Педагогическая мастерская «Сочувствие»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Куликовская Евгения Анатольевна

Педагогическая мастерская для учащихся 4-5 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya_sochuvstvie.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская «Сочувствие»

(для учащихся 4-5 классов)

Цели:

- освоение нравственных понятий «чувствовать/сочувствовать», развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

- развитие самостоятельности в оценках происходящего

- развитие умений строить свою речь

- развитие умений слушать и слышать

- развитие умений работать в группе

- освоение определённых литературоведческих и общих понятий

Форма работы – групповая (группы по 4-5 человек), что позволяет проявить себя всем учащимся и  лично, и в коллективе

Алгоритм работы

  1. Беседа о том, что такое притча. Что дети понимают под притчей? Всегда ли притча носит религиозный характер?

Работа с карточками, обоснование выбора.

Карточка № 1:

Притча — это короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе житейскую мудрость, полезный совет, пример для себя.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Притча — это короткий рассказ, из которого можно получить мудрый совет для своей жизни.

Притча — это совет, от которого сложно отказаться.

Притча — это рассказ о нашей жизни, в виде сказки.

Притча — это такая сказка, которую можно применять в настоящей жизни.

Притча — совет, на примере жизни других людей.

 Выступление от групп.

2. Чтение первой части притчи.

Карточка № 2:

Сочувствие.
(Притча).

Жила-была девочка. Хорошенькая девочка. И родители её любили. И бабушки, и дедушки её тоже любили. И соседи, и знакомые – все её любили. Но и соседи, и знакомые говорили о ней:
- Вот беда-то какая!..
А беда случалась так. Играют, например, дети во дворе. Бегают, прыгают. Кто-нибудь упадёт и расшибёт коленку. Девочка посмотрит на плачущего, побледнеет и потеряет сознание.
Водили девочку к разным врачам: и к профессорам, и к народным целителям. Но никто так и не помог ей. И никто так и не сказал, чем же больна девочка…
Однажды заехал во двор на новеньком велосипеде мальчик с соседней улицы. Катался, катался и упал. Локоть себе об асфальтовую дорожку поранил. Девочка посмотрела на него и побледнела. Знакомые ребята зашептали:
- Ой! Сейчас упадёт…
А чужой мальчик спросил:
- Ты почему такая белая?
Девочка ответила:
- А я чувствую твою боль, словно внутри себя.
- А ты подуй мне на ссадину, - сказал чужой мальчик, - и мне будет не так больно.
- Правда? – спросила девочка.
- Правда, - ответил он.
Девочка подула ему на ранку.

  1. Обсуждение прочитанного.

Предположите, что будет дальше? Как понимаете слово «чувствую»?

 Выступление от групп

  1. Чтение второй части притчи.

Карточка № 3:

- Вот, - сказал чужой мальчик, - уже и не больно совсем.
- Правда-правда? – спросила опять девочка.
- Правда-правда, - ответил он.
И девочка захлопала в ладоши.
- Она не упала в обморок! – кричали ребята. – Не упала!
- А почему? – спросила девочка у чужого мальчика.
Он подумал и ответил:
- Потому что чувствовать чужую боль – это внутри себя и ничего снаружи. Вот ты и уходила внутрь себя… А сегодня ты сочувствовала чужой боли – помогла мне справиться с ней. А когда помогаешь другому, то падать в обморок некогда…
И девочка больше не теряла сознание. Удивлялись врачи. Удивлялись и радовались родители, бабушки и дедушки. А когда девочку спрашивали, как она вылечилась от своей неизвестной болезни, она всегда отвечала:
- Просто меня научили сочувствию…

© Copyright: Евгения Куликовская, 2011
Свидетельство о публикации №211031001762

  1. Близки ли были ваши варианты к тому, что мы теперь прочитали? Почему, как вы думаете?

Так что же значит «чувствовать» и «сочувствовать»? В чём видете сходство? В чём различия?

В помощь: попросить подобрать слова с приставкой СО- (создавать, созерцать, совместный и т.д.), порассуждать об их смысле

Выступления от групп

  1. Карточка № 4:

ЧУ́ВСТВОВАТЬ

Испытывать какое-л. физическое ощущение, состояние и т. п. Чувствовать боль. Чувствовать головокружение.

СОЧУ́ВСТВОВАТЬ

Относиться к чьим-нибудь чувствам, переживаниям (преим. горестным) с отзывчивостью, с состраданием, с сочувствием. Сочувствовать пострадавшему. Сочувствовать чьему-нибудь несчастью, горю.

Движение к выводу.

Какое понятие («чувствовать» - «»сочувствовать») физическое, а какое нравственное?

Выступление от групп

  1. Это притча? Докажите своё мнение.

Выступление от групп

  1. За ответы и высказанные размышления учащиеся получают баллы – индивидуальное и групповое лидерство. Похвала сначала отличившимся, потом всем, награждение сладкими призами всех. Главное – «ВСЕ МОЛОДЦЫ!»

  1. Рефлексия.

Индивидуальное заполнение предложенных анкет. По желанию свои впечатления можно выразить в рисунке.

Карточка № 5:

Сегодня я узнал(а) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня я задумался(лась) о ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская (технология французской мастерской) " А нынче поглядим в окно..." ( Мотив окна в творчестве А.С.Пушкина)

Данная мастерская построена по технологии французской мастерской. материал занятия получил высокую оценку  издателства "Первое сентября", стал победителем конкурса "Литмотив"...

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Мастерская творческого письма ( с использованием новых технологий "Педагогические мастерские")

На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге.Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, от...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения

Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...