Мы не нашли демократии...
статья по литературе (11 класс)

Ульяна Сергеевна Федорова

В данной статье рассматривается проблема нравственного отношения Куприна – публициста к творчеству и жизненной позиции Максима Горького, определяются объединяющие писателей причины возвращения из эмиграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk-1088_fedorova_statya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 8

 МЫ НЕ НАШЛИ ДЕМОКРАТИИ НИ В ЕВРОПЕ, НИ В АМЕРИКЕ

Федорова Ульяна Сергеевна,

Аспирант

ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нравственного отношения Куприна – публициста к творчеству и политическим взглядам на события революции 1917 года в Петрограде Максима Горького, определяются объединяющие писателей причины возвращения из эмиграции.

Ключевые слова: эмиграция, большевизм, публицистика, очерк, народ

WE HAVE NOT FOUND DEMOCRACY EITHER IN EUROPE OR IN AMERICA

Fedorova Ulyana Sergeevna,

Graduate student

GAOU VO LO " Leningrad State University named after A. S. Pushkin»

Annotation. This article examines the problem of the moral attitude of Kuprin-publicist to the work and political views on the events of the 1917 revolution in Petrograd by Maxim Gorky, and identifies the reasons that unite the writers for returning from emigration.

Keywords: emigration, Bolshevism, journalism, essay, people

Целью данной статьи является сопоставление идеологических позиций писателей- эмигрантов, вернувшихся на родину.Задачи: изучение идейно-политических взглядов М. Горького и А. Куприна, Новизна статьи заключается в работе с малоизученными произведениями писателей

“Мы не нашли демократии ни в Европе, ни в Америке” [1. стр.35] писал Марк Вишняк в своих воспоминаниях о положении русской интеллигенции в эмиграции. И все же он - один их многих, кто остается жить в чужой стране. Русским интеллигентам, покинувшим молодую страну Советов, необходимо было заново переосмыслить свою жизнь. Бежав от советской власти, многие не просто разрывали всякие отношения с родиной, но и теряли работу, социальное положение, достаток, а потому были обречены приспосабливаться на чужбине. Непримиримая ненависть к новой власти в России сменялась глубинной тоской по родине. Но воспитанные в монархической России, эмигранты не стремились вернуться в страну.

В истории русской эмиграции начала 20 века известны три громких имени так называемых писателей-возвращенцев. Александр Куприн, Максим Горький и Алексей Толстой. Они эмигрировали в 20 годах 20 века из-за неприятия существующей в России власти, однако уже в 1923 году после встречи в Берлине с М. Горьким Алексей Толстой принимает решение вернуться в Россию. Алексей Максимович Горький остается в эмиграции до 1928 года. Он проживает в Италии, климат которой очень располагает лечению его легочных заболеваний. По настоянию Сталина М. Горький возвращается в СССР и уже с 1932 года не покидает страну. Александр Куприн, оставаясь непримиримым противником большевистской власти, до 1937 года проживает в Париже, затем и он, желая умереть на родине, возвращается в Россию.

А. Куприн и М. Горький были не просто знакомыми. Максим Горький, будучи редактором литературного издания “Знания”, активно публиковал ранние произведения А.И. Куприна. М. Горький всегда присматривался к начинающим писателям, чье творчество было соотнесено с реалистическими традициями. Николай Вержбицкий в своей книге «Встречи с Куприным» пишет о том, что Горький “предполагал пригласить (редактором — Н. В.) А. И. Куприна редактором "Самарской газеты"” [2.стр. 48]. К.И. Чуковский, свидетельствовал позднее о сложных отношениях Куприна и Горького [3. стр.12]. По его мнению, Горького особенно привлекала в Куприне способность принимать к сердцу чужую беду.

Позднее пути этих двух писателей расходятся. Уже в Париже Куприн продолжает следить за судьбой М. Горького и в 1924 году создает небольшой очерк “О Горьком” [4. стр.316].

В основу очерка легли так называемые “Несвоевременные мысли” М. Горького, в которых писатель весьма резко отзывается о безнаказанности новой советской власти за невинно убиенных во время событий в июле 1917 года в Петрограде. 3 (16) июля 1917 г. в Петрограде начались стихийные антиправительственные демонстрации солдат, рабочих и матросов. Всё началось с митинга 1 пулемётного полка, на котором анархисты призвали солдат к открытому вооружённому выступлению. 

 Поводом же становятся многочисленные публикации о Максиме Горьком в “совдеповской” прессе - “Единственном источнике, из которого можно почерпнуть хоть приблизительные сведения об ее теперешнем состоянии” [4.стр. 317]

“В русской прессе круто и надолго заварился вопрос о том, какие ценности изымал Горький во время своей непосредственной близости к большевикам” [4. Стр. 317]. Впервые в своих дневниках в 1921 году Зинаида Гиппиус обнародовала данные о неких антикварных ценностях, приобретенных Горьким в годы гражданской войны.

Вопрос о “любостяжании” Куприн называет не более, чем слухами. Жизненные позиции Куприна-публициста, которые, безусловно, проявляются и в этом очерке, основываются не на денежном интересе, а на идейно-нравственных, идеологических принципах. Нельзя сказать, что Куприна не волнуют финансовые вопросы личного плана (В Париже Куприну не удается достигнуть стабильного финансового положения. В 30-е годы весь бюджет семьи направлен на лекарства для Куприна. Семья бедствует. Такое положение становится одной из причин возвращения Куприна на родину). В своих публицистических трудах Куприн затрагивает экономические вопросы государственного масштаба. И все же рассуждая о Горьком, Куприн говорит прежде всего о духовных ценностях, главными из которых являются честность и принципиальность.

Максим Горький писал свои несвоевременные мысли после событий июля 1917 года, которые он наблюдал, находясь на улицах Петрограда. “Вот это и есть тот самый «свободный» русский народ, который за час перед тем, как испугаться самого себя, «отрекался от старого мира» и «отрясал его прах с ног своих». Эти солдаты революционной армии разбежались от своих же пуль, побросав винтовки и прижимаясь к тротуару” [5.стр. 96]. Причиной июльских событий 1917 года писатель называет человеческую глупость, свойственную русскому человеку вне зависимости от его политических взглядов. М.Горький не пытается оправдывать “ленинцев”. Пролетариат для него “не великодушен и не справедлив”. В какой -то момент М. Горький иронизирует над личностью В.И. Ленина: “Ленин вцепился в мелкобуржуазные волосы Милюкова, а Милюков трепал бы пышные кудри Ленина” [5. стр.101].

Конечно же, подобная позиция по отношению к большевикам была глубоко симпатична Куприну, публицистическое творчество которого в двадцатые годы пронизано ненавистью к новой власти. Именно поэтому Куприн считает “Несвоевременные мысли” смелым и честным шагом М. Горького, которого наконец-то тронули зверства большевиков.

В “Несвоевременных мыслях” А. Куприн видит проявление “хорошей русской души”. Конечно же, русская душа проявлялась не только лишь в поругании большевистской власти. Обывательство, низменный хохот толпы, смеющейся над болезнью Александры Федоровны коробит М. Горького. “Хохочут русские люди, те самые, которые пять месяцев тому назад относились к Романовым со страхом и трепетом, хотя и понимали — смутно — их роль в России”. И все же это русские люди, неграмотные, жестокие, глупые, совершили революцию, и теперь “обвенчанные со Свободой” [5. стр105] должны породить новых людей и новую счастливую жизнь.

Куприн сравнивает отношение Горького и Луначарского к вышеописанным событиям лета 1917 года. В свойственной ему (Куприну) ироничной манере показан теоретик Луначарский, который оказавшись свидетелем бессмысленного братоубийства, решает выйти из партии, но уже через день письменно опровергает это решение. Подобная слабость первого наркома просвещения оценивается Куприным выше, чем “лживый выверт” Горького, который целиком перешел на сторону “обиженных большевиков”.

Однако Куприн, одержимый неприятием большевиков, допускает ошибки. М. Горький пишет о девочке-подростке, которую старается укрыть от пуль за столбом, а не о пятилетней, как вспоминает Куприн.  Луначарский же создает “свое известное письмо о выходе” из совнаркома [6. стр.46], а не из партии.

Подобные неточности, конечно же, случайны. Они не деформируют позицию Куприна ни в отношении к новой власти, ни в отношении к человеку, как субъекту истории. Сколь бы значимо не было имя человека, выступающего на стороне большевиков, такой человек, в глазах Куприна, предатель, не достойный прощения. С другой стороны, писатель полон почтения русской душе, сопереживающей чужому страданию. Возвращаясь в 1937 году в СССР, больной и изможденный Куприн ищет именно эту душу и, полагаю, находит уже в новом мирном поколении советских граждан.

Максим Горький остается “пролетарским” писателем с небольшой оговоркой об идеологических разногласиях. Его пребывание за границей часто расценивается не как эмиграция, а как необходимость поправления здоровья.

Александр Куприн становится представителем первой волны эмиграции. Комментируя извне политическую ситуацию в России, он выступает ярым ненавистником идей большевизма. Кажется, ничто не может переубедить его. Однако же эмигрантская жизнь, а также постоянные размышления о новом строе, перемешивающиеся с воспоминаниями о былой России, постепенно формируют новый взгляд Куприна. Он сознательно переписывает некоторые свои произведения для публикации в СССР. “...я стану доподлинно советским писателем, и тогда уж никто не сможет сказать, что я только формально воспользовался разрешением получить паспорт с изображением серпа и молота” [2. стр. 158]. В 1937 году Куприн все же пересматривает свое отношения и к М. Горькому. В своих воспоминаниях-покаяниях он пишет “Теперь, в день годовщины смерти Алексея Максимовича Горького, я низко склоняю голову перед всем, что он сделал для своей Советской страны и для своего народа” [7. стр.187].

Список литературы

  1. Вишняк М. В. Годы эмиграции (1919 – 1969 гг.) / М. В. Вишняк. – Paris – N. Y. – Stanford: Hoover inst. press, Stanford univ., 1970.
  2. Вержбицкий Ник. Встречи с Куприным. Пензенское книжное издательство 1961. Стр.167
  3. Куприн А.И. К. Чуковский. Куприн. Собрание сочинений в девяти томах. Том 1. Произведения 1889-1896. Правда, 1964 стр. 3-160
  4. Куприн А.И. О Горьком. “Хроника событий глазами белого офицера, писателя, журналиста. - М.: Собрание, 2006 г.стр. 316-318
  5. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре. Петроград: Издательство «Культура и Свобода», 1918. 115 с.
  6. Луначарский А.В. В Совнарком. 2(15) ноября 1917 г. — «Литературное наследство», 1971, т. 80, с. 46–48.
  7. Куприн А.И. Отрывки воспоминаний. Собрание сочинений в девяти томах. Том 9 [1964 Куприн А.И. - Собрание сочинений в девяти томах. Том 9].-. Правда, 1964 стр. 186-187


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...

"Поле чудес" "И вот нашли большое поле..."

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812года. Шестой день литератуной недели "Чудо- богатыри 1812года"....

Сказка.Работа нашлась.

Знакомство с устным народным творчеством....

Я нашла своего дедушку

Мне пятьдесят. Наше поколение всегда с трепетом относится к этому празднику - День Победы! Мы помним, как на парад Победы выходило много участников Войны -веселых, радостных. Но с каждым годом их стан...

Я нашла своего дедушку

Мне пятьдесят. Наше поколение всегда с трепетом относится к этому празднику - День Победы! Мы помним, как на парад Победы выходило много участников Войны -веселых, радостных. Но с каждым годом их стан...

Интегрированный урок по теме "Демократия - будущее человечества или явление западной демократии?"

Данный урок-дискуссия - это интегрированный урок, который даёт возможность как учителю,  так и ученикам  проверить знания, полученные на уроках обществознания и основ правоведения. Кроме тог...

Награда нашла своего героя

Мой отец, Хватынец Николай Григорьевич, в годы Отечественной войны был артиллеристом. На фронт попал совсем юным, было ему всего 20 лет. После непродолжительной учебы, с такими же патцанами, был напра...