урок-исследование "Капитанская дочка" как реалистический исторический роман
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок-исследование поможет учащимся расширить представление  о деятельности А.С.Пушкина не только как писателя, но и как историка, определить особенность жанра произведения «Капитанская дочка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_kapitanskaya_dochka.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Дата проведения  03.10.2017 года

Тема урока. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

Форма урока. Урок-исследование

Учитель русского языка и литературы Романова В.Н.

Цели: расширить представление учеников о деятельности А.С.Пушкина, определить особенность жанра произведения «Капитанская дочка».

Задачи: познакомиться с творческой историей написания романа «Капитанская дочка»; рассказать об особенностях жанра и композиции; развить умение связно мыслить и логично отвечать на поставленные вопросы.

Методические приемыобъяснение учителя, беседа по вопросам, блиц-опрос, сжатый пересказ, комментарий учителя.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение изученного.

Вновь мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина, что нового узнали вы о писателе, прочитав дома статью учебника? (Выборочный пересказ)

2. Вступительное слово учителя

В 8 классе мы познакомимся с произведением, жанровая принадлежность которого литературоведами не определена, романом/ повестью «Капитанская дочка», с последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение.

В этом романе автор предстает не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина, прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Мысли писателя по поводу исторических событий и персонажей актуальны и в наши дни.

Объявление темы урока

Как вы думаете, что сегодня на уроке нам предстоит успеть? (Формулирование задач урока)

3. Беседа по вопросам.

Какие произведения А.С. Пушкина на исторические темы вам известны? («Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник»). 

- О каком историческом событии идет речь в романе «Капитанская дочка»? (о Пугачевском бунте).

- Что вам известно об этой эпохе и о причинах восстании?

  

4. Сообщение ученика об эпохе Екатерины II и причинах Пугачевского бунта.

XVII век - век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

        Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

        Екатерина II была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются для «воспитания граждан». В годы ее правления выросли налоги. Вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Положение крепостных крестьян ухудшалось, их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета, толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

        В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли, ведь в народе всегда жила вера в «доброго» царя.

        В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

5. Работа с текстом «Пушкин – историк. Пушкин – писатель» в группах

Сейчас вы прочитаете тексты. Ваша задача – выявить главную информацию о ходе работы А.С.Пушкина над созданием романа, а также проследить историю главного образа. Выпишите важное в тетрадь в виде опорных схем (инфографика).

Тексты для групп:

В начале 30 годов 19 века после подавления кровавого бунта военных поселений в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионально историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».        

Сначала Пушкин работал над историческим произведением, он посетил места, где произошли главные события времен пугачевского бунта, сравнивая документы с воспоминаниями еще живых, но уже старых очевидцев.

В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействие властей. Главная цель этого исторического труда была вполне современной: указать на необходимость преобразований в стране. В повести «Капитанская дочка» решались более глобальные проблемы: как достичь единства нации, как примирить противоречия, как добиться улучшения нравов, как избежать насильственных потрясений.

«История Пугачева» была завершена в ноябре 1833 года и опубликована в 1834 году. Цензором книги являлся сам император – Николай I , который изменил ее на «Историю Пугачевского бунта». Первая часть содержания – сама история пугачевского бунта, а вторая – приложения, состоящие из документов, манифестов, донесений, мемуаров и др.исторических памятников, относящихся к событиям 1773-1775 гг.

«Историю Пугачевского бунта» вышла в декабре 1834 года, в количестве 3 тыс. экземпляров, но успеха у читателя не имела, в отличие  от вышедшей позднее «Капитанской дочки».

Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», - говорит устами главного героя автор повести.

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, которых станет главным в окончательном тексте – Гринев, эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в « сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

Проверка выполнения работ – выборочный опрос

6. Исследовательская работа «Жанровое своеобразие».

 - А теперь мы с вами попробуем определить жанр «Капитанской дочки».  - Что же это?

  • Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
  • Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
  • Исторический роман— роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий.
  • Хроника — историческое описание событий в хронологическом порядке.
  • Мемуары – воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.

Тексты для групп:

Сам Пушкин, направив первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть.

1. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом.

2. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть, а М. Горький был убежден, что Пушкин написал исторический роман

Составление таблицы

Повесть?

Роман?

Мнения известных личностей

- хронологическая последовательность

- интерес к одному историческому событию – бунту Пугачёва

- сюжет сосредоточен не вокруг одного главного героя, несколько сюжетных линий:

семья Гринёва,

семья Маши Мироновой,

Пугачёв

Выяснили, что «Капитанская дочка» - это роман. Докажите, что это произведение реалистическое (Ответы – доказательства)

VII. Итого уроки

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

3. С чем связаны споры о жанровой принадлежности «Капитанской дочки»?

VIII. Домашнее задание

Прочитать 1-2 гл. повести.

Подготовить пересказ отрывка «Встреча с вожатым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...

Вальтер Скотт. Сведения о жизни и творчестве английского писателя. Исторический роман «Айвенго».

                  Русская литература лишь одна ветвь мировой культуры, и ее нужно изучать в тесной связи с зарубежной литературой. Поэтому произведе...

Исследование по теме "Использование исторических романов в обучении английскому языку"

Описание целесообразности использования исторических романов на уроках английского языка, модель использования...

Стихотворение Б. Окуджавы "Я пишу исторический роман"

Стихотворение Б. Окуджавы "Я пишу исторический роман"....