А. С. Пушкин.«Станционный смотритель». 7 класс.
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Егорова С. Н.

Презентация к уроку литературы в 7 классе  позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stantsionnyy_smotritel.ppt355.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» Урок разработала Егорова Светлана Николаевна г. Новокузнецк 2021 МБОУ «Лицей № 34».

Слайд 2

Домашнее задание Написать сочинение –миниатюру для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»

Слайд 3

Прочитайте и подумайте над высказыванием: - Как вы понимаете эти слова? - Что значит почитать родителей? Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу. За это Бог обещает благополучную и долгую жизнь.

Слайд 4

Каковы проблемы произведения?

Слайд 5

Каковы проблемы произведения? 1. Проблема отношения детей и родителей 2. Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека. 3. Проблему ответственности за свои поступки.

Слайд 6

Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги, и традиционное японское стихотворение – хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё. Больше некому стало Делать дырки в бумаге окон. Но как холодно в доме! Скажите, о чём это стихотворение? - Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах? - Странно, почему же, когда окна целы, стало вдруг очень холодно? - Как слова японского стихотворения связаны с повестью А. С. Пушкина?

Слайд 7

Тема урока « Нравственные проблемы повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Слайд 8

Что такое нравственность? -Как вы понимаете смысл названия? -Что такое станция во времена Пушкина? -Кого называли смотрителями? -Зачитайте, что об этой должности говорит автор? -Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?

Слайд 9

Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами . А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Он первым в русской литературе сделал главным героем человека совсем обыкновенного, чиновника низшего класса сумел вызвать сочувствие читателя к нему.

Слайд 10

-Каким Белкин увидел Самсона Вырина? -Расскажите, какое впечатление производит на гостя дочь смотрителя Дуня? -В каких словах выражается это отношение? -Как смотритель относится к дочке?

Слайд 11

Притча — маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

Слайд 12

“ Блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить. Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания? В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?

Слайд 13

А сам смотритель остался прежним или изменился? Расскажите, что случилось с Дуней? Как смотритель начинает бороться за свою дочь? -Что происходит в Петербурге? Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?

Слайд 14

Что о судьбе смотрителя и Дуни узнает в свой третий приезд Белкин? Какое впечатление производит на него кладбище? Как вы думаете, кто эта барышня? Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

Слайд 15

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы  позволяет подготовить учащихся к одному из заданий  ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Урок литературы в 7 классе. А.С.Пушкин "Станционный смотритель"

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 6 классе

Разработка интегрированного урока по повести А.С. Пушкина помогает учителю углубить интерес детей к повести. Приём виртуальной экскурсии в Музей станционного смотрителя позволят приобщить юных читател...

Урок литературы в 7 классе .Тест по повести а.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Данный тест поможет в работе при проверке знаний ,полученных в процессе изучения ,и  закрепит умение работать с тестами...