Олимпиада по русскому языку 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс)

Золотцева Елена Игоревна

Метод.разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_1.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

2017/2018 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

Максимальное количество баллов – 100 баллов.  

Время выполнения – 1час 30 минут.

Включает один вариант. Состоит из 11 вопросов.

Ф.И. учащегося ______________________________________ класс ___ «____»

Школа _______________________________

  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

  1. В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
  1. воробьи, перешьют, поставь;
  2. маячить, разрежьте, бурьян;
  3. увлечься, мальчонка, съешьте;
  4. объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.
  1. Ветрило – сильный ветер.
  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.
  3. Ферт – название буквы Ф.
  4. Кузен – двоюродный брат.
  5. Чело – голова.
  6. Конка – городской транспорт с конной тягой
  7. Челобитная – наказание.
  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?
  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.
  2. О кротком, безобидном человеке.
  3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.
  4. О человеке, который часто меняет свои решения.
  5. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.
  6. Об очень худом, изможденном человеке.

(6 б.)

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами?
  1. узы, оковы, путы
  2. воображение, фантазия, вымысел
  3. усердие, одолжение, услуга
  4. холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

  1. Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме 
  1. вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление
  2. заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

(10 б.)

  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

  1. Найдите и исправьте речевые ошибки.
  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

  1.  Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна с..бирская осе(н,нн)яя ноч.. близ Байкала. Мы (по)прежнему плывем (в)доль левого берега извил..стой и порож..стой реч..ки. Третий день (по)осе(н,нн)ему моросит мелкий (не)пр..кращающийся ни на минуту дождь. У нас шерст..ная одежда и непром..каемые кож..(н,нн)ые сапоги. Но все(таки) н..кому из нас (ни)как не удае(тся,ться) спастись от дождя. Он прон..кает (по)всюду не давая н..какой пощ..ды не ост..вляя ни одной сухой нитки. (Ни)куда от него (не)убежиш.. и (не)спряч..шься.

(С)права в..днею(тся,ться) крутые берега а (с)лев..  бе..конечной лентой тян..(тся,ться) зеленый лес. (К)ночи нужно об..зательно д..бра(тся,ться) до села а (в)переди  ещ.. самый страшный перекат. Что(бы) пр..од..леть его нужно ра(с,сс)читать время с точност..ю до (пол)минуты. Вот он шумит. (Из)далека слыши(ться,тся) звер..(н,нн)ый рев его волн.

        Из(за) шума ветра мы  (со)всем  (не)зам..чаем как подходим к перекату почти (в)плотную.

        Через  (не)сколько секунд перекат свирепо  грохоч..щий остается уже где(то) (с)зади.

(25 б.)

Ответы на задания  олимпиады по русскому языку

  1. класс
  1. Расставить ударения в словах:

танцовщица, диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства,  христианин, щавель, газопровод.

(10 б.)

Ответ: 

2.В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1)воробьи, перешьют, поставь;

2)маячить, разрежьте, бурьян;

3)увлечься, мальчонка, съешьте;

4)объедки, уязвить, обжечься.

(3 б.)

Ответ:  4)объедки, уязвить, обжечься.

3.Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)

Ответ:   интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

4.В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

1)Ветрило – сильный ветер.

2)Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

3)Ферт – название буквы Ф.

4)Кузен – двоюродный брат.

5)Чело – голова.

6)Конка – городской транспорт с конной тягой

7)Челобитная – наказание.

8)Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(10 б.)

Ответ:

  1. Ветрило –  парус.
  2. Ланиты –  щеки.

     5)  Чело –  лоб.

7)  Челобитная –  письменная просьба в древней Руси с XIV века.

                                                    8)Наперсник –  любимец, пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?
  1. б.)

1)О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

Ответ: Фома неверующий.

2)О кротком, безобидном человеке.

Ответ: мухи не обидит.

3)О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

Ответ:  козел отпущения.

4)О человеке, который часто меняет свои решения.

Ответ:  семь пятниц на неделе.

5)О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

Ответ:  собака на сене.

6)Об очень худом, изможденном человеке.

Ответ:  кожа да кости.

6. В каком ряду не все слова являются синонимами?

1)узы, оковы, путы

2)воображение, фантазия, вымысел

3)усердие, одолжение, услуга

4)холм, пригорок, возвышенность.

(3 б.)

Ответ: 3)усердие, одолжение, услуга.

 

7.Укажите слова, морфемный состав которых не соответствует схеме

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, посмешище, плавление

2)заглянуть, булочник, поумнее, доросший, местность.

  1. б.)

Ответ:

1)вымокнув, по-медвежьи, похвала, плавлении

2)заглянуть, булочник, поумнее, местность.

8.Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)

Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;  

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.

Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке.

9.Найдите и исправьте речевые ошибки.

  1. Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Благодаря сильным морозам погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый вернейший способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию своей жизни.
  5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина.
  6. Театр вмещает до пятисот пятидесяти зрителей.

(10 б.)

Ответ:

  1. Когда закрываешь книгу, герои надолго остаются в нашей памяти.
  2. Из-за сильных морозов погибли фруктовые деревья.
  3. Это был самый верный способ решения задачи.
  4. Он рассказал мне автобиографию.
  5. Мы вновь смогли прочитать лучшую поэму Пушкина и насладиться  ею.

 

10.Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

(3 б.)

Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

11. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Темна сибирская осенняя ночь близ Байкала. Мы по-прежнему плывем вдоль левого берега извилистой и порожистой речки. Третий день по-осеннему моросит мелкий, не прекращающийся ни на минуту дождь. У нас шерстяная одежда и непромокаемые кожаные сапоги. Но все-таки никому из нас никак не удается спастись от дождя. Он проникает повсюду, не давая никакой пощады, не оставляя ни одной сухой нитки. Никуда от него не убежишь и не спрячешься.

Справа виднеются крутые берега, а слева  бесконечной лентой тянется зеленый лес.  К ночи нужно обязательно добраться до села, а  впереди  еще самый страшный перекат. Чтобы преодолеть его, нужно рассчитать время с точностью до полминуты. Вот он шумит. Издалека слышится звериный рев его волн.

        Из-за шума ветра мы  совсем  не замечаем, как подходим к перекату почти вплотную.

        Через  несколько секунд перекат, свирепо  грохочущий, остается уже где-то сзади.

(25 б.)

Максимальное количество баллов – 100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...