование».  Прочтите отрывки из рассказа и сравните  жизнь героев. Вы работаете в парах. Можете тихонько совещаться.

(Желтый конверт  № 1).

Слайд 10. Вопрос 1. Почему Вас назвали Виктором?

(Голубой конверт  № 1)

- «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка. Мне дали модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором. Федек, Петек, Сережек, особенно Колек и Иванов дополна, а Виктор один». 

После каждого ответа ученики работают с таблицей «инсерт».

(Желтый конверт  № 2).

Слайд 11. Вопрос 2. Расскажите о своих родителях.

(Голубой конверт  № 2)

- «Мне было всего семь лет, когда отца посадили в тюрьму, а моя мать, Лидия Ильинична, утонула в Енисее. Я шел по берегу реки и звал: « Мама, может, ты тут еще, мама? Ты тут? Где ты, мама?» Я сел на камень и давай плакать: «Мама, выйди ко мне, хоть я на тебя погляжу».

После каждого ответа ученики работают с таблицей «инсерт».

(Желтый конверт  № 3).

Слайд12. Вопрос 3.              Кто Вас воспитывал?

(Голубой конверт  № 3).

- «Меня воспитывала бабушка, Екатерина Петровна. Через нее постигал я в буднях, в работе, в заботах русскую традицию, здоровые земные корни, красоту и суровость родной сибирской земли».

После каждого ответа ученики работают с таблицей «инсерт».

Работа в парах.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: извлечение нужной информации,

осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: оценить степень успешности выполнения задания,

корректировка.

Коммуникативные:

изложение своего мнения,

аргументация своего мнения,

учет разных мнений, участие в диалоге, соблюдение правил речевого поведения,

вступление в учебный диалог с одноклассниками.

7. Исследование.

Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Бабушка исполняла «домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела».

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

«…Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами — ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас

Пьяный Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

На следующее утро он осколками стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол…»

Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

У бабушки «олушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город».

«Дедушка никогда и ни на кого не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо».

«Дед возился на кухне, сматывал на руку старую веревку, чего-то доставал с полатей, вынул из-под курятника топор, попробовал пальцем острие».

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

«Дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, в бязевой рубахе, вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий благодушно почесывался».

Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

3. Отношение к деньгам. 

«Бабушка считала деньги обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль.

Больше семи или десяти рублей из «запасу» на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот «запас» состоял, кажется, из десятки.

Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

— Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! - напускалась бабушка на соседку. — Мне рупь, другому рупь! Что же это получится?»

3. Отношение к деньгам.

«Один раз в десять дней… Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме начинался пир горой.

Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня, жена дяди Левонтия,  с зажатыми в горсти рублями.

— Кума! Долг я принесла!

Тетка Васеня дня через три-четыре снова ходила по соседям, снова занимала до получки денег, муки, картошек — чего придется».

Семья Катерины Петровны

Семья Левонтия

4. Отношение к детям. 

«Дитятко ты мое! — запричитала бабушка. — Господь тебе пособил, господь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий».

«Я огляделся, и сердце мое радостно подпрыгнуло: на меня был накинут дедушкин старенький полушубок. Дедушка приехал ночью. Красота!»

4. Отношение к детям.

«Ребятишки левонтьевские  хватали что попадало под руки и разбегались кто куда» от отца.

«Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всем ихнем заведенье:

— Зато как тятька шурунет нас — бегишь и не запнешша».

8. Вывод.

- Бабушка раньше всех увидела во внуке какую-то странную душевную открытость. Бабушку это пугало. Она качала головой и говорила: «Порчу кто-то навел». Сам же Виктор считал эту странную душевную открытость наказанием, умением взять всякую боль на себя, страдать за всех и вся. Он мучился, терпел и мечтал.

Ученики делают собственные выводы, высказывают свои мысли.

Познавательные:

осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы,

осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

изложение своего мнения, участие в диалоге.

9. Театральная студия.

- Ребята, у меня есть еще два конверта для артистов, которые покажут нам маленькую сценку из рассказа Астафьева «Монах в новых штанах». Нужно два человека.

- А пока наши артисты готовятся к выступлению, скажите, а у вас есть мечта?           Какие чувства испытывает человек, когда его мечта осуществляется?                                        А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?  

- Хорошо, я вам желаю, чтобы ваши мечты сбывались. Артисты готовы. Давайте посмотрим, осуществилась ли мечта нашего героя?

(Желтый конверт  № 4).

Слайд13. Вопрос 4. О чем вы мечтали?

(Голубой конверт  № 4).

- «Я мечтал о новых штанах, которые бабушка обещала мне сшить из купленной материи, или, как тогда говорили, мануфактуры. Штанов с карманом, да еще новых, у меня никогда не бывало. Я вижу себя явственно в этих штанах, нарядного, красивого. Рука моя в кармане, и я хожу по селу и не вынимаю руку…»

Мальчик и девочка садятся за свободную парту и готовятся к сценке. (Раздаточный материал).

- Радость.

Ассоциации проговариваются и (или) записываются на доске (путешествие, новая вещь, игры с друзьями, праздник, общение с природой, день рождения).

Ученики показывают сценку «Монах в новых штанах».

Работа с таблицей «инсерт».

Регулятивная: 

оценивание степени успешности достижения цели.

Личностные:

самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

10. Мастерство писателя.

- Однажды в село приехaл фотогрaф, чтобы сфотогрaфировaть учеников школы первой ступени. Это - огромное событие в жизни селa. И тaк хотелось Вите и его другу Саньке попaсть нa сaмое видное место снимкa. Этa идея получaет свое рaзвитие в рaсскaзе "Фотогрaфия, нa которой меня нет".

- «Весь длинный зимний вечер школьники гужом ходили по селу, гaдaли, кто где сядет… Ни в ту зиму, ни во все последующие мы с Сaнькой не удивляли мир прилежaнием и поведением, тaк что рaссчитывaть попaсть в середину снимкa было трудно. Мы полезли в дрaку, чтоб боем докaзaть, что мы - люди пропaщие… Но ребятa прогнaли нaс из своей компaнии, дaже дрaться с нaми не связaлись. Тогдa пошли мы с Сaнькой нa увaл и стaли кaтaться с тaкого обрывa, с кaкого ни один рaзумный человек никогдa не кaтaлся. Ухaрски гикaя, ругaясь, мчaлись мы не просто тaк, в погибель мчaлись, порaзбивaли о кaменья головки сaнок, коленки посносили, вывaлялись, нaчерпaли полные кaтaнки снегу». Но вот горе-то кaкое: ночью после тaких "подвигов" нaш герой серьезно зaболел и фотогрaфировaться пойти не смог.

- Как-то учитель овсянской школы Евгений Николаевич отправился налегке в город, а возвратился на трех подводах. Много всякого нужного добра он привез для своей школы.

В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники, один учебник на пятерых. Потом еще полегчение было — один учебник на двоих. Деревенские семьи большие, стало быть, в каждом доме появился учебник. Столы и скамейки сделали деревенские мужики и плату за них не взяли.

- Отец Вити, Петр Павлович, вернулся из мест заключения, женился и начал менять дома и места работы. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, он заболел. Брошенный мачехой, Виктор оказался на улице, бродяжничал, несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, затем попал в детдом - интернат.

- Помните, ребята, что бабушка Катерина Петровна, заметила в мальчике странную душевную открытость? А учителя смогли рaссмотреть в деревенском впечaтлительном мaльчишке ту искорку, которую дaно увидеть не всем окружaющим, которaя рaно или поздно пробуждaет в человеке кaчествa неординaрного свойствa. И, будучи педaгогaми от Богa, они стaрaлись сделaть тaк, чтобы не дaть ей со временем угaснуть.

«В тридцатых годах в далекой заполярной игарской школе появился высокий чернявый парень в очках с выпуклыми стеклами и с первых же уроков усмирил буйный класс 5-й „Б“, в который и заходить-то некоторые учителя не решались. Это был новый учитель русского языка и литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский. Почти слепой, грубовато-прямолинейный, он не занимался перевоспитанием, не говорил, что шуметь на уроках, давать друг другу оплеухи, вертеться, теребить за косы девчонок — нехорошо.

Он начал рассказывать о русском языке, о его красоте, богатстве и величии. Об этом и прежде рассказывали учителя, но так тягуче и скучно, что в  удалые головы учеников ничего не проникало и сердца не трогало.

А этот учитель говорил, все больше распаляясь, читал стихи, приводил пословицы и поговорки, да одну другой складнее, и, дойдя до слова „яр“, усидеть на месте не мог, метался по классу, горячо жестикулировал, то совал кулаками, как боксер, то молитвенно прижимал руку к сердцу, усмиряя его и себя, и выходило, что слово „яр“ есть самоглавнейшее и красивейшее слово на свете и в русском языке, ведь и название городов — Ярославль, Красноярск — не могло обойтись без „яра“, и берег обрывистый зовется яр, да и само солнце в древности звалось ярило, яровое поле — ржаное поле, яровица, ярица, которую весной сеют; ярый, яростный человек — вспыльчивый, смелый, несдержанный, а ярка, с которой шерсть стригут?..

Словом, доконал их учитель, довел до такого сознания, что они поняли: без слова „яр“ не то что ни дыхнуть, ни охнуть, но и вообще дальше жить невозможно…»

Учиться стало интересно, и вконец разболтавшиеся, кровь из учителей почти до капли выпившие второгодники и третьегодники… подтянулись и принялись учиться подходяще и по другим предметам.

- Как-то для знакомства Игнатий Дмитриевич заставил детей по очереди вслух читать «Дубровского». Почти все бубнили невнятно, спотыкались. По ходу чтения почти для каждого ученика приговор безапелляционный звучал. «Кто тебе отличные оценки ставил? Тебе во втором классе учиться!..» И так каждому, каждому. А в итоге говорит: «Только один парень из вас читает ничего, прилично…»

А парень этот — Витя! Первый раз его кто-то похвалил! Дальше уж  на его уроках он из кожи лез. Впрочем, и другие ребята тоже. Игнатий Дмитриевич Рождественский воспринимал учеников людьми себе равными, он был в судьбах их заинтересован. Витя же на уроках у него стал завзятым чтецом.

(Желтый конверт  № 5).

Слайд 14. Вопрос 5. Когда Вы пошли в школу?

(Голубой конверт  № 5).

- «В сентябре 1932 года я пошел в первый класс овсянской школы. В деревенском доме  парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Мы принесли из дома скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы поочередно писали палочки. Счету учились на спичках».

(Желтый конверт  № 6).

Слайд15. Вопрос 6. А что было потом?

(Голубой конверт  № 6).

- «А потом хоть и трудное, но счастливое детство быстро закончилось, и самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки».

(Желтый конверт  № 7).

Слайд16. Вопрос 7. Как Вы жили в детском доме?

(Голубой конверт  № 7).

- «Свой детский дом я вспоминал с большой теплотой. Именно в нем я встретил людей, которые довольно сильно повлияли на мое отношение к жизни, к самому себе, своему будущему. Главное богатство моей жизни — люди, и на учителей мне повезло».

(Желтый конверт  № 8).

Слайд17. Вопрос 8. Как Вы учились?

(Голубой конверт  № 8).

- «Я уже год или больше сочинял стишки, четыре строчки из моих творений уже были упомянуты в газетном обзоре творчества школьников.  Я  был так этим горд, что учиться стал… еще хуже. Но хуже некуда было! Я и без того сидел третий год в пятом классе и считал, что поэту эта математика совсем не нужна, что поэт волен, как птица, и всегда должен быть в полете, а в полете и скучные науки, как математика, химия или физика с геометрией — лишний груз. Зато уж по русскому и по литературе…

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану.

11. Поиск.

Третье задание.

- Ребята, вы уже получили некоторое представление о писателе, его творчестве.

Давайте обратимся к пейзажной зарисовке рассказа «Конь с розовой гривой». Может она дополнит наши представления об авторе?

Сейчас мы выполним следующее задание. В маршрутных листах этап «Поиск». Вам нужно внимательно прочитать отрывок и заполнить таблицу: найти в тексте образы (цвет, звук, настроение).  У каждого одно задание.

Давайте обратимся к образности языка  

В. Астафьева. Перед вами схема, заполните ее примерами из текста.    

- Все учителя это заметили и, видя его желание «выпутаться», начали помогать, тянуть. Ну и вытянули и в геометрии, и в физике. Шестой класс Витя закончил.

- А еще, там впервые Витя увидел рояль во Дворце пионеров. Его потрясла сама его внешняя фактура. Он погладил его. А когда на нем заиграли, чуть не умер от разрыва сердца. Как много густого, сочного звука!

- Прaвдa, ребята, учитель слово с Вити взял, что нa учебе его теaтрaльные увлечения не отрaзятся.

- Об этом В. П. Астафьев напишет в своей повести «Кража», где главный герой Толя Мазов тоже плакал в кино от светa, добрa, горя и счaстья.

Много в Игaрке рaботaло сaмодеятельных кружков. Ребятa что-то пилили, строгaли, клеили, вырезaли, сооружaли, и не только во дворце пионеров или в школaх, но и домa, по избaм и бaрaкaм.

И еще в Игaрке очень много и жaдно читaли. Книги в библиотеке сплошь изношенные. Хорошо это, ребята? Да, значит, читaют игaрские дети!

- Он часто вспоминал единственную книгу, у которой не было ни обложки, ни начальных страниц, но она сослужила ему добрую службу, помогла пережить трудные дни и часы. Десятки раз перечитывал ее Витя. То были «Приключения Робинзона Крузо» Даниеля Дефо. Эту повесть и ее автора Виктор Петрович не раз вспоминал в течение всей жизни, когда заходила речь о роли книги в его судьбе. 

Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Все это пережито в Игарке. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы. Наконец, именно в Игарке В. П.  написал свой первый рассказ «Жив» («Васюткино озеро»).

- Вскоре он поступил нa кирпичный зaвод коновозчиком, подвозил с лесозaводa отходы к топкaм. Глaвной его целью стaло - зaрaботaть денег нa пaроходный билет, выехaть нa мaгистрaль и попробовaть тaм поступить в кaкое-либо училище. В конце концов тaк оно и случилось. Он устроился в Крaсноярскую железнодорожную школу ФЗО № 1, которaя былa создaнa нa стaнции Енисей.         

Когдa нaчaлaсь Великaя Отечественнaя войнa, Виктор нaходился в стaнке Курейкa, рaботaл тaм письмоводителем, конюхом, водовозом при сельсовете. «Война пришла и все перемешала, всю жизнь она поставила дыбом».                  

Ребята, мы не будем сегодня спрашивать у писателя о его фронтовых годах. Об этом вы узнаете на других уроках литературы или прочтете самостоятельно. Отметим только, что за войну Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».

Читают  пейзажную зарисовку из рассказа «Конь с розовой гривой» и заполняют таблицу в маршрутном листе.

А) Слова, передающие цвет: ясный день, рябенькие кукушкины слезки, синие колокольчики, полосатые цветки, голубые рупоры колокольчиков, блестели березовые листья, мерцало; красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки; боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

Б) Слова, передающие звуки природы: на длинных хрустких стеблях, колокольчики, пчелы, цветки-граммофончики, шмели заслушивались музыкой.

В) Слова, передающие настроение: день был ясный, летний; обогретая земля цветки-граммофончики, в голубые их рупоры совали головы шмели, заслушивались музыкой, осинник сомлел от жары, боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве.

боярка доцветала и сорила в воду, сосняк был в синем куреве, мост колыхался легким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истончался и кружевце рвалось.

Ребята делают вывод:    при создании пейзажной зарисовки Астафьев использует много цветообразов и звукообразов, делая ее более жизненной. Проза В.П. Астафьева -  это проза ощущений. Читая его рассказы, мы как будто прикасаемся к предметам, чувствуем запах, видим насыщенность красок, нам передается настроение героев.

(Желтый конверт  № 9).

Слайд18. Вопрос 9. А как же другие предметы?

(Голубой конверт  № 9).

- «История, литерaтурa, русский язык, геогрaфия у меня шли прилично. Но другие предметы не дaвaлись - дaже посредственных оценок по ним не имел.

Игнатий Дмитриевич кaк-то скaзaл мне: "Вроде у тебя способности… Совсем скоро взрослым стaнешь. Зaдумaйся нaд своим будущим. Ведь если тебя недоучкой из детдомa шугaнут, чего делaть-то будешь?.."
Я его услышaл и вроде кaк испугaлся зa себя. Стал налегать, стараться и по другим предметам».

(Желтый конверт  № 10).

Слайд19. Вопрос 10. Вам было, наверное, нелегко?

(Голубой конверт  № 10).

- «Игарка далась мне тяжело, но и дала немало… Там я впервые услышал, например, радио, патефон, духовой оркестр, прокатился на велосипеде. Впервые увидел полярное сияние, оленей, нарты, испытал себя на собачьей упряжке. А на районной олимпиаде меня однажды премировали настоящими финскими лыжами».

(Желтый конверт  № 11).

Слайд20. Вопрос 11. Вас дразнили одноклассники?

(Голубой конверт  № 11).

- «О, да! Зa свои росскaзни и "исключительные aртистические способности" я был призвaн в дрaмкружок. В «Недоросле» я играл Скотинина. Для чистоты образа мне подушку привязывали на пузо. Играл с успехом! Правда, со сцены  привирaл, присочинял ребятaм нa потеху. Потом приятели до конца учебы звали меня «Скотиной», а я, довольный, на театральное свое имя откликался».

(Желтый конверт  № 12).

Слайд 21. Вопрос 12. Расскажите о самом счастливом дне в Вашей жизни?

(Голубой конверт  № 12).

- «Сaмый счaстливый день я пережил именно в Игарке. На случaйно попaвший ко мне рубль я купил билет и попaл в кино нa «Большой вaльс». Музыкa Штрaусa, высокое искусство рaстопили мою душу. Нa экрaне рaзыгрывaлaсь чужaя, нaряднaя, восхитительнaя, дaже в снaх не пережитaя жизнь, тaкaя дaлекaя от детдомовской, a в зaле сидел я, зaбытый, не нужный никому мaльчик и нaвзрыд плaкaл от светa, добрa, горя и счaстья».

(Желтый конверт  № 13).

Слайд 22. Вопрос 13. Расскажите о роли книги в Вашей жизни?

(Голубой конверт  № 13).

- «Во всех передрягах меня вела и спасала книга. Я везде находил себе по вкусу книги, читал в самых неподходящих, даже немыслимых ситуациях и условиях. Если бы у меня тогда была какая-то своя книга, я обязательно обращался с ней очень аккуратно, берег бы ее, обернул бы тщательно и везде таскал за собой».

(Желтый конверт  № 14).

Слайд 24. Вопрос 14. Как сложилась Ваша судьба после детского дома?

(Голубой конверт  № 13).

- «Я зaкончил шестой клaсс, но дaлее уже учиться мне не довелось, ибо детдомовский возрaст кончился - 1 мaя 1941 годa мне исполнилось 17 лет. Я должен был нaчинaть сaмостоятельную жизнь, кормить и одевaть сaм себя, думaть о дaльнейшей судьбе».

Познавательные: извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства).

Коммуникативные: участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные: анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого  результата.

12. Ответ на проблемный вопрос. Итог работы с  таблицей.

Слайд25. Горькое детство дарит свет?

- Давайте возвратимся к теме сегодняшнего урока и ответим  на проблемный вопрос: «Горькое детство дарит свет?»

А вот как на этот вопрос ответил когда-то В. П. Астафьев.

«Жалеть меня в связи с выпавшим на мою долю трудным детством не надо…                Если бы дано мне было повторить жизнь сначала, я выбрал бы ту же самую, насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями. Они помогают обостренней видеть мир и глубоко чувствовать доброту. Лишь одно хотел бы я изменить: попросил бы судьбу оставить со мной маму»,- вспоминал В. П. Астафьев.

- Детство – чудная пора познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты то невозможно счастлив, то безнадежно одинок. Детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно прекрасно, потому и помнится.

- Вот и подошло к концу наше интервью с писателем.

Узнали что-то новое из биографии Астафьева? Услышали уже знакомые сведения? А появилось желание узнать еще больше, прочитать новые произведения писателя? Жизнь у Астафьева была, конечно, трудная, но яркая, насыщенная событиями. Я рада, что мы вспомнили уже известные факты биографии и произведения писателя и узнали что-то новое и полезное для дальнейшей учебы и жизни. Есть такая народная мудрость, которая гласит, что нужно учиться на чужих ошибках…

Виктор Петрович был просто человеком — чувствовал боль и страдал от несправедливостей, смеялся и огорчался, совершал ошибки, но, прежде всего, стремился в своих произведениях помочь нам избежать их, учил нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению. Он безмерно любил жизнь и этот мир. Вложил всю свою любовь в книги и подарил их нам. Мы должны принять их, задуматься над ними, порадоваться и погрустить вместе с писателем… А для этого его произведения нужно прочитать. Записываем домашнее задание.

Ответы детей.

Ответы детей. Выводы по работе с таблицей.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

13. Домашнее задание.

Слайд 26.

Д/З: прочитать рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», выписать в тетрадь непонятные слова;

прочитать другие рассказы (по желанию).

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.

14. Рефлексия.

Слайд 27.

- А теперь подведем итог нашей работе. Нас должны посетить «пять вдохновений».

В завершение урока – творческая работа: напишите синквейн. В маршрутных листах  два задания вы можете выбрать одно из них.

Проверка синквейна. Отметки помощникам и всем за работу.

Синквейн учителя.

- Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо  за плодотворную работу на уроке.

Ученики 6-б класса

Умные, сообразительные

Рассуждали, творили, исследовали

Приняли активное участие в работе

Молодцы!

Пишут синквейн в маршрутных листах.

Познавательные: умение делать вывод.

Регулятивные: умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать, оценка процессов и результатов деятельности.

15.Дополнительное задание.

Слайд 28.

- Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.

- Снаружи мило, а внутри гнило.

- Верная указка не кулак, а ласка.

- Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.

- Добро сильнее зла.

- Без строгости и щенка не вырастишь.

- Добрый пример лучше ста слов.

 

После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.

Личностные:

осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 8 классе " Отражение света"

Технологическая карта урока физики в 8 классе " Отражение света"...

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока " Значение бактерий в природе и жизни человека"

Конспект урока представлен в виде технологической карты, этапы урока соответствуют типологии уроков Шамовой Т.И., Давыденко Т.М. На данном уроке в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметн...

Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света

Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...