Научно-исследовательская работа «Духовность произведения Н.В. Гоголя «Страшная месть»»
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Научно-исследовательская работа «Духовность произведения Н.В. Гоголя «Страшная месть»» включат в себя теоретическую часть (рассмотрены факты биографии поэта, особенности его творчества, что такое грех в жизни человека) и практическую (проанализирован текст «Страшная месть» с точки зрения употребления в нём элементов духовности (духовной литературы)), составлен словарь малороссийских слов и выражений, использующихся в повести «Страшная месть» (см. Приложение 1-6).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_erm.v.docx39.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГАЗИМУРО-ЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научно-практической конференции «Шаг в будущее – 2016»

Научное направление: наука, техника, искусство: взгляд в будущее

по учебному предмету литература – область - литературоведение

Тема: Духовность произведения Н.В. Гоголя «Страшная месть»

Выполнила: ученица 10 «А»  класса

Ермакова Виктория Владимировна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Шишмарёва Анастасия Васильевна

с. Газимурский Завод, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………

3-4

§ 1.Николай Васильевич Гоголь………………………………………………

4-7

§1.1. Детство и юность……..…………..…………………………………

4

§1.2.  Начало творческого пути………….…………………………….……

4-5

§1.3. Первый успех……………………………………………………………

5

§1.4.Спасительные путешествия……………………………………………

5-6

§1.5.  Душевный кризис………………………………………

6-7

§1.6. Последние моменты жизни писателя ………………

7

§ 2. Духовность произведении «Страшная месть». Что такое грех?

7-8

§2.1. О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»…………………………………

7-8

§2.2.«Страшная месть» в системе сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»…

8

§2.3. Духовность в произведении «Страшная месть»…………………………………

8

§2.4. Что такое грех?..................………………………………………..............

8

§2.5. Н.В. Гоголь. Каким его понимают писатели-символисты в произведении «Страшная месть»……………………………………………

8

Заключение………………………………………………………………………

8-9

Библиография………………………………………………………………

10

Приложения……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В этом учебном году учащимся старшей школы были предложены различные темы для написания научных работ. Нас заинтересовало направление – литературоведение, а именно личность Н.В. Гоголя, его биография, творческий путь и духовные искания.

Прошлым летом мы с увлечением прочитали сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из всего прочитанного нас больше всего заинтересовало произведение «Страшная месть». Оно несёт в себе глубокий духовный смысл, который мы стремились подробно проанализировать.

Предмет исследования: творчество Н.В. Гоголя.

Объект исследования: произведение «Страшная месть».

Методы исследования:

-биографический -  использовали в работе данные биографии поэта;

-метод подробного и компонентного анализа повести «Страшная месть»;

-метод систематизации – при составлении толкового словаря малороссийских слов и выражений;

-иллюстративный – при обращении к иллюстрациям.

Цель исследования: подробно проанализировав текст «Страшная месть», показать Н.В. Гоголя глубоко духовным писателем.

Задачи:

-изучить биографию писателя;

-рассмотреть, какое место занимает сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» в творчестве Н.В. Гоголя;

-подробно изучить произведение «Страшная месть» и проанализировать его;

-выявить элементы духовности в нём.

Новизна работы:

Н.В. Гогольне всем известен как духовный человек. Он был глубоко убеждённым в православной вере. Изучал тексты Святых отцов  и стремился стать духовным писателем. Однажды чуть не остался в Оптиной пустыне.

В связи с духовным обнищанием нации, когда люди зачастую не различают, где добро, а где зло, где грех, а где добродетель, необходимо говорить о нравственности и духовности. Об этом можно узнать, изучая творчество Н.В. Гоголя. Наиболее духовным произведением, обнажающим пороки общества и раскрывающим нарушения Божьих заповедей, является «Страшная месть».

Данную тему считаем актуальной не только на сегодняшний день, а вне времени, пока живёт человек, вечно мечущийся между добром и злом. Духовность в современном мире нужно возрождать через духовные тексты. К этой проблеме обращался не только Н.В. Гоголь в девятнадцатом веке, но  А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и многие другие. В двадцатом столетии эту тему развивали И.А. Бунин, М. Горький, С.А. Есенин, М.А. Булгаков и ряд других поэтов и писателей. Даже в наше время неравнодушными к проблеме греховности человека остались многие рок-исполнители -  В.В. Высоцкий, И.Тальков, Б. Гребенщиков, В.А. Кипелов, а также группа «Король и Шут», которая раскрывает тему греха наподобие произведений Н.В. Гоголя.

§ 1.Николай Васильевич Гоголь

        Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - выдающийся классик русской литературы, писатель, драматург, публицист.

§1.1.   Детство и юность

Родился в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии в семье мелкого помещика Василия Афанасьевича  и  Марии Ивановны Гоголь-Яновских. С малых лет родители хотели создать лучшие условия для его жизни, ограждая от невзгод, одаривали  лаской и добром. Детство провел в родительском имении Васильевке культурным центром, которого было местечко Кибинцы, где отец Николая Васильевича был секретарем. Василий Афанасьевич нередко любил устраивать театрализованные  представления, что очень нравилось юному Гоголю.

Шли годы, и вот в 1818 году вместе со своим младшим братом Иваном, Николай Васильевич был отправлен в Полтавское уездное училище, но первые каникулы стали ужасной трагедией для семьи Гоголя – умер от неизвестной болезни младший брат Иван. После этого родители решают отправить Николая в классическую Нежинскую гимназию, где у него появились друзья Н. Кукольник, Н. Прокопович, К. Базили, А. Данилевский. Вместе они создают свои первые рукописные журналы.  Кроме того, друзья увлекались театром, и многие сулили Гоголю блистательную актерскую карьеру, но он хотел быть полезным обществу, и поэтому в 1828 году после окончания гимназии вместе с Данилевским решает попытать свое счастье и переезжает в холодный и обманчивый Петербург.

§1.2.  Начало творческого пути

Испытывая проблемы в деньгах, безуспешных  поисках достойной работы, Гоголь решается приобрести заработок с помощью своих первых литературных опытов. Под псевдонимом  В. Алова издает поэму «Ганц Кюхельгартен», которая оказывается провальной. Непроданные экземпляры молодой Гоголь выкупает и сжигает.

§1.3. Первый успех

В 1829 году начинает службу в департаменте государственного хозяйства, а затем в департаменте уделов, что дает ему богатый опыт для последующей литературной карьеры. Но служба на благо общества и государства разочаровывает его. Вскоре, а именно в 1831 году Николая Васильевича Гоголя ожидает большой успех и сиюминутная слава после публикации первой части цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вот что сказал об этом сборнике сам Александр Сергеевич Пушкин: «Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

<Конец августа 1831 г. Царское Село>

Практически вся без исключения публика  с большим интересом воспринимает  его произведения с положительной стороны, что приводит Гоголя в состояние еще большего стремления к созданию произведений. Он пишет письма маме и сестрам, просит их отправлять как можно больше информации о малороссийских народных обычаях, описаниях костюмов начиная простым крестьянином и заканчивая образом  сельского головы.

В 1836 году выходит в свет знаменитая Петербургская повесть «Нос», в которойвысмеивается преклонение перед чином в его самых мелких и порой отвратительных проявлениях. В то же время Гоголь создает произведение «Тарас Бульба». Биография и творчество писателя неразрывно связаны с родиной –  Украиной. В "Тарасе Бульбе" Николай Васильевич повествует о героическом прошлом своей страны, о том, как казаки бесстрашно защищали собственную независимость от польских захватчиков.

§1.4.Спасительные путешествия

А сюжет пьесы «Ревизор»1835-1836гг. подсказал Александр Сергеевич Пушкин. Она предоставила множество неприятностей, так как большая часть публики не смогла понять истинного смысла -  высмеять злоупотребления чиновников на местах. Гоголя, истинного монархиста,  обвиняли в революционных настроениях. Его целью была мораль, а вовсе не политика. Оскорбленный этим,  он уезжает заграницу в долгое путешествие.

Эти самые «путешествия» были настоящим спасением для его души и продлились в общей сложности около 12 лет. Летом 1936 года отправляется в Германию, осень проводит в Швейцарии, зимует в Париже, за это время очень сильно продвигается в написании романа «Мертвые души». Пушкин высоко оценил первые главы.

В феврале 1837 года писатель переезжает в Рим, где узнает о смерти своего близкого друга Александра Сергеевича Пушкина, испытывает серьезные душевные переживания и решает, что «Мертвые души» - это «священное завещание» поэта и его должен увидеть свет. В 1838 году в Рим приезжает Жуковский. Вместе с ним Гоголь прогуливается по городу, рисует местные пейзажи. Затем осенью 1839 года возвращается в Москву и представляет близкому кругу друзей отдельные главы из «Мертвых душ». Работает над ее издательством. В 1841 году выходит первый том. Поначалу, роман получил исключительно положительные отзывы, пока инициатива не перешла в руки недоброжелателей, которые писали расточительные статьи  о нем. Но все это происходило уже без участия Н.В. Гоголя, который вновь уезжает в Рим.

Ранее, зимой 1836-1837 гг. знакомится с Александрой Смирновой, с которой они становятся родственными  душами. Между ними ведется оживленная переписка, но так как она была замужем, отношения их остаются только платоническими. В конце 1840-х Гоголь увлекается юной графиней Анной Вильегорской и делает ей предложение. Но поскольку ее родители были против такого брака, Николай Васильевич получает отказ и больше не предпринимает попыток  устроить свою личную жизнь.

В 1840 году сжигает произведение «Бритый ус», которым не смог поразить Жуковского.

§1.5.  Душевный кризис

Перед отъездом в Германию он поручает  своему другу Прокоповичу издание  первого собрания сочинений.  Осенью 1842 года переезжает в Рим, где работает над вторым томом своего самого главного произведения.  Работа продвигается с большим трудом и  в 1845 году у  Гоголя появляются первые признаки глубокого душевного кризиса.Он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. В то же время он отвлекается на создание Развязки Ревизора, которая меняет весь смысл произведения.

В 1847 году в  Петербурге были напечатаны «Выбранные места из переписки с друзьями», это произведение было написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь. Общество встретило новое от Гоголя очень отрицательно, бурей негодования, что поистине стало самым спорным  моментом его биографии.

В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома "Мертвых душ" друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич придя на постановку "Ревизора" в Малом театре остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман "совершенно окончен".

§1.6. Последние моменты жизни писателя

 Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни - литературное творчество - показалось ему бесполезным. Он сжег второй том "Мертвых душ" и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве.

Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище. Общеизвестно, что он просил не ставить над своей могилой памятника и не хоронить его несколько недель, так как иногда писатель впадал в подобие летаргического сна. Оба пожелания писателя были нарушены. Похоронили Гоголя через несколько дней после смерти, а в 1957 году на месте погребения Николая Васильевича был установлен мраморный бюст работы Томского Николая. Но к 200-летию со дня рождения писателя, могиле был предан почти первоначальный вид: бронзовый крест на черном камне.  

Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. П. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя.

§ 2. Духовность в произведении «Страшная месть». Что такое грех?

§2.1. О сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(См.  приложение №2)

§2.2.«Страшная месть» в системе сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Страшная месть» или «Старинная быль» находится во второй части  «Вечеров…» и считается самой поэтичной повестью Гоголя, наполненной сочетанием описания Днепра, противостояния добра и зла, а  также глубокой духовностью. Впервые напечатано в 1832 году во второй части «Вечеров…» с подзаголовком «Старинная быль».

Одним из источников фольклорных и исторических сведений о Закарпатье и Галичине для Гоголя стали устные беседы и сочинения его нежинского учителя И.С. Орлая. В работах последнего проводилась мысль о единстве всех славянских земель и о губительности междоусобных раздоров.

Сюжет см. Приложение №3

§2.3. Духовность в произведении «Страшная месть»

Духовность данного произведения раскрывается на протяжении всей повести, однако истинный смысл кроется в песне старого бандуриста, повествующего о давних событиях, о двух братьях о зависти Петра, из-за которой он убил своего названного брата и его сына, и, наконец о Божьем  Суде, настигшем обоих братьев. Петра – за убийство, Ивана – за месть, ведь он не смог простить брата… оба брата нарушили Заповеди Божьи.

Моменты духовности см. в Приложении №

§2.4. Что такое грех?

«Грех – есть добровольное отступление   от того, что согласно с природой в то, что противоестественно».

                                                                       Св. Иоанн Дамаскин.

Грех  - нарушение заповедей Бога.

Под грехом понимаются действия, совершение которых наносит вред человеку, прежде  всего его душе. Совершением греха человек отдаляет себя от Бога и некоторых людей. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий – воздаянием.

§2.5. Н.В. Гоголь Каким его понимают писатели-символисты в произведении «Страшная месть»

В начале 20 века известный поэт-символист Андрей Белый выдвинул тезис о том, что отец Екатерины и Колдун не тождественны. Это стало фундаментом для последующего изучения этой повести. В ней можно обнаружить этнические уровни – уровень реальности (конфликт между отцом Екатерины и ее мужем) и легендарности(существует сверхъестественное). При этом границы  между ними скрыты, поэтому кажется, что один уровень – это продолжение другого.

В.В. розанов впервые в фигуре Колдуна увидел проекцию самого автора. Тот же Андрей Белый сравнил Николая Васильевича с Колдуном, скрывающимся от «карпатского Всадника», уподобив  любовь автора к России любви к Катерине Колдуна, при этом главные герои имеют символическое значение и являются образами-символами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом,  проведя данное исследование, мы значительно воспитали себя в плане духовности. Узнали много нового и интересного о Н.В. Гоголе, его жизни и творчестве, о культуре украинского народа, о их языке, что даже привели в систему употреблённые в повести «Страшная месть» слова и выражения (см. Приложение ) Цели и задачи работы оказались разрешимыми

Мы поняли, как же важно жить по Заповедям Божьим, не нарушать их, стремиться жить в уважении и любви к ближнему. Нам стало ясно, что за любое плохое дело рано или поздно придёт наказание свыше, грех человека переходит от одного к другому, дети отвечают за грехи родителей, а те, в свою очередь, за грехи своих предков.

В плане самообразования такая работа и текст «Страшная месть»  очень важны.

Цели и задачи оказались разрешимыми

В итоге нашего исследования, при подробном изучении жизни и творческого пути великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя нам удалось увидеть в нем и его произведениях особый философский смысл, увидеть его стремления по восстановлению духовности в последующих поколениях.

Библиография.

Книги

  1. Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород» [текст]. Дрофа, 2006 г. – 541, [3]с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Интернет-ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org
  2. www.syl.ru
  3. f-picture.net

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Христианские мотивы в повести Н.В.Гоголя "Страшная месть"

Материал научной работы ученицы  поможет педагогам в проведении урока внеклассного чтения по данной повести. Здесь большое поле деятельности и для патриотического воспитания, и для нравственного....

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Урок-презентация по повести Н.В.Гоголя «Страшная месть».

Разработка урока внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Страшная месть". В задания включены вопросы по теории литературы,  на сопоставление с повестью "Тарас Бульба", на знание текста произв...

Словарная работа по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

Обучающимся предлагается самостоятельная работа над лексикой произведения Н.В.Гоголя "Заколдованное место"...

Тест к произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

Тест к произведению Н.В гоголя "Заколдованное место" помогает определить степень владени обучающимися. литературным материалом...

Конспект урока литературы «Особенности сюжета и композиции в новелле Николая Васильевича Гоголя "Страшная месть"

Конспект урока литературы «Особенности сюжета и композиции в новелле  Николая Васильевича Гоголя "Страшная месть".  На уроке ставится цель: соотнести теоретические понятия сю...