"Я знак бессмертия себе воздвигнул..." (Конкурс знатоков, посвящённый М.В. Ломоносову)
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Капустина Вера Ивановна

Внеклассное занятие, посвящённое М.В. Ломоносову

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_znatokov_posvyashchyonnyi_m.v._lomonosovu.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Конкурс знатоков,   посвящённый М. В. Ломоносову»

Цели:

обобщение и систематизация знаний о М. В. Ломоносове;

развитие навыков выразительного чтения, устной монологической речи, актёрских умений;

воспитание  чувства патриотизма, гордости за великого соотечественника.

Оборудование: фотографии М. В. Ломоносова, тема конкурса, музыкальный центр, жетоны, призы.

Ход занятия

     Ведущий: Дорогие гости, учителя, ребята! Сегодня мы проводим конкурс знатоков «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», посвящённый 300-летию  со дня рождения М. В. Ломоносова.

    Для знатоков прозвучат вопросы и задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если знатоки затрудняются ответить, на помощь приходят зрители. За правильный ответ им вручается жетон. Активные участники будут поощрены. (Представляются члены жюри). Вести конкурс нам помогут чтецы и биографы.

(Звучит торжественная музыка).

     Чтец 1. «Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звёзды украшали русское небо XVIII столетия. Звездою первой величины явилась слава Михайла Ломоносова». (Борис Шергин. «Изящные мастера»).

     Простой русский мужик, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.

     Чтец 2.  Короток жизненный путь Ломоносова. Он родился 8 (18) ноября 1711 года, скончался на 54-м году жизни  4 (15) апреля 1765 года. За это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.

     По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты великого русского народа.

     Чтец 1. Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и т. д.

     Он был новатором в горном деле, в изготовлении  приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.

     Чтец 2. Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

     Биограф 1. Михайло Ломоносов родился в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Это современное название. Во времена Ломоносова оно звучало так – Архангельская губерния, Куростровская волость Двинского уезда, деревня  …

    Ведущий:  Знатоки, внимание! Назовите место рождения Ломоносова. (Мишанинская).

    Биограф 2.  Эта деревня располагалась на острове на реке Северная Двина. Крестьяне жили там не особенно бедно. Они обрабатывали землю, добывали рыбу и морских зверей (тюленей да моржа) в Белом море. «Нас река да море кормит», - говорили они.

     Здесь-то в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, женатого на Елене Ивановне Сивковой, дочери дьякона села Николаевские Матигоры, в 1711 году родился один из величайших людей России.

     Биограф 1. Михайло был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрёл морское судно с двумя мачтами – гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки.

    Ведущий:  Знатоки! Вопрос второй. Как называлось морское судно Василия Дорофеевича? («Чайка»).

     Биограф 2. Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С десяти лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Учиться грамоте он начал поздно, лет в двенадцать. К тому времени он уже освоил рыбный промысел. Но «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться.

     Ведущий:  Задание знатокам. Назовите первые книги, по которым учился Ломоносов. Он выучил их наизусть и назвал «вратами учёности». («Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого. 3 балла).

     Биограф 1. Ломоносову шёл 19-й год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить от отчего дома.

     Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву. Без денег отправиться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег.

     Ведущий: Внимание, вопрос! Сколько денег одолжил Ломоносову его  сосед Фома Шубный? (Три рубля).

     Биограф 2. Обоз с мороженой рыбой шёл из Холмогор в Москву около трёх недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение.

     Ведущий: Знатоки, слушайте вопрос. Как называлось это учебное заведение? Второе его название? (Московская Славяно-греко-латинская академия. Второе название – Спасские школы).

     Биограф 1.  Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть своё крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так как именно там начинали изучать язык, который нужен был для дальнейшей учёбы.

     Ведущий:  Какой язык был так необходим для дальнейшей учёбы? (Латинский).

     Биограф 2. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил гораздо быстрее.

     Ведущий:  За сколько лет Ломоносов закончил курс академии? (За пять лет).

     Биограф 1. А в каких условиях приходилось учиться! Ломоносову, как и другим ученикам, назначалось жалованье.

     Ведущий:  Внимание, знатоки! Каким было «жалованье» ученика Славяно-греко-латинской академии в месяц, в год? (90 копеек в месяц, 10 рублей в год).

    Биограф 2. Это было тяжёлое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «… Несказанная бедность: имел один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил». (Из письма Ломоносова Шувалову в 1753 году).

     Биограф 1. Другим ученикам помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно обращаться к отцу. Так он и жил на три копейки в день.

     В конце 1735 года в Московскую академию пришёл приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов.

     В сентябре 1736 года Ломоносов для продолжения учёбы был послан за границу.

    Ведущий:  В какую именно страну был послан Ломоносов? (В Германию). Сколько учеников было отправлено тогда за границу? (3 ученика).

     Биограф 2. В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии.

     В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

     Биограф 1. В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет её в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Это было как гром среди ясного неба! Впоследствии В. Г. Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина»; «С Ломоносова начинается наша литература: он был её отцом и пестуном, он был её Петром Великим».

     Ведущий: Внимание, знатоки! Слушаем вопрос. Поэзия существовала и до Ломоносова. Какая система стихосложения связана с его именем? (Силлабо-тоническое стихосложение).

Что такое силлабо-тоническое стихосложение? (От греч. «слог» и «ударение»; система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках).

     Биограф 2. Да, силлабо-тоническое стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились такие размеры, как ямб, хорей…

     Ведущий:  Назовите основные размеры стихов. ( Двусложные: хорей, ямб; трёхсложные – дактиль, амфибрахий, анапест).

     Биограф 1. Один из современников Ломоносова вспоминал о первом прочтении его стихов: «Мы были очень удивлены таким ещё не бывалым в русском языке размером стихов… Все читали и удивлялись новому размеру».

   Н. В. Гоголь говорил, что Ломоносова  недаром называют отцом нашей стихотворной речи: он «стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».

    Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке.

     Ведущий:  В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку. Знатокам вручаем листки с отрывками из оды. Им надо вставить пропущенные слова.

…..  юношей питают,

Отраду ….. подают,

В счастливой жизни украшают,

В ….. случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в …..,

В ….. шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

(Науки, старым, несчастный, пустыне, градском).

     Ведущий:  Пока знатоки думают, задание зрителям. Закончите строку стихотворения Ломоносова.

Первый отрывок:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

 И быстрых разумом Невтонов

(«Российская земля рождать».)

Второй отрывок:

Лице своё скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь,

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звёзд полна,

(«Звездам числа нет, бездне дна».)

     Ведущий: Как называется стихотворение, из которого взяты эти строки? («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»)

    Ведущий: Знатоки заканчивают работу, и вот что у них получилось.

(Чтец читает отрывок, который был предложен знатокам.)

    Биограф 2. В XVIII веке оды Ломоносова гремели на всю страну. Многим его стихам подражали поэты XIX века.

    Ведущий: Внимание, знатоки! Послушайте стихотворение Ломоносова. Как оно называется? Какой известный поэт XIX века продолжил эту тему?

Чтец: Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество моё молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски.

И перьвому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

(«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»; А. С. Пушкин «Памятник»)

     Ведущий: Знатоки, вам следующий вопрос. Какое звание было присвоено Ломоносову? Как на русском языке звучит эта должность? (Адъюнкт, помощник профессора).

     Биограф 1.  Позади годы учения, теперь за дело! Но работать было сложно. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну гордости, независимости, гениальности. Они не выплачивали вовремя жалованье, а однажды посадили Ломоносова под арест.

     Ведущий: Внимание, вопрос. Сколько месяцев находился Ломоносов под домашним арестом? (8 месяцев).

     Биограф 2. И что же? Этот период оказался едва ли не самым плодотворным в жизни учёного. Вынужденный сидеть дома, он написал столько, сколько его недруги не смогли бы сочинить за всю свою жизнь.

     В другой раз Ломоносов так рассердился на Шумахера, что тот, повысив голос, заявил: «Я тебя отставлю от Академии!»

    Ведущий: Внимание, знатоки! Что ответил Ломоносов на слова Шумахера? (Ломоносов ответил: «Нет. Скорее Академию отставят от меня»)

     Биограф 1. Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде.

    Ведущий: Сколько лет работал Ломоносов в Академии? (23 года). В каком году Ломоносов стал профессором? (В 1745 году).

    Биограф 2. Ломоносов ввёл множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т. д. Но надо сказать, что язык времени Ломоносова сильно отличался от современного языка.

     Ведущий: Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.

 - У желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног.

(Желна – это дятел; 2 ноги).

- Что такое ланиты: а) ткань; б) цветы; в) щёки. (Щёки).

- Вран – это: а) враг; б) врун; в) ворон.  (Ворон).

- Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет.  (Наставник).

- Что такое полушка? Сколько копеек в полушке:

А) 10; б) ½; в) ¼. (Серебряная монета достоинством в полденьги, то есть ¼ копейки).

- Для чего использовали дощеник: а) для плавания; б) для захоронения; в) для письма? (Дощеник (дощаник) – плоскодонное парусное вёсельное судно).

- Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане.  (Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).

- Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки? (Толмач – переводчик).

 - Покажите десницу. ( Десница – правая рука).

- Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахали; в) пели? (Орать (орати) – пахать).

- Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.  (Простоволосый – с непокрытой головой).

 - Покажите длань.  (Длань – рука, ладонь).

     Биограф 1. Ломоносов знал и любил русский язык. О красоте русского языка он писал:

    Чтец: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

     Биограф 2. Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам.

    Биограф 1. Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

     Ведущий: Вопрос знатокам. Как вы понимаете это высказывание Пушкина? (Знания Ломоносова в самых разных областях обширны. Ломоносов знал, к примеру, 31 язык, из них 11 – в совершенстве.)

     Ведущий: Ломоносов был основателем Московского университета. В каком году это произошло? (В 1755 году).

     Чтец: «Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в XVIII век, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время», - сказал академик Келдыш.

     Ведущий:  Каковы заслуги Ломоносова в астрономии?  (Ломоносов открыл существование на Венере атмосферы). Какое древнерусское искусство возродил Михаил Васильевич?  (Мозаику).

     Биограф 2. Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.

     Биограф 1. Архангельский помор вошёл в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества…»

      Чтец. Н. И. Рыленков. «Ломоносов».

Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

                             Строптивый сын архангельских поморов,

                             Прямой, как ветер северной реки,

                             Он сохранил неукротимый норов

                              И песни, что певали рыбаки.

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкою монахов удивлял?

                                Поднявшись вне параграфов и правил,

                                Везде дыханьем родины храним,

                                Не он ли в старом Марбурге заставил      

                                Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколь же иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

                                  В неё вошёл, достойный славы Россов,

                                  Как беломорский ветер молодой,

                                  Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

                                  Родившийся по северной звездой.

(Звучит торжественная музыка).

     Ведущий:   Наш конкурс подошёл к концу. Слово жюри.

(Подведение итогов.  Вручение призов. Звучит музыка.)

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Ломоносов в экономике. конференция, посвящённая М.В.Ломоносову

М.В. Ломоносов великий русский учёный. много открытий он совершил в физике, химии. Немногие знают, что термин "Экономическая география" появился благодаря  Ломоносову. Он первым  сделал пред...

Мероприятие в рамках недели математики, посвящённое 300-летию Ломоносова для учащихся ЦДО (5 – 6 классы)

P { margin-bottom: 0.21cm; } План мероприятия Вступительное слово (Ломоносов М.В.).Разминка «Что я знаю о Ломоносове».Викторина «Математическая эстафета».Весёлые вопросы.Мини-урок «Вычисли»....

Методическая разработка урока-праздника, посвящённого М.В.Ломоносову

Данное мероприятие -  урок - литературный праздник – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока является вовлечение учащихся в проектно-ис...

Самоанализ урока -праздника, посвящённого М. В .Ломоносову, по ФГОС

Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы, кто хочет проанализировать собственный урок или внеклассное мероприятия в соответствии с требованиями к современному уроку в ра...

Я знак бессмертия себе воздвигнул....

Интегрированный урок  химии и литературы....