Использование QR-кодов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Никулина Наталья Владимировна

QR-код позволяет быстро кодировать и считывать тексты, Интернет-ссылки, графические материалы и т.д. С помощью QR и личных девайсов учащихся с установленной программой считывания кодов, значительно облегчается работа в классе, где нет компьютера или он только один.

Использование QR-кода на уроках гуманитарного цикла решает следующие задачи:

  1. Применение личных гаджетов в учебной деятельности.
  2. Повышение интереса к учебе.
  3. Дифференциация.
  4. Совершенствование навыков работы в команде.
  5. Расширение культурного кругозора учащихся.
  6. Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов (на товарных чеках, бланках государственного образца)

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения (по Евгению Самойловичу Рабунскому, доктору педагогических наук):

  • -по образовательным целям;
  • -по уровням выполнения заданий;
  • -по времени обучения, времени выполнения заданий;
  • -по содержанию обучения;
  • -по последовательности учебного материала;
  • -по структуре учебного материала;
  • -по подходам к обучению;
  • -по видам учебной деятельности;
  • -по способам применения заданий;
  • -по оценке деятельности.

Уровневая дифференциация

  •  предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований;
  •  дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.

Особенности дифференцированной работы на уроках

  • объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях;
  • закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения;
  • использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве;
  • общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

        Развитие современных технологий, распространенность различных электронных платформ и обеспечиваемые ими возможности для самовыражения делают цифровые средства передачи информации привлекательными для современной молодежи. Одним из таких способов распространения информации являются QR-коды – штрихкод, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне.

QR-код позволяет быстро кодировать и считывать тексты, Интернет-ссылки, графические материалы и т.д. С помощью QR и личных девайсов учащихся с установленной программой считывания кодов, значительно облегчается работа в классе, где нет компьютера или он только один.

Преимущества QR-кода на уроке

  • повышение заинтересованности учеников;
  • быстро считывать тексты, Интернет-ссылки, графические материалы и т.д.;
  • если в кабинете нет компьютера или он только один;

экономия бумаги….

QR-код и дифференциация

  • контроль над информацией (учитель с помощью кодирования будет «предлагать» и «варьировать» объект информации);
  • скорость (Интернет помогает решать проблему «здесь и сейчас» – активная ссылка-код через QR);
  • удовольствие и развлечение (QR-код можно использовать как элемент игры на уроке, внешне вид QR-кода - загадка для ученика, без телефона он не может знать, что там зашифровано);
  • персональные настройки (возможность создания учениками своего QR по теме урока).

Существует множество приложений для распознавания QR-кодов. Такие программы устанавливаются быстро и бесплатно. К ним относятся: QR Code Reader, ScanLife, NeoReader и другие.

Как можно использовать QR-кодирование в процессе обучения?

  • Связь с безопасным онлайн контентом, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки (электронная версия литературного произведения):

  • Решение заданий в формате ЕГЭ/ОГЭ/ВПР по русскому языку, например, в виде ссылки на альбом в соц.сети, сайт):

  • Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме:

  • QR как электронный вид «работы с карточками» (экономия бумаги, и вариативность заданий, например, в качестве орфографического практикума).

  • Создание личных электронных визиток (сначала в рамках урока «Стили речи» и т.д., а затем творческие задания для создания QR-визиток литературногоперсонажа);
  • Прохождение по литературным или лингвистическим маршрутам с заданными цитатами-подсказками и ссылками на дополнительные ресурсы на распечатанной карте или в форме настольной «игры-ходилки» для групповой работы.
  • Выдача разноуровневого домашнего задания (ученики, самостоятельно сканируют нужный код на домашнюю работу в зависимости от уровня сложности).
  • Проведение тематических викторин, квестов с выдачей заданий в виде кода.

Таким образом, использование QR-кода на уроках гуманитарного цикла решает следующие задачи:

  1. Применение личных гаджетов в учебной деятельности.
  2. Повышение интереса к учебе.
  3. Дифференциация.
  4. Совершенствование навыков работы в команде.
  5. Расширение культурного кругозора учащихся.
  6. Отработка навыков использования приложений для сканирования QR-кодов (на товарных чеках, бланках государственного образца)

Познакомлю с ёщё одним способом работы в свете дифференциации и индивидуализации.

Программа Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учеников. Карточка у каждого ученика своя, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый ученик отвечал на вопросы.

Plickers строит диаграммы ответов и позволяет сразу узнать, какая часть класса поняла изучаемый материал, а кому нужна дополнительная помощь. Для контрольных тестов такая система, пожалуй, не годится, потому что ученики будут пытаться высмотреть ответы друг друга, но это отличное решения для получения мгновенного отклика от класса.

Ричард Бирн, бывший учитель, нынче ведущий блог, посвящённый технологиям для пользы учителей, провел полевые испытания Plickers и выявил новые способы его использования. Во-первых, приложение можно использовать для получения мгновенной реакции. Спросите учеников «Вам всё понятно?», и они поднимут в ответ карточки, говорящие «да» или «нет». Приложение мгновенно отобразит статистику класса, и, исходя из этого, вы мы сможете или двинуться дальше или остановиться на непонятой теме. Согласитесь, лучше обнаружить, что ученики ничего не понимают, сразу, а не на экзамене.

Во-вторых, с помощью Plickers можно проводить небольшие обзорные тесты в конце темы. Для этого нужно занести в приложение список класса и список вопросов. Ученики поднимают свои карточки одновременно, а ваш планшет выдает вам информацию о том, как справился каждый из них. Это даёт возможность узнать о прогрессе всего класса, а не нескольких его представителей, как бывает, когда обзорный опрос ведётся устно.

В-третьих, Plickers можно использовать для скучной, но обязательной задачи – чтобы узнать, кто сегодня пришёл на урок. Что быстрее – опросить весь класс по списку или сфотографировать тот же класс, держащий поднятые таблички? Приложение сэкономит вам пару минут от урока – немного, но их можно потратить на что-нибудь полезное.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Методическая разработка «Использование QR-кодов на уроках русского языка»

С помощью этих кодов вы можете давать ученикам текст и ссылки на интернет-ресурсы таком формате, который позволит школьникам использовать их собственные мобильные уройства. В виде QR-кода можно дать у...

Использование QR-кодов на уроках русского языка

QR-код и дифференциация. Преимущества использования QR-кодов на уроке •контроль над информацией (учитель с помощью кодирования будет «предлагать» и «варьировать»...