Самоанализ урока -праздника, посвящённого М. В .Ломоносову, по ФГОС
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Пичугина Наталья Валентиновна

Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы, кто хочет проанализировать собственный урок или внеклассное мероприятия в соответствии с требованиями к современному уроку в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_po_fgos.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ внеклассного мероприятия по теме

«Великий Сын Земли Российской»

(по ФГОС)

Целевая аудитория – учащиеся 5 класса

Тип урока – урок-праздник

1. Характеристика класса.

В классе 22 человека: 8 мальчиков, 14 девочек.

Базовый уровень усвоения материала – 17 человек.

Повышенный уровень усвоения материала – 4 уч-ся.

Уровень интеллектуальных способностей:

- ниже среднего – 3 человека;

 - средний – 15 человек;

 - выше среднего – 4 уч-ся

Учебная мотивация: 20 человек;  90,9 %

2. Цель, учебные задачи.

Цель: формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через их включение в тему урока «Великий Сын Земли Российской»

Задачи:   

     

I. Учебные задачи, направленные на достижение

личностных результатов обучения:

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

2. Воспитание патриотизма и чувства гордости за деятелей науки, оставивших заметный след в развитии России;

3. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение

 метапредметных результатов обучения:

Познавательные:   развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать  материал, анализировать его и делать выводы;

Регулятивные:    формирование умения   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные:   формирование умения работать в группах; умение кратко, чётко и доступно излагать информацию и отвечать на вопросы учителя; умение вести дискуссию

III. Учебные задачи, направленные на достижение

предметных результатов обучения:

1. Подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной науки М. В. Ломоносова

3. Содержание, виды заданий.

Для отбора содержания были использованы:

- энциклопедическая литература (сведения о жизни М. В. Ломоносова);

- художественная литература (оды М. В. Ломоносова и художественные произведения о нём);

- Интернет – ресурсы;

Виды деятельности:

 - фронтальная работа;

- индивидуальная работа;

 - организация дискуссии;

 - работа в малых группах;

 - исследовательская работа учащихся

 (работа экспертов - учащихся)

Развивающее содержание направлено на формирование УУД:

1) Эмоциональный настрой, формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УД:

2) Актуализация знаний с опорой на собранный детьми исследовательский материал, участие в дискуссии; формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять её другим  - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УД;

3)Формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат; формирование умения планировать работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УД;

4) Работа в группе - формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества; умение выступать перед аудиторией  - КОММУНИКАТИВНЫЕ УД

4. Методы и приёмы.

Использованы:

- метод дидактической игры (игра «Собери пословицу»);

- интерактивные словесные методы: эвристическая беседа, полилог, дискуссия.  

- наглядные методы (оформление доски, картинки, иллюстрации).

- традиционные словесные методы: рассказ, беседа, монолог.

5. Формы организации.

Организована работа в группах. При предварительной подготовке к уроку – индивидуальная исследовательская работа

6. Позиции и роли учащихся.

Учащиеся  - партнёры, мыслители, творцы, собиратели информации, ораторы, артисты,  слушатели.

7. Позиции учителя.

Стиль общения – демократический, эмоциональный.

Учитель -  координатор деятельности, консультант - фасилитатор.

        

8. Виды активности.

 Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые научные сведения об открытиях М. В. Ломоносова, знакомятся с фактами его биографии;

Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, подготовлены выступления по теме урока;            

Физическая активность: учащиеся говорят, слушают, активно обсуждают значения пословиц (во время групповой работы)

9. Использование современных образовательных технологий.

1.Технология развивающего обучения (Г. К. Селевко);

2.Технология – система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Подробно СОТ описаны в «Методике урока»

12. Итоги урока.

Рефлексия.

Самоанализ деятельности:

 - подведение итогов урока;

- вопросы классу: что нового узнали? Чему научились? Обращение к теме урока (объяснить, почему все слова в теме урока написаны с заглавных букв)

Этапы подготовки к уроку-празднику по теме

«Великий Сын Земли Российской» для учащихся 5-го класса

Разработка сценария урока – Пичугина Н. В.

Цель урока – подвести итог сформированных представлений о жизни основоположника отечественной  науки М. В. Ломоносова; обобщить знания, проверить сформированность умения делать выводы; воспитывать чувство гордости и патриотизма за Россию, дающую миру таких учёных, каким был М. В. Ломоносов; способствовать развитию познавательной активности учащихся, расширению их кругозора; развитие одарённости учащихся

Тип урока – урок – праздник. Данный урок  не входит в «Программу по литературе для учащихся 5-х классов», проводится как открытое внеклассное мероприятие, на которое приглашались родители обучающихся

Дата проведения – 23 ноября 2013 г.

Подготовка к уроку началась заблаговременно: в сентябре был проведён классный час (в рамках деятельности НОУ) по теме «Гордость Поморья – гордость России – М. В. Ломоносов», на котором дети на начальном этапе познакомились с биографией М. В. Ломоносова. Рефлексия – написание синквейнов по теме «Учёный М. В. Ломоносов»;

  1. С сентября началась деятельность НОУ в 5А классе.  В рамках НОУ для учащихся 5А класса были проведены консультации (индивидуальные, групповые) по темам «Азы написания исследовательской работы»; «Я начинаю исследование»; «Памятка юного исследователя» (памятки распечатаны и выданы детям);
  2. В октябре было принято решение провести открытый урок – литературный праздник. На период осенних каникул дети получили индивидуальные задания -  найти и отобрать материал по темам исследования (темы исследовательских работ были обсуждены с детьми заранее). Цель исследовательских работ – расширить и углубить знания о великом учёном, развивать творческий, интеллектуальный потенциал учащихся, формировать умение работать с литературоведческими и Интернет - источниками, повышать качество знаний, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
  3. После осенних каникул учащиеся принесли черновые варианты своих первых исследовательских работ. Были организованы обучающие индивидуальные консультации.
  4. Окончательно работы оформлены и сданы на проверку экспертам (в роли экспертов выступили Бучинская Л. и Аксёнова Д.) 18.11.2013. Таким образом, каждая работа получила экспертную оценку – рецензию (с критериями оценки уч-ся были ознакомлены заранее);
  5. Параллельно осуществлялась подготовка к уроку. Некоторые учащиеся получили задание - материал для заучивания наизусть (стихи о М. В. Ломоносове; факты его биографии и др.); репетиции проходили после уроков;
  6. Для урока была подготовлена презентация, оформлена доска, организована выставка исследовательских работ учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломоносов в экономике. конференция, посвящённая М.В.Ломоносову

М.В. Ломоносов великий русский учёный. много открытий он совершил в физике, химии. Немногие знают, что термин "Экономическая география" появился благодаря  Ломоносову. Он первым  сделал пред...

Мероприятие в рамках недели математики, посвящённое 300-летию Ломоносова для учащихся ЦДО (5 – 6 классы)

P { margin-bottom: 0.21cm; } План мероприятия Вступительное слово (Ломоносов М.В.).Разминка «Что я знаю о Ломоносове».Викторина «Математическая эстафета».Весёлые вопросы.Мини-урок «Вычисли»....

Методическая разработка урока-праздника, посвящённого М.В.Ломоносову

Данное мероприятие -  урок - литературный праздник – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока является вовлечение учащихся в проектно-ис...

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока

Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Масленица - народный праздник" и самоанализ урока....

Внеклассное мероприятие, посвящённое М.В. Ломоносову.

Данная разработка является дополнительным материалом....

Урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту!»

Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...