Ломоносов в экономике. конференция, посвящённая М.В.Ломоносову
классный час по экономике по теме

Лукьянова Анна Васильевна

М.В. Ломоносов великий русский учёный. много открытий он совершил в физике, химии. Немногие знают, что термин "Экономическая география" появился благодаря  Ломоносову. Он первым  сделал предположение о том, что развитие экономики России зависит от развития промышленности в стране, что нужно как можно больше производить товара хорошего, чтобы торговать им, тем самым осуществлять международные торговые связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конференция, посвящённая 300-летию М.В.Ломоносова.

Тема доклада: Ломоносов в экономике.

 ЛОМОНОСОВ – ЖАДНЫЙ К ЗНАНИЮ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ,  СТРЕМЯЩИЙСЯ  К ОТКРЫТИЮ НОВОГО.

Обозревая  работы М.В. Ломоносова в области экономики, отмечаем, что им была выработан целостная экономическая политика государства, сопровождаемая комплексом практических рекомендаций. Многие программы обширны, порой и грандиозны по своим масштабам.

Это ему, Ломоносову мы обязаны  появлением дисциплины «Экономическая география», то есть науки, соединённой со знанием государственной экономики.

 До этого, в середине 18 и во второй половине 18 века, среди географов безраздельно господствовала описательная (камеральная) статистика, авторы географо-статистических описаний даже близко не подходили к мысли  о создании экономико-географических характеристик, об изучении связи хозяйства с природными условиями стран и районов.

Известно, что экономика страны тесно связана с социальной ситуацией. В письме-трактате И.И. Шувалову Ломоносов пишет о том, что «много проблем у человека русского. Надобно истребить праздность, исправить нравы, внедрить народное просвещение, охрану здоровья, улучшить земледелие, умножить внутреннее изобилие, тогда повысится уровень жизни.

Деятельность в области земледелия и производстве экономической жизни страны, Ломоносов считал главным источником богатства. ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО-ПРИРОДА – главная проблема на сегодняшний день.

На первом месте при  решении экономических проблем стоят условия, необходимые для производства и среди них Ломоносов выделяет  ТРУД, как фактор производства.

Ломоносов считал, что для России, которая имела большое количество неосвоенных земель, благом является увеличение численности населения. «Умножится народ - писал учёный, - и доходы при растают». Таким образом, М.В. Ломоносов  уделял большое внимание вопросам народонаселения. Считал, что процветание и могущество государства зависят от большого количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в зависимость от условий жизни, его культурного состояния.

Важнейший источник богатства М.В.Ломоносов видит в умножении «внутреннего изобилия» в земледелии,  развитии промышленности. Проект  « Об учреждении Государственной коллегии земского домостройства» начала 60- годов 18 века, содержит развёрнутую программу  мер по улучшению экономики сельского  хозяйства во всей стране. Она включает вопросы повышения производительности труда, эколого-экономические, организационно- управленческие проблемы.

Ломоносов был озабочен состоянием экономики страны, понимал, что независимость России может быть обеспечена развитием промышленности, которая позволит удовлетворить потребности людей и осуществить активную внешнюю торговлю. Путь к процветанию Росси он видел в расширении отечественного предпринимательства.

Он считал необходимым поощрение экспорта (вывоз) и ограничение импорта (ввоз).то есть в государстве должно производиться продукции столько, сколько необходимо всему народу российскому, а излишки продавались бы за границей. Да только продукция должна быть высокого качества и отличного вида.

Среди экономических проблем, рассмотренных Ломоносовым, особое место уделено становлению и развитию горного дела и металлургии.

Большую работу М.В. Ломоносов проделал по созданию системы сбора экономической информации в стране.

По настоянию Ломоносова  были разосланы опросные листы, чтобы каждая губерния сообщила о своих городах и сёлах, фабриках и заводах, промыслах и ремёслах, ярмарках, посевных площадях и урожаях, излишках и нехватке товаров.

Ломоносов переводит на русский язык руководство по организации крупного помещечьего хозяйства – « Лифляндскую  экономию», дополнив её собственными материалами.

Другой крупной работой М.В. Ломоносова по экономико-географическому изучению России было составление  «Экономического лексикона российских продуктов», в котором перечислены по алфавиту производившиеся в России  продукты. Экономический лексикон не был составлен, но сбор сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после смерти Ломоносова.

М.В. Ломоносов  первым стал писать научные работы по-русски (знал 12 языков) и  читать научно-популярные лекции для всех желающих. Он придавал  особое значение пропаганде  экономических знаний. Ломоносов хлопотал об издании деловой газеты – «Внутренние Российские ведомости», но ему не разрешили.

М.В.Ломоносов создал обширную программу развития экономики России, которая до сих пор во многих аспектах не утратила актуальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция, посвящённая 100-летию марша «Прощание славянки»

Воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к истории, национальной русской культуре;Выявление и поддержка талантливых и перспективных детей и молодёжи;Совершенствование ...

Мероприятие в рамках недели математики, посвящённое 300-летию Ломоносова для учащихся ЦДО (5 – 6 классы)

P { margin-bottom: 0.21cm; } План мероприятия Вступительное слово (Ломоносов М.В.).Разминка «Что я знаю о Ломоносове».Викторина «Математическая эстафета».Весёлые вопросы.Мини-урок «Вычисли»....

презентация к школьной читательской конференции, посвящённой Ф.А.Абрамову

Читательская конференция - востребованная форма работы, развивающая творческие способности учащихся. Данная презентация являлась сопровождением к читательской конференции, посвящённой самобытному русс...

Методическая разработка урока-праздника, посвящённого М.В.Ломоносову

Данное мероприятие -  урок - литературный праздник – является внеклассным, не входит в рамки школьной программы по литературе. Главной целью  урока является вовлечение учащихся в проектно-ис...

Самоанализ урока -праздника, посвящённого М. В .Ломоносову, по ФГОС

Данный материал может быть полезен учителям русского языка и литературы, кто хочет проанализировать собственный урок или внеклассное мероприятия в соответствии с требованиями к современному уроку в ра...

Внеклассное мероприятие, посвящённое М.В. Ломоносову.

Данная разработка является дополнительным материалом....