Статья "Обучение сопоставлению стихотворений на уроке литературы"
статья по литературе (9 класс)

Седова Светлана Алексеевна

   Статья  Седовой С. А. «ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ» посвящена актуальному вопросу методики об использовании приема сравнения на уроках литературы. В статье рассматривается ход урока, посвященного сопоставлению «трех памятников»: М. В. Ломоносова – перевод тридцатой оды Горация, «Памятник» Г. Р. Державина, «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» А. С. Пушкина. Организация работы на уроке-групповая. Рассматривается вопрос о критериях отбора материала для сопоставительного анализа. Материалы статьи могут быть использованы для подготовки учащихся к олимпиадам, сдаче ОГЭ, ЕГЭ, а также повседневной работе учителя.

Ключевые слова: сравнение, лирика, тема поэта и поэзии, проблемный вопрос, критерии, группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sravnenie.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ СОПОСТАВЛЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Сравнение – один из давних и часто используемых методических приемов. Сравнением называют сопоставление литературных произведений  с целью выявления черт (образов, мотивов, деталей и т.д.) сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе). Сопоставление играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, формулируемые в результате сопоставления, углубляют понимание литературного произведения, дают о нем более точное и разностороннее представление. Такие задания сложны для обучающихся, поскольку эта умственная операция требует высокой степени обобщения.

Цель сопоставительных сочинений на выпускном экзамене: проверка читательского и культурного кругозора выпускников; проверка аналитических способностей учащихся. Первый шаг в этой работе – осмысление формулировки задания и выделение ключевых слов. Формулировка задания определяет круг текстов, проверяет читательский кругозор выпускника. Рассмотрим примеры заданий.

  1. В каких произведениях русской литературы характеры персонажей представлены в сатирическом ключе и в чем этих персонажей можно сопоставить с чеховским Очумеловым?
  2. Какие русские поэты в своих стихотворениях упоминали мифологические или исторические персонажи и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая»?

В первом задании необходимо обратиться к творчеству писателей-сатириков. Для выполнения второго задания выпускник должен знать, во-первых, какие герои относятся к персонажам историческим, какие к мифологическим; во-вторых, должен выбрать на основании своих общекультурных знаний поэтические тексты.

Однако верный выбор двух текстов для сопоставления – только первый шаг в работе. Далее учащиеся должны найти основание для сопоставления, суметь проанализировать текст и логично выстроить ответ. Все эти сложности, встающие перед выпускниками, взаимосвязаны: если основание не сформулировано, нет направления для анализа текста. Отсутствие цели в анализе ведёт к уходу от темы или подмене анализа пересказом или бытовыми рассуждениями.

Цель анализа определяется избранным параметром сопоставления.

  1. Тема
  2. Сюжет
  3. Мотив
  4. Проблематика
  5. Специфика конфликта
  6. Особенности художественных образов
  7. Особенности использования художественных деталей
  8. Особенности композиции
  9. Пафос произведения
  10. Интонация стихотворения
  11. Авторская позиция

Чтобы провести анализ емко и логично, учащийся должен обладать необходимыми аналитическими навыками, сформированными  на уроках. В предлагаемой статье мы рассматриваем вариант сопоставления, который продиктован задачами курса литературы в 9 классе: мы стремимся показать путь русской литературы от классицизма к реализму, путь становления русской литературы. Такой урок можно проводить, завершая изучение лирики А. С. Пушкина, мы предлагаем сформулировать тему следующим образом: «Тема бессмертия в русской поэзии». Статья представляет собой вольную беседу с учениками. В классной работе целесообразно ввести культурный контекст заранее, на уроках по изучению лирики М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина. Вопросы, предпосланные стихотворениям, могут быть предложены учащимся как домашняя работа. Форма организации урока зависит от возможностей класса. Думается, наиболее эффективно работать в группах, каждая из которых проводит сопоставление по одному из вопросов, предложенных в конце статьи. Первый вопрос: «Могли бы вы, не зная имен авторов, выстроить стихотворения в хронологическом порядке?» - может быть предложен учащимся для предварительной домашней работы. Обсуждение этого вопроса в начале урока позволит создать проблемную ситуацию, решение которой требует сопоставления произведений.

М. В. Ломоносов

«Я знак бессмертия себе воздвигнул…»

Это стихотворение М. В. Ломоносова – перевод тридцатой оды Горация. Квинт Гораций Флакк – таково полное имя древнеримского поэта «золотого века» римской литературы. Гораций – один из значительнейших поэтов в мировой литературе. Он родился на юге Италии в Апулии в 65 г. до н. э. и умер в Риме в 8 г. до н. э. Недолгая жизнь Горация пришлась на бурный период римской истории.

Его отец был вольноотпущенным из рабов, успешным предпринимателем, стремясь дать сыну хорошее образование, отец отправил его учиться в Афины. В это же время сюда после убийства Цезаря приезжает Брут в поисках сторонников республиканского правления среди образованных юношей Греции. Гораций вступает в его армию. Но после поражения республиканцев он не принимает участия в политической борьбе. Воцарение Октавиана Августа и установление имперского правления открывает широкие возможности большому стилю в искусстве. Гораций  в это время уже известен как поэт, он развивает новые художественные идеи. Горация в определенном смысле можно назвать реформатором римской поэзии. Он вносит в нее ритмы, образы и мотивы поэзии греческой, поэзии Сапфо и Алкея, которая отличалась благозвучием и изяществом. Одно из литературных писем Горация – Ars poetica –«Искусство поэзии» - стало новым поэтическим трактатом. Оно устанавливало нормы литературного творчества. Многие его положения легли в основу «Искусства поэзии» Буало (1674 г.). Гораций был очень популярен, в 17-18 вв. в Европе устанавливается «культ» его поэзии.

Прочтите перевод Ломоносова и подумайте, чем привлекло русского поэта это стихотворение Горация?

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид  и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе умру; но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю.

Я буду возрастать повсюду славой,

Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,

Где Давнус царствовал в простом народе,

Отечество мое молчать не будет,

Что мне беззнатный род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски

И первому звенеть Алцейской лирой.

Взгордися праведной заслугой, муза,

И увенчай главу дельфийским лавром.

                                                         1747   [2, с. 13]

Благодаря переводу Ломоносова образцы мировой лирики стали доступны русскому читателю.    Вероятно, вы увидели общее в творческой биографии Горация и Ломоносова. Оба выходцы из небольших мест, незаметных на карте великих империй. Оба реформаторы литературного стиля. Гораций был образцом для классицистов, и это тоже послужило для Ломоносова причиной обращения к его творчеству. Однако, в середине 18 века, года молодая русская литература только вырастает, стихотворение это звучит и как уверенность в великом ее будущем – она так же станет мировой литературой, как и античная. И в этом Ломоносов предвидел путь культуры  на сто пятьдесят лет. Творчество Достоевского, Толстого и Чехова имеет уже мировое значение. Европейская, и не только европейская, литература испытывает влияние этих писателей.

Перевод Ломоносова – высокий образец русской классицистической поэзии. Прочтите стихотворение Державина «Памятник», написанное спустя лишь полвека после перевода Ломоносова. Стихотворение Державина нельзя назвать переводом – это вольное переложение оды Горация. Читая стихотворение, подумайте, в чем видит свои заслуги перед музой поэт?

Г. Р. Державин

«Памятник»

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Так! – весь я не умру; но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти станет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь Славянов род вселена будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

Всяк будет помнить то в народах неисчетных,

Как из безвестности я тем известен стал,

Что первым я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге

 И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой.

И презрит кто тебя, сама тех презирай;

Непринужденною рукой неторопливой

Чело твое зарей бессмертия венчай.

                                                           1795 [1, с. 208]

Державин по-новому решает тему стихотворения. Он сохраняет образы и идеи Горация в переводе Ломоносова, однако стихотворение, написанное им, – стихотворение русского поэта. Русская литература перестает учиться, обретает свое лицо, с читателем говорит первый национальный русский поэт.

Державин вводит новые темы, отсутствующие в оригинале: поэт и власть, муза и презирающие поэзию.

Подумайте, почему Державин, в отличие от Ломоносова, дает название своему стихотворению? Какой памятник вы воздвигли бы Державину?

А. С. Пушкин

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
       Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
       Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
       И не оспоривай глупца.

                                                                   1836 [2, с. 83]

Меньше, чем за сто лет русская литература прошла огромный путь. В середине 18 века она училась, наверстывая упущенное. В творчестве Пушкина русская литература уходит вперед, оставляя за собой литературы европейские, где реализм еще только начинает формироваться.

В стихотворении Пушкина зримо предстает исторический контекст. Оно написано в год, когда напротив квартиры поэта, на Дворцовой площади, был установлен Александрийский столп, памятник победе в войне 1812 года. Столп венчает ангел с лицом Александра I, царя-освободителя. У Пушкина было к нему иное отношение. Диалог поэта и власти предстал, таким образом, не только в биографическом, но и в символическом плане.

По-иному, по сравнению с предшественниками, решает Пушкин тему заслуг поэта перед поэзией. Для Пушкина важны заслуги не только литературные, поэтические. Его будет помнить народ «по всей Руси великой» - и мы помним. И любовь к поэту переживет нас.

Сравним стихотворения трех великих русских поэтов и попробуем осмыслить этот путь культуры.

  1. Могли бы вы, не зная имен авторов, выстроить стихотворения в хронологическом порядке? Докажите свою позицию текстом.
  2. Сравните географические реалии в стихотворениях. Как изменяются пространственная и временная перспектива текстов?
  3. В чем видят свои заслуги поэты?
  4. Какие идеи, мотивы, образы объединяют стихотворения? Чем отличаются их решения разными поэтами?
  5. Чем отличаются и чем схожи взаимоотношения поэтов и муз?
  6. Опишите музу каждого поэта.
  7. Сравните ритм стихотворений. Как в нем выражены чувства лирического героя?
  8. Как следует читать каждое стихотворение?

В ходе сравнения учащиеся составляют таблицу, куда записывают микроцитаты – ответы на вопросы 2, 3, 4. Таким образом, сопоставляя художественные детали, образы, особенности композиции, различия в интонациях стихотворений (параметры сопоставления 6, 7, 8, 10), мы приходим к пониманию специфики конфликта каждого стихотворения и авторских позиций поэтов. Результатом работы на уроке может быть сочинение по анализу лирического текста и\или исполнение наизусть одного из стихотворений по выбору учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г. Державин. Оды. – Л., «Лениздат», 1985.
  2. Три века русской поэзии. – М., «Просвещение», 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы .ФГОС. 5 класс."М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"

Урок литературы в 5 классе, соответствует ФГОС. Тема:"М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения"...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению.  С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом ...”....

Урок литературы на тему "Смысл сопоставления Остапа и Андрия" ( по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Работа сождержит презетацию к уроку, конспект и приложение ( примерное заполнение таблицы)....

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...