Я знак бессмертия себе воздвигнул....
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Интегрированный урок  химии и литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Интегрированный урок химии и литературы.

цель: Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского ученого М.В.Ломоносова. Задачи: развитие навыков выразительного чтения, устной монологической речи, актёрских умений;

воспитание  чувства патриотизма, гордости за великого соотечественника.

"Ломоносов был великий человек…

Он   создал первый университет.

 Он, лучше сказать сам был первым нашим унивеситетом."                                                                                                        

                                                                                                     

/А. С. Пушкин/

Выставка книг Ломоносова и о Ломоносове “ Юность Ломоносова” М. Муратов; ж “Уроки литературы” №4-2003 и приложение к ж. “ Литература в школе”; портрет М. Ломоносова./1711-1765/

Какая польза тем, что в старости глубокой

                                         И в тьме бесславия кончают долгий век!

                                         Добротами всходить на верьх хвалы высокой

                                         И славно умереть родился человек

                                                                           /М.В.Ломоносов. “Тамира и Селим”, 1750./

  Учитель: Эти строки М.В.Ломоносова – эпиграф ко всей его жизни. Физик и химик, географ и астроном, историк и геолог, лингвист и поэт…  Где только не прославил свои таланты этот выдающийся человек!

  Он сформулировал принцип сохранения материи и разработал теорию теплоты. Он открыл наличие атмосферы на Венере. И он же основал первую в России научно – исследовательскую химическую лабораторию. Ломоносов первый русский академик.

  Русская историческая наука "зачиналась" его трудами. Он – первый в мире географ – полярник. Мозаичное производство в России возрождено Ломоносовым. Принципы российского стихосложения сформулированы им же.        

  Кто из русских ученых впервые высказал мысль о существовании атома? – Ломоносов. Кто планировал освоение северного морского пути? Кто объяснил принципы образования атмосферного электричества, раскрыл загадку грозы и северного сияния? Тоже он. Кто составил "Российскую грамматику" и создал теорию солей? И это тоже он. Неужели один человек в течение 54-х – летней жизни смог столько успеть, начиная каждое дело практически с нуля, стать повсюду основоположником, родоначальником, первопроходцем!

  Трудно в это поверить. Говорят, один из современников Ломоносова, французский химик, предупреждал коллег, чтобы они не путали Ломоносова – ученого с Ломоносовым – писателем : это, дескать, разные люди, однофамильцы.

  Но мы – то знаем, что это не однофамильцы. Наш соотечественник был и литератором - просветителем и ученым -  естественником.

   С жизнью этого великого человека мы познакомимся на этом уроке. ( по ходу урока учащиеся делают краткие записи в тетрадях )

1 ученик Ломоносов родился в то время, когда Россия вступила в новый период своей истории: в недрах феодального общества крепла молодая национальная буржуазия, государство проводило мероприятия, которые способствовали развитию торговли и промышленности. Особенную роль в этом сыграли реформы Петра I.  Строились новые города, сооружались каналы, росла добыча и переработка руд, появились текстильные и стекольные мануфактуры. ПётрI пригласил в Россию немало западно-европейских ремесленников и ученых, чтобы преодолеть научную и техническую отсталость феодального государства. Немало внимания уделялось тогда и формированию русской интеллигенции. Реформы ПетраI подготовили и учреждение Академии наук, открытие которой в 1725 г состоялось в только что построенной столице России Санкт-Петербурге.

        

2 ученик: М.В.Ломоносов родился 8(19) ноября 1711г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова,в одном из отдаленных уголков бывшей Архангельской губернии, в деревне Мишанинской (Денисовке) Куростровской волости Двинского уезда.

  В детстве Михаил вместе отцом принимал участие в рыбной ловле, они побывали на Двине, в Северном море и Северном Ледовитом океане.

   Будучи от природы весьма наблюдательным, Ломоносов подмечал особенности жизни, природы, края и быта его обитателей, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе.

   Разъезжая с отцом, он познакомился с различными производствами. Побывал на приморских солеварнях Северного моря и хорошо изучил производство соли. Поэтому понятен тот интерес к промышленности, который сохранился у Ломоносова на всю его жизнь.

  Грамоте М.В.Ломоносов научился рано у своего односельчанина Ивана Шубного. Особенно увлекала его грамматика М.Г.Смотрицкого и арифметика Л.Ф.Магницкого, которые он называл "вратами своей учености". Чтение книг для Ломоносова было большой радостью и будило в нём непреодолимое стремление к знаниям. Отец сперва поощрял книжное прилежание единственного сына, радовалась и маменька. Однако после смерти её Василий Дорофеевич женился, и мачеха препятствовала пасынку заниматься любимым делом.

  В душе юноши крепло желание посвятить жизнь наукам. Хоть и предстояло ему, единственному сыну, унаследовать дело отца, всё же решился он избрать иную участь.

  Учитель: В декабре 1730 г морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Славяно-греко-латинской академии, где, он знал, "учености заморской преизбытно". Без денег отправляться нельзя, и онобратился за помощью к соседу : занял у него тулуп и денег.(Фома Шубный одолжил ему 3 рубля). Так Ломоносов на 19-ом году своей жизни покинул свой дом. Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около 3-х недель. В конце декабря подошли к Москве. В этом учебном заведении учились исключительно дети дворянского и духовного звания, и Ломоносову, чтобы поступить туда, пришлось пойти на обман: скрыть своё крестьянское происхождение. Благодаря этому, он был принят в Спасские школы ( так называли в Москве Словяно-греко-латинскую академию). Великовозрастному ученику пришлось начинать с младших классов, где учились ребята 8-10 лет. Ломоносов терпеливо сносил насмешки и "несказанную" бедность своего быта. “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как  на денежку хлеба и на денежку кваску, прочее – на бумагу, на обувь и другие нужды (20 копеек за угол, который он снимал). Так я и жил 5 лет и наук не оставил”,- вспоминал он. (алтын-90 копеек в месяц,10 руб. в год. Весь курс обучения академии рассчитан на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет!). другим ученикам помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно обращаться к отцу. Так он жил за 3 копейки в день

Ученик 3: Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл три класса, в свободное время усердно посещал библиотеку. Преподаватели не могли не обратить внимания на прилежного школяра. Ещё до окончания академии в январе 1736 г. Ломоносов в числе 12-ти лучших учеников отправляется в Петербург для обучения при Академии наук (было ему 24г.). Здесь он обучается немецкому языку, математике, риторике, географии, истории. Не прошло и года, Ломоносова и ещё 2х наиболее способных студентов отправляют в Германию для обучения химии и горному делу.

    Сначала Ломоносов  в Марбурге слушает лекции профессора Вольфа. Христиан Вольф был весьма доволен успехами русского студента и в 1738 г. докладывал в Петербург: “У господина Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова среди всех (студентов)”.

  Закончив курс наук в  Марбурге, в июле 1739г будущий ученый переезжает в городок Фрейберг, где изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

  В июне 1741г , он , полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в петербургской  академии наук. В январе 1742г. М.В. Ломоносов  был  назначен адъютантом Академии наук (помощником профессора), а в 1745г избран академиком (профессором химии). К этому времени Ломоносов стал ученым с большим научным кругозором. В общей сложности за рубежом он прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

Учитель: В 1739г (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет её в Петербург в Российское собрание при Академии наук (Хотин- непреступная турецкая крепость на Балканах). Это событие вошло не столько в историю военного дела, сколько в историю литературы, потому, что почти никому неизвестный студент написал о взятии Хотина стихотворение. Белинский сказал : "Новая русская литература началась с «Оды за взятие Хотина.»; с Ломоносова начинается наша литература: он был её отцом и пестуном ,он был её Петром Великим."

  Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к Родине, к русским людям, науке. В «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» 1747г. Ломоносов прославляет науку :

Ученик

                                     Науки юношей питают,

                                     Отраду старым подают,

                                     В счастливой жизни украшают,

                                     В несчастной - случай берегут;  

                                     В домашних трудностях утеха

                                     И в дальних странствах не помеха.

 

Современников Ломоносова удивлял ещё небывалый в русском языке размер стихов. Эта система стихосложения называется силлабо – тоническая (в основе её лежит выверенность числа слогов, количества и чередование ударных и безударных слогов и места ударений в стихотворных строках). В 18 веке оды Ломоносова гремели на всю страну. Многим его стихам подражали поэты 19 века. Он первым выполнил перевод знаменитых стихов Горация «Я воздвиг памятник…».

               

Ученик      

                 Я знак бессмертия себе воздвигнул

                 Превыше пирамид и крепче меди,

                 Что бурный аквилон сотреть не может .

                 Ни множество веков, ни едка древность.  

                 Не вовсе я умру; но смерть оставит

                 Велику часть мою, как жизнь скончаю .

                 Я буду возрастать повсюду славой,

                 Пока великий Рим владеет светом…

                                                                          (1747г «Я знак бессмертия себе воздвигнул»)

Сравните стих А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:

Ученик

                Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

                К нему не зарастёт народная тропа.

                Вознесся выше он главою непокорной

                Александрийского столпа.

                Нет ,весь я не умру – душа в заветной лире

                Мой прах переживет и тленья убежит –

                И славен буду я, доколь в подлунном мире

                Жив будет хоть один пиит.

  Велика роль М.В.Ломоносова в развитии русского литературного языка. Борясь за культуру русской речи, он составил «Российскую грамматику» - первый подлинный научный труд на русском языке. Книга эта выдержала 14 изданий. Кроме того Ломоносов в 1744 и 1748гг выпустил « Руководства к красноречию», чаще называемые «Риторика». Книга учила строить речь, пользуясь неисчерпаемыми богатствами родного языка.

   В 1748г он переводит на русский язык курс физики своего учителя Вольфа.

   

  Первые годы работы Ломоносова в Академии наук были сложными. Против него ополчилась группа профессоров – иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну гордости, независимости, его гениальности. Они не выплачивали вовремя жалованье, а однажды посадили Ломоносова под арест (под домашним арестом Ломоносов находился 8 месяцев). И что же? Этот период оказался едва ли не самым плодотворным в жизни ученого. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не смогли бы сочинить за всю свою жизнь.

 

  Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение а Академии велось на русском языке, а не на латыни, как прежде. Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, градусник, предложный падеж и т.д.

       

  Творческую деятельность М.В.Ломоносова можно разделить на три периода. Первый – с 1741 по 1748г (до постройки химической лаборатории) был посвящен главным образом теоретическим исследованиям в области физики.

  Второй период охватывает время от постройки химической лаборатории до 1757г. в эти годы Ломоносов занимается решением различных вопросов теоретической и экспериментальной химии.

  Третий период – это период с 1757г до конца его жизни. В это время М.В.Ломоносов много времени уделяет работам в области различных прикладных наук и административной деятельности.

  4 ученик: Несмотря на разнообразие научных интересов М.В.Ломоносов придавал большое значение физическим и химическим исследованиям.

  Большое историческое значение имеет определение Ломоносовым предмета химии и  основных путей её дальнейшего развития. В начале 18 века химия была придатком медицины. Ломоносов впервые сформулировал её как науку, которая основывается на атомно – молекулярной теории. Создание Ломоносовым первой химической лаборатории в 1748г , его педагогическая и научная деятельность неразрывно связаны с развитием химической науки в России. Достижения химической науки Ломоносов связывал с решением практических задач. Ему принадлежат слова "Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие". В этом мы убеждаемся каждый день, какую бы область народного хозяйства ни взяли.

   Атомно – молекулярная теория, разработанная Ломоносовым, неразрывно связана с движением – материя и движение неразрывны. Одним из важнейших научных подвигов Ломоносова является открытие и экспериментальное обоснование всеобщего закона сохранения массы вещества и движения. За 40 лет до Лавуазье (которому приписывается открытие сохранения массы вещества и движения кА единый всеобщий закон природы).

  Много сделал Ломоносов в области физической химии. Особенно большой интерес представляют работы в области растворов. Его представления о процессе растворения соответствуют современным, и приходится удивляться гениальности этого человека, который  200 лет назад с предельной ясностью сформулировал основные положения теории растворов.

  5 ученик: с именем М.В.Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горноразрабатывающей, соледобывающей промышленности. Ему принадлежат работы в области добычи золота. Он первый в России создал мозаику, где проявил не только своё искусство как художник, но прежде всего как химик и химик – технолог. М.В.Ломоносов с большим упорством производит тысячи плавок для того, чтобы разработать способы получения цветного стекла (смальты) для мозаичных картин. Одновременно он является изобретателем красок для окрашивания стекла и фарфора, отыскал рецепты мастики, с помощью которой можно было крепить стекло к медной основе. В Эрмитаже хранится собственноручно набранная Ломоносовым мозаика. Это портрет Петра I учитель показывает фотографии мозаики (ж. “Читаем, учимся, играем.”№ 4-2001г,стр21). и еще одна мозаика  "Полтавская баталия" (ж. “Литература в школе” № 4-форзац или ж. “Уроки литературы ” №4-2003 стр. 21). Картина набиралась на плоскую медную основу весом 80 пудов, укрепленную железными полосами. Размер мозаики 6,5х5м. трудились над картиной 7 помощников Ломоносова, уложившие в общей сложности около полутора миллионов кубиков смальты.

 

Учитель: В 1752г Ломоносов добился разрешения на организацию стекла, бисера, стекляруса и др. галантерейных изделий, что до этого ввозились из-за границы.

  Большой интерес представляет его деятельность в области исследования добычи золота. Он первый пришёл к мысли, что россыпное золото можно добывать из песков во многих местах России, и создал теорию образования россыпного золота, указывая, что после открытия золотоносного песка нужно искать коренное месторождение золота, поднимаясь вверх по рекам.

  М.В.Ломоносов прилагал много усилий для того, чтобы создать в России университет, и добился открытия первого русского университета в 1755г. этот университет (носящий сейчас имя Ломоносова) прославил русскую науку результатами своих исследований и осуществил заветную мечту Ломоносова об истинной пользе и славе отечества.

  Тяжело заболев в марте 1764г. , он говорил академику Штелину: " Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества…".

  На 54 –ом году жизни 4 (15) апреля 1765г. М.В.Ломоносова не стало.

  Однако за столь короткий жизненный путь он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.

  По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей  истории человечества, да и на протяжении последующих двух веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты великого русского народа

Ученик

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло ломоносов

Шумит в академическом саду.

Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

В неё вошёл, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Вопрос: Какие сведения о Ломоносове вам известны, кроме тех, которые мы вам сообщили?

Учитель: В заключении нашего урока предлагаю провести  конкурс знатоков

1. Что значили устаревшие слова , встречающиеся в произведениях Ломоносова?

  • У желны а) 2 ноги;   б) 4 ноги;   в) 6 ног. (желна – это дятел; 2 ноги )
  • Что такое ланиты? а) ткань;  б) цветы;  в) щеки?  (в ).
  • Вран – это: а) враг;  б) врун;  в) ворон?  (в ).
  • Пестун – это : а) палец;   б) наставник;  в) пистолет?  (б ).
  • Что такое полушка? Сколько копеек в полушке? а) 10 копеек;   б) ½ копейки;  в) ¼ копейки ? (это серебряная монета достоинством в полденьги, т.е.1/4 копейки ).
  • Клобук носят: а) на голове;   б) на шее;  в) в кармане?  (клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом ).
  • Что необходимо, чтобы стать толмачом? а) хорошо рисовать;   б) быстро бегать;  в) хорошо знать языки?  (толмач - переводчик ).
  • Покажите десницу.  (десница – правая рука ).
  • Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали;   б) пахали;  в) пели?  (орать - пахать ).
  • Простоволосый – значит: а) без кудрей;   б) без волос;  в) без шапки?  (с непокрытой головой ).
  • Покажите длань  (рука, ладонь ).
  • Для чего использовали дощеник? а) для плавания;   б) для захоронения;  в) для письма?  (это плоскодонное парусное вёсельное судно ).

  1. Когда и где родился Ломоносов?
  2. Первые учебники Ломоносова.
  3. Где и когда Ломоносов учился в Москве? (с1731 по 1735г. в Славяно-греко-латинской Академии.) 
  4. Какими языками владел Ломоносов ? (русским ,церковно – славянским, латинским, немецким, французским).
  5. Когда была построена первая в России химическая лаборатория? (1748г.)
  6. Когда был основан Московский университет?  (1755г.)
  7. Как Ломоносов называл молекулы и атомы? (атомы – элементы; молекулы – корпускулы).

В тетради у ребят и на доске выписаны основные этапы в жизни Ломоносова.

8(19) ноября 1711г – родился в деревне Мешанинская ( Денисовка) – Ломоносовка

1730 – 1735 гг -  обучение в Славяно-греко-латинской    академии.

1736 – 1738гг -  учеба в Марбурге ( у профессора Вольфа)

1739 – 1740гг  -   учеба в Фрейберге.

1741г -   возвращение в Петербург.

1742г -  назначение адъютантом Академии наук.

1748г -  открытие первой научно – исследовательской химической лаборатории.

1755г -  открытие первого русского университета в Москве.

1765г 4(15) апреля Ломоносов умер

Памятники М.В.Ломоносову:

Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века. Друг и соратник А. Н. Радищева П. И. Челищев вскоре после выхода в свет "Путешествие из Петербурга в Москву" и ссылки Радищева в Сибирь предпринял путешествие по Северу России. Он установил на родине учёного деревянный памятник Ломоносову.

На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников учёному замечательный русский скульптор И. П. Мартос, автор монумента Минину и Пожарскому на Крас-ной площади. Памятник этот стоит сейчас перед зданием Архангельского государственного технического университета.

Куростров, родина М. В. Ломносова. Здесь прошла его детство и юность. Дома отца не существовало уже в XVIII столетия. На его месте к 200-летию рождения М. В. Ломоносова бы-ла построена замская школа. Теперь здесь музей. Перед ним восстановлен небольшой квадратный пруд с железной решеткой - дело рук ещё отца Ломоносова

Недалеко от музея стоит ныне школа-десятилетка, носящая имя великого учёного. В 50-е годы перед ней установили памятник М. В. Ломоносову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Урок - мужества "Из юности в бессмертие"

Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""

Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...

Конспект урока «Пунктуация» (знаки препинания рассказывают о себе).

Методическая разработка урока по пунктуации....