Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Внеклассное мероприятие "Вместе с Пушкиным"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

 Республики Татарстан

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Вместе с Пушкиным»

учитель русского языка и литературы

Чулкова Елизавета Николаевна

 «Вместе с Пушкиным»

Что наша жизнь? Игра!

А.С.Пушкин.

Наша память с детства хранит веселое имя – Пушкин.

А.Блок.

Цель

  1. Приобщение учащихся к творчеству А.С. Пушкина, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
  2. Повышение уровня сформированности речевой культуры обучающихся.
  3. Формирование навыков осознанного выразительного чтения. Развитие памяти, внимания, речи.

Задачи

1. Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством поэта. Воспитывать интерес к поэту, русской литературе и искусству.

2. Обогащать и расширять словарный запас.

3. Развивать творческую активность учащихся.

Планируемые результаты:
1. Личностные: совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитать уважительное отношение к русской литературе.

2. Метапредметные УУД: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, художественные, музыкальные организационные).

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведений.

Регулятивные: формулировать задачу мероприятия, принимать ее, сохранять на протяжении всего действия; читать  прозу в соответствии с целью чтения (выразительно наизусть).

Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой работы по выбранным критериям; уметь вести диалог.

3. Предметные: понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать эстетический вкус и личную заинтересованность к литературе как к источнику знаний о человеке, его отношении к миру.

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Пушкин вошел в наш дом, в каждую  семью: дети учатся на его стихах слышать красоту русской речи; для тех, кто постарше, он занимательный рассказчик, для молодых людей – друг и советчик. Повезло тем, кто с первыми словами матери услышал и его стихи, почувствовал их музыку.

Читаем Пушкина – перед нами открывается солнечный мир великого поэта, он светит и согревает нас всю жизнь.

Я надеюсь, сегодня на нашем конкурсе также всем будет светло и радостно от общения с Пушкиным. Итак, начинаем наш праздник!

Ведущий вызывает две команды, представляет участников и жюри конкурса.

Чтец 1: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца ево Моэра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещен июня 8 дня…Запись в метрической книге церкви «Богоявления, что в Елохове».

Чтец 2: День был исключительно праздничным, гудели колокола по случаю Вознесения. Иван Великий гудел еще и потому, что у императора Павла внучка родилась, толпы «ура» кричали .

Ведущий: Вопрос для разминки. Когда по старому стилю родился Пушкин? Где?

Ответ: А.С.Пушкин родился 26 мая по старому стилю в Москве.

Ведущий: Мы хотим знать подлинного Пушкина, хотим видеть его человеческий облик со всем, что было в нем прекрасного и грешного. Дорогой всем нам образ становится еще ближе и дороже, когда мы вплотную подходим к поэту и пытливо вглядываемся в его человеческие черты. Давайте вглядимся в его внешний облик.

Мини-театр.  Две светские дамы ведут беседу.

Первая дама: Вчера у нас был дипломатический обед. Теперь у нас всегда бывает довольно много гостей на наших вечерних приемах по понедельникам, четвергам и субботам, но петербургское общество мне еще  не нравится. Был Пушкин, писатель, ведет беседу очаровательным образом – без претензий, с увлечением и огнем, но невозможно быть более некрасивым…

Вторая дама: Да, дурен собою, но лицо выразительно и одушевлено, ростом мал, но тонок, сложен необыкновенно крепко и соразмерно. Женщинам нравится.

Первая дама: Да, когда  он говорит, забываешь о том, чего ему не достает, чтобы быть красивым. Он знает, что вдохновение преображает его, поэтому отказывается позировать скульптору, боясь «мертвой неподвижности, в которой будет замечено его «арабское безобразие».

Вторая дама: А Вера Федоровна Нащокина, она дружна с Пушкиным, утверждает. Что ни один из его портретов не передает и сотой доли духовной красоты его облика. Особенно его удивительных глаз.

Ведущий: Перед вами портреты Пушкина известных художников: П.Ф.Соколова, Н.И.Уткина, О.А.Кипренского, В.П.Тропинина,  А.П.Брюсова.

Вопрос: О каком портрете Пушкин писал:

…Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Ответ: Пушкин критично относился к своей внешности  и эти благодарственные строки написал Кипренскому, создавшему один из лучших портретов поэта.

Ведущий: Следующий вопрос также касается внешности поэта. По мнению одних, ростом Александр Сергеевич был мал, другие считали, что он был среднего роста. Сам он в стихотворении «Мой портрет» на французском языке писал: «Мой рост самых долговязых не может равняться».

Вопрос: Какого роста был Пушкин?

Выигрывает та команда, которая будет ближе к правильному  ответу.

Ответ: Художник Черенцов, работая над картиной «Парад на Царицынском лугу»  в апреле 1832 года писал с натуры группу поэтов: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, В.А.Жуковского, Н.И.Гнедича. Под изображением Пушкина рукой художника помечено: «…ростом 2 аршина с половиной»; что составляет 166,74 см, по тем временам рост вполне средний.

Ведущий: Ложное представление о его росте, возможно, складывалось из-за того, что он был ниже Натальи Николаевны, рост которой был гораздо выше.

Мини-театр.

Первая дама: Наталья Николаевна сыграла слишком видную роль в жизни Пушкина. Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрой моей Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой-подростком отличалась редкой красотой. Выводить её стали очень рано, и она всегда окружена была роем поклонников и воздыхателей.

Вторая дама: Большинство её знакомые считали её кокеткой.

Первая дама: Да, но обвинение это несправедливо. Очаровательная и притягивающая простота в обращении, помимо её воли, покоряли всех.

-Федька,  принеси самовару, -скажет она и так посмотрит, что Федька улыбнется во весь рот, точно рублем его подарили, и опрометью кинется исполнять приказание.

-Мерси, мсье, -произнесет она, благодаря кавалера за какую-нибудь услугу, и скажет это совершенно просто, но так мило и с такой очаровательной улыбкой, и таким окинет взглядом, что бедный кавалер всю ночь не спит, думает и ищет случая еще раз услыхать это «мерси, мсье».

Вторая дама: Вероятно, Пушкина пленила в ней необычайная красота и не менее прелестная манера держать себя, которую он ценил.

Первая дама: Впервые он ее увидел Наташу на одном из балов у танцмейстера Иогеля в доме Кологривова. Влюбился и потерял голову. Спустя несколько месяцев сделал предложение.

Ведущий: Вопрос: Где происходило венчание Пушкина с Натальей Николаевной? Назовите одну из них, где, по вашему мнению, они венчались.

Церковь Ризположения, церковь  Большого Вознесения, казанская церковь Георгиевского монастыря, церковь Варвары, церковь Сергия Радонежского.

Ответ: Венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой происходило в церкви Большого Вознесения, в приходе которой состояла невеста.

Ведущий: По обычаю того времени, после свадьбы молодые делали визиты родным и знакомым, бывшим на свадьбе. Их приглашали всюду.

Ситуация: Вы пригласили Пушкина к себе на обед, составьте меню, в которые вошли бы его любимые блюда и назначьте удобный для него час, в который он обычно предпочитал обедать.

Ответ: В еде Александр Сергеевич был неприхотлив, или, как однажды выразился П.А.Вяземский, лакомкой он не был, хотя имел любимые блюда: печеный картофель, моченые яблоки, варенье из крыжовника и некоторые другие «дары природы». Обедал обычно в 6 часов.

Ведущий: У Пушкина на письменном столе стояла черная шкатулка. Перед вами примерно такая же шкатулка. Каждая команда должна отгадать, что в ней лежит. В этом вам поможет Александр Сергеевич.

Звучат цитаты из произведений А.С.Пушкина.

Ведущий: «Я царствую! Какой волшебный блеск. Послушна мне, сильна моя держава: в ней счастье, в ней честь и слава»!   Что в этой шкатулке?

Ответ: Деньги («Скупой рыцарь»)

Ведущий: Вот он, последний дар Изоры.

Осьмнадцать лет ношу его с собой.

И часто жизнь казалось мне с тех пор

Несносной раной, и  сидел я часто

С врагом беспечным за одной трапезой,

И никогда на шепот искушенья

Не преклонился я, хоть я не трус,

Хотя обиду чувствую глубоко,

Хоть мало жизнь люблю. Все медлил я.                       Что в этой шкатулке?

Ответ: Яд. («Моцарт и Сальери»)

Ведущий: Когда мы читаем Пушкина, то нам часто встречаются слова, значение которых мы не понимаем, иностранные или слова, которые в современном языке не употребляются. У Пушкина нет ничего малозначительного, и  одно слово позволяет порой по-новому понять и оценить стихотворение или строчку прозы.

Вопросы для команд: что означает слово?

ФОЛИАНТ-это денежная единица, испанский танец, старинная книга?

Ответ: Фолиант –старинная книга

Сенека, Тацит на столе,

Фольянт над  фолиантом?                  («К студентам»)

ШЛОФОР –это растение, халат, морской термин?

Ответ: Шлофор это халат

И обновила, наконец,

На вате шлофор и чепец.                          («Евгений Онегин»)

ЦЕВНИЦА это старинная одежда, красивая девушка, музыкальный инструмент?

Ответ: Цевница –музыкальный инструмент.

Она поэту подарила

Младых восторгов первый сон,

И мысль об ней одушевила

Его цевницы первый стон.                        («Евгений Онегин»)

ФАРМАЗОН это хвастливый человек, вольнодумец, вор?

Ответ: фармазон –вольнодумец.

Сосед наш неуч, сумасбродит

Он фармазон, он пьет одно

Стаканом красное вино,

Он к дамам к ручке не подходит,

Все да, да нет, не скажет да-с иль нет-с

Таков был общий глас.                             («Евгений Онегин»)

Ведущий: Помните, в детстве мы все играли в игру «Верю  - не верю», где нужно было определить правду ли вам говорят? Каждая команда услышит по несколько интересных историй из жизни Пушкина, и путем логических размышлений или, погадав по кофейной гуще, должна определить две из них, в которых мы рассказываем небывальщину, взятую с потолка.

Чтец 1: Многие писатели в мировой литературе пользовались псевдонимами. В России к ним особенно часто прибегали в те времена, когда на писательский труд, как на любой другой, глядели с презрением. Вот почему многие писатели, особенно из дворян, предпочитали подписываться псевдонимами. А.С.Пушкин всегда подписывал стихи своей фамилией и не имел псевдонима.

Ответ: Неправда. В ранней молодости он имел псевдоним «Сверчок»

Чтец 2: В детстве Пушкин был толстым, неуклюжим, малоподвижным ребенком. Мать насильно водила его гулять и заставляла бегать.

Ответ: Правда.

Чтец 1: В 1830-1831 гг А.С.Пушкин посетил Италию, Францию. Встреча с Натальей Николаевной произошла после возвращения из длительного путешествия.

Ответ: Неправда. Пушкин никогда не был за границей.

Чтец 2: Совсем недавно я узнала, что верховая езда была страстью Пушкина. Ему седлали то прекрасного аргамака, то крестьянскую лошадь.

Ответ: Правда.

Чтец 1: У Пушкина были красивые волосы, но ему несколько раз приходилось расставаться с ними. Можно было наблюдать, как он  где-нибудь в ложе театре или на балу, сняв с головы парик, обмахивался им, как веером.

Ответ: Правда.

Чтец 2: «Весна подходит. Это любимое  мое  время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает», -писал Пушкин.

Ответ: Неправда. Пушкин не любил весну.

…Я не люблю весны,

Скучна мне оттепель: вонь, грязь –весной я болен, кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены.

Чтец 1: Однажды в Кишиневе Пушкин на дуэль принес черешню и, пока в него целились, выбирал спелые ягоды и выплевывал косточки. В него промахнулись, а он от выстрела отказался.

Ответ: Правда.

Чтец 2:  Недавно я узнала, что у Пушкина была дуэль с Кюхельбекером. Кюхля вызвал Александра Сергеевича на дуэль за стихотворную шутку.

Ответ: Правда.

Чтец 1: Пушкин часто ссылался на нездоровье, чтобы избежать визита или свидания.

Ответ: Правда.  Особенно часто сказывался больным, чтобы не являться во дворец.

Чтец 2:  Пушкин был страстным рыболовом, а пристрастил его к этому кучер Александра Сергеевича.

Ответ: Неправда.

Ведущий: Следующий конкурс на знание произведений Пушкина.

Чтец 1: «Лучший стрелок, которого удалось мне встречать, стрелял каждый день, по крайней мере три раза перед обедом. Это было заведено как рюмка водки.

Граф и графиня рады были, что я разговорился.

-А каково стрелял он?- спросил меня граф.

-Да вот как, ваше сиятельство: бывало, увидит он,  села на стену муха и кричит: «Кузька, пистолет!». Кузька и несет ему заряженный пистолет.  Он хлоп, и вдавит муху в стену!

-Это удивительно!- сказал граф. – А как его звали?»

Ведущий: ответьте на вопрос графа: как звали этого стрелка?

Ответ: Сильвио («Выстрел»)

Чтец 2: Ты молода… и будешь молода

Еще лет пять иль шесть. Вокруг тебя

Еще лет шесть толпиться будут,

Тебя лакать, лелеять и дарить,

И серенадами ночными тешить,

И за тебя друг друга убивать

На перекрестках ночью. Но когда

Пора пройдет:  когда твои глаза

Впадут и веки, сморщась, почернеют,

И седина в твоей косе мелькнет.

И будут называть тебя старухой,

Тогда  - что скажешь ты?

Ведущий: Сколько лет Лауре?

Ответ: 18 лет («Каменный гость»)

Чтец 1: -Дело о Наташе: царь приезжал её сватать.

-Слава богу,- сказала Татьяна Афанасьевна, перекрестясь. –Девушка на выданье, а каков сват, таков и жених, -дай бог любовь да совет, а чести много. За кого же царь её сватает?

-Отгадайте,- сказал Гаврила Афанасьевич.

Ведущий: За кого царь сватает Наташу?

Ответ: За арапа Ибрагима («Арап Петра Великого»)

Чтец 2: -Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить по большим дорогам.

Ведущий: Кто этот человек?

Ответ: Дубровский («Дубровский»)

Чтец 1: Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Ведущий: Откуда эти строки?

Ответ: «Евгений Онегин»

Чтец 2: Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые

Не зная горечи и бед.

Ведущий:  Откуда эти строки?

Ответ: «Воспоминание в Царском Селе»

Ведущий: БЛИЦ-ТУРНИР В этом конкурсе за одну минуту нужно дать как можно больше ответов.

Вопросы:

  1. Какие три карты назвала графиня Герману (3,7,туз)
  2. Любимое время года Пушкина (осень)
  3. О каком произведении поэт говорил: «Это первые грехи моей молодости» («Руслан и Людмила»)
  4. Кому Пушкин  посвятил  стихотворение «Мадонна» (Наталье Николаевне)
  5. Сколько детей было у Пушкина? (4-2м,2д)
  6. Эпиграф к «Капитанской дочке» («Береги честь смолоду»)
  7. «Младое, незнакомое», с которым здоровался Пушкин (Племя)
  8. О каком городе говорил  Пушкин: «Летом- песочница, зимой- чернильница»
  9. Место, где однажды Пушкин натворил по-крупному (Болдино)
  10. О каком произведении Пушкин сказал: «Ай да, Пушкин, ай да сукин сын!» («Борис Годунов»)
  11. Голова, отделенная  от тела, сама называет убийцу. Кто он? «Черномор)
  12. Сколько лет Ленскому? (18)
  13. Куда шел Балда, встретив попа? (Никуда)
  14. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А.П.Керн)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, мне хочется поблагодарить участников и всех, кто пришел на наш праздник. Неважно, кто победил, сегодня нет проигравших, каждый из нас, общаясь с Пушкиным, - это «все доброе, чистое, светлое, все самое лучшее, что есть  в человеке» Пусть он всегда будет вместе с нами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприяти е ВМЕСТЕ С ПУШКИНЫМ

Слайд 6

Скупой рыцарь

Слайд 7

Моцарт и Сальери

Слайд 8

фолиант

Слайд 9

шлафорк

Слайд 10

цевница

Слайд 11

фармазон

Слайд 12

Сильвио «Выстрел»

Слайд 13

Лаура «Каменный гость»

Слайд 14

Арап Ибрагим

Слайд 15

Дубровский

Слайд 16

«Евгений Онегин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Читаем Пушкина..."

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на детей 12-15 лет,учащихся коррекционной школы (VI вид)....

Разработка внеклассного мероприятия "Мир А.С. Пушкина" (Праздник по творчеству Пушкина)

Мероприятие проводится среди параллели 5-ых или 6-ых классов, каждый класс выдвигает от себя команду на участие в конкурсах.Цели и задачи:Приобщать учащихся к творчеству А.С. Пушкина, учить понимать е...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....