Гуманитарная олимпиада "Умники и умницы"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Галина Михайловна Рыспаева

Методическая разработка " Гуманитарная олимпиада "Умники и умницы ",посвященная творчеству М.А.Булгакова, предназначена для обучающихся 11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanitarnaya_olimpiada.docx18.98 КБ
Файл gumanitarnaya_olimpiada.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманитарная олимпиада «Умники и умницы» по творчеству М.А. Булгакова 11 класс

Автор: Рыспаева Г.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №11

Ведущий: Начинаем гуманитарную олимпиаду «Умники и умницы», посвященную жизни и творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. В ней принимают участие три агониста. Слово «агон» в переводе с греческого означает «соревнование». Все остальные, присутствующие в этом зале, - теоретики, которые также могут получить возможность ответить на вопросы, если агонисты не смогут дать исчерпывающий ответ.

- Следить за этим действом будет высокий ареопаг (представление).

- А теперь пришла пора познакомиться с нашими агонистами…
- Итак, первая часть – Пролог. Пролог состоит из двух частей, и первая из них конкурс русского языка.

- В русском языке много заимствованных слов, и когда в них пишется удвоенная согласная, я сама часто путаю. Предлагаем агонистам разобраться вот с этими словами, заимствованными из французского языка:

БАЛЛЮСТРАДА

БЕЛЛЕТРИСТИКА

МАСОН

ПАТИССОН

БИЛЬЯРД

АТТРАКЦИОН (слова записаны на доске)

- Второй конкурс Пролога – конкурс красноречия. За несколько минут до начала игры агонисты получили тему своего выступления, и сейчас выскажут свою точку зрения на великую русскую литературу. Выступление не дольше 39 секунд МИНУТ.

Ареопаг оценивает выступление участников, озвучивает оценки. В зависимости от занятого места агонистам предоставляется право выбрать дорожку.

- Вам предстоит выбрать дорожку. Их три: красная – самая короткая, но самая опасная, т.к. на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа. Желтая – золотая середина – в три этапа, и на ней можно ошибиться 1 раз. А вот зеленая – самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза. Что вы выбираете?

1 агон. Ключевые слова: Москва, Турбины, «Мастер и Маргарита»

1 Приехав в Москву, Булгаков «чтобы поддержать существование, служил репортером и фельетонистом, и возненавидел эти звания», он признавался: «По ночам сочинял веселые фельетоны, которые мне казались не смешнее…» Не смешнее чего казались Булгакову его фельетоны?

2) Как известно, Булгаковым по одному сюжету написаны произведения разных жанров: роман «Белая гвардия» и драма «Дни Турбиных». Что было написано раньше?

3) Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал долго и мучительно. Об этом  свидетельствует уже то, что существовало несколько вариантов названий. Назовите хотя бы три их них.

2 агон. Ключевые слова: Сталин, Шариков, Маргарита.

1) У Булгакова сложились непростые отношения с И.В. Сталиным. В журнале регистрации МХАТа есть отметки о том, что Сталин смотрел спектакль «Дни Турбиных» 15 раз. В 1930 году Сталин и Булгаков пообщались лично. Как это было? В какой форме это происходило?*

2) Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - сатира на попытку создания нового человека путем революции. Какой лозунг советской власти иллюстрируется образом Шарикова?

3) Вспомните первую встречу Мастера и Маргариты: «Он вышел погулять, вокруг него были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла…» Что несла Маргарита в руках?

3 агон. Ключевые слова: эксперимент, мастер, ученик.

1) В основе эксперимента профессора Преображенского лежит операция по пересадке гипофиза человека собаке. Чей гипофиз был пересажен Шарику?

2) Воланд и Левий Матвей в романе обсуждают дальнейшую судьбу Мастера. Левий Матвей, как мы понимаем, озвучивает волю Господа. Как решается судьба Мастера?

3) Ученик Иешуа Га-Ноцри – Левий Матвей. Кого в московских главах мы воспринимаем как ученика Мастера?

Все неиспользованные вопросы после окончания агонов задаются теоретика.

Блиц (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа): на ответ 20 секунд:

1) Объясните разницу в значении слов эффектный – эффективный.

2) Каками частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих?

3) Может ли быть в простом нераспространенном предложении более двух слов?

Интервью с победителем:

- Что вы испытываете в данный момент?

- Трудно ли далась победа?
- А надежда на победу была или главная цель все-таки – участие?

 


ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР С М.А. БУЛГАКОВЫМ

18 апреля 1930 года

 

18 апреля часов в 6-7 вечера он (Булгаков. – Ред.) прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Бол. Ржевском и рассказал следующее. Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, жена писателя. – Ред.) его подозвала, сказав, что это из ЦК спрашивают.

М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:

– Михаил Афанасьевич Булгаков?

– Да, да.

– Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.

– Что? Сталин? Сталин?

И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом.

– Да, с Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).

– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?

(М.А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не сразу ответил):

– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.

– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.

– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

 

Из воспоминаний Е.С. Булгаковой.

М. Булгаков. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., 2000. С.260-261.

 

Примечание. Письмо, о котором упоминается в разговоре, было направлено Булгаковым правительству СССР 28 марта 1930 года (См.: там же. С.279-287). В нем писатель характеризует свое положение словами «ныне я уничтожен», «вещи мои безнадежны», «невозможность писать равносильна для меня погребению заживо». Цитируя многочисленные разгромные отзывы на свои произведения, он, в частности, пишет: « Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым получен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и С НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЯРОСТЬЮ доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать.

И я заявляю, что пресса СССР СОВЕРШЕННО ПРАВА…

Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг…

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране… Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца, врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР…

Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ.

Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу…».

Факт разговора Сталина с писателем стал быстро известен в «интеллигентских кругах». Любопытно его изложение «из третьих рук», зафиксированное в Агентурно-осведомительной сводке 5-го Отд. СООГПУ от 24 мая 1930 года № 61:

«Письмо М.А. Булгакова.

В литературных и интеллигентских кругах очень много разговоров по поводу письма Булгакова.

Как говорят, дело обстояло так:

… в квартире БУЛГАКОВА раздается телефонный звонок.

- Вы тов. Булгаков?

- Да.

- С Вами будет разговаривать тов. СТАЛИН (!).

БУЛГАКОВ был в полной уверенности, что это мистификация, но стал ждать.

Через 2-3 минуты он услышал в телефоне голос:

- Я извиняюсь, тов. БУЛГАКОВ, что не мог быстро ответить на Ваше письмо, но я очень занят. Ваше письмо меня очень заинтересовало. Мне хотелось бы с Вами переговорить лично. Я не знаю, когда можно сделать, т.к. повторяю, я крайне загружен, но я вас извещу, когда смогу Вас принять. Но, во всяком случае, мы постараемся для Вас что-нибудь сделать».

19 апреля 1930 года Булгаков был зачислен ассистентом-режиссером во МХАТ. Встреча его со Сталиным, о которой они договорились, не состоялась. Об отношении последнего к писателю свидетельствуют и такие эпизоды. По словам артиста-вахтанговца О. Леонидова, "Сталин раза два был на "Зойкиной квартире" (пьеса Булгакова. – Ред.). Говорил с акцентом: хорошая пьеса! Не понимаю, совсем не понимаю, за что ее то разрешают, то запрещают. Хорошая пьеса, ничего дурного не вижу". В феврале 1932 года Сталин смотрел постановку пьесы А.Н. Афиногенова "Страх", которая ему не понравилась. "… В разговоре с представителями театра он заметил: "Вот у вас хорошая пьеса "Дни Турбиных" – почему она не идет?" Ему смущенно ответили, что она запрещена. "Вздор, - возразил он, - хорошая пьеса, ее нужно ставить, ставьте". И в десятидневный срок было дано распоряжение восстановить постановку…" (Там же. С. 293, 329).



Предварительный просмотр:

Гуманитарная олимпиада «Умники и умницы» по творчеству М.А. Булгакова 11 класс

Автор: Рыспаева Г.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №11

Ведущий: Начинаем гуманитарную олимпиаду «Умники и умницы», посвященную жизни и творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. В ней принимают участие три агониста. Слово «агон» в переводе с греческого означает «соревнование». Все остальные, присутствующие в этом зале, - теоретики, которые также могут получить возможность ответить на вопросы, если агонисты не смогут дать исчерпывающий ответ.

- Следить за этим действом будет высокий ареопаг (представление).

- А теперь пришла пора познакомиться с нашими агонистами…
- Итак, первая часть – Пролог. Пролог состоит из двух частей, и первая из них конкурс русского языка.

- В русском языке много заимствованных слов, и когда в них пишется удвоенная согласная, я сама часто путаю. Предлагаем агонистам разобраться вот с этими словами, заимствованными из французского языка:

БАЛЛЮСТРАДА

БЕЛЛЕТРИСТИКА

МАСОН

ПАТИССОН

БИЛЬЯРД

АТТРАКЦИОН (слова записаны на доске)

- Второй конкурс Пролога – конкурс красноречия. За несколько минут до начала игры агонисты получили тему своего выступления, и сейчас выскажут свою точку зрения на великую русскую литературу. Выступление не дольше 39 секунд МИНУТ.

Ареопаг оценивает выступление участников, озвучивает оценки. В зависимости от занятого места агонистам предоставляется право выбрать дорожку.

- Вам предстоит выбрать дорожку. Их три: красная – самая короткая, но самая опасная, т.к. на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа. Желтая – золотая середина – в три этапа, и на ней можно ошибиться 1 раз. А вот зеленая – самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза. Что вы выбираете?

1 агон. Ключевые слова: Москва, Турбины, «Мастер и Маргарита»

1 Приехав в Москву, Булгаков «чтобы поддержать существование, служил репортером и фельетонистом, и возненавидел эти звания», он признавался: «По ночам сочинял веселые фельетоны, которые мне казались не смешнее…» Не смешнее чего казались Булгакову его фельетоны?

2) Как известно, Булгаковым по одному сюжету написаны произведения разных жанров: роман «Белая гвардия» и драма «Дни Турбиных». Что было написано раньше?

3) Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал долго и мучительно. Об этом  свидетельствует уже то, что существовало несколько вариантов названий. Назовите хотя бы три их них.

2 агон. Ключевые слова: Сталин, Шариков, Маргарита.

1) У Булгакова сложились непростые отношения с И.В. Сталиным. В журнале регистрации МХАТа есть отметки о том, что Сталин смотрел спектакль «Дни Турбиных» 15 раз. В 1930 году Сталин и Булгаков пообщались лично. Как это было? В какой форме это происходило?*

2) Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» - сатира на попытку создания нового человека путем революции. Какой лозунг советской власти иллюстрируется образом Шарикова?

3) Вспомните первую встречу Мастера и Маргариты: «Он вышел погулять, вокруг него были тысячи людей и отвратительные желтые стены вокруг, и женщина несла…» Что несла Маргарита в руках?

3 агон. Ключевые слова: эксперимент, мастер, ученик.

1) В основе эксперимента профессора Преображенского лежит операция по пересадке гипофиза человека собаке. Чей гипофиз был пересажен Шарику?

2) Воланд и Левий Матвей в романе обсуждают дальнейшую судьбу Мастера. Левий Матвей, как мы понимаем, озвучивает волю Господа. Как решается судьба Мастера?

3) Ученик Иешуа Га-Ноцри – Левий Матвей. Кого в московских главах мы воспринимаем как ученика Мастера?

Все неиспользованные вопросы после окончания агонов задаются теоретика.

Блиц (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа): на ответ 20 секунд:

1) Объясните разницу в значении слов эффектный – эффективный.

2) Каками частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих?

3) Может ли быть в простом нераспространенном предложении более двух слов?

Интервью с победителем:

- Что вы испытываете в данный момент?

- Трудно ли далась победа?
- А надежда на победу была или главная цель все-таки – участие?

 


ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР С М.А. БУЛГАКОВЫМ

18 апреля 1930 года

 

18 апреля часов в 6-7 вечера он (Булгаков. – Ред.) прибежал, взволнованный, в нашу квартиру (с Шиловским) на Бол. Ржевском и рассказал следующее. Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, жена писателя. – Ред.) его подозвала, сказав, что это из ЦК спрашивают.

М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:

– Михаил Афанасьевич Булгаков?

– Да, да.

– Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.

– Что? Сталин? Сталин?

И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом.

– Да, с Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).

– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?

(М.А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не сразу ответил):

– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.

– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.

– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

 

Из воспоминаний Е.С. Булгаковой.

М. Булгаков. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 10. М., 2000. С.260-261.

 

Примечание. Письмо, о котором упоминается в разговоре, было направлено Булгаковым правительству СССР 28 марта 1930 года (См.: там же. С.279-287). В нем писатель характеризует свое положение словами «ныне я уничтожен», «вещи мои безнадежны», «невозможность писать равносильна для меня погребению заживо». Цитируя многочисленные разгромные отзывы на свои произведения, он, в частности, пишет: « Я доказываю с документами в руках, что вся пресса СССР, а с нею вместе и все учреждения, которым получен контроль репертуара, в течение всех лет моей литературной работы единодушно и С НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЯРОСТЬЮ доказывали, что произведения Михаила Булгакова в СССР не могут существовать.

И я заявляю, что пресса СССР СОВЕРШЕННО ПРАВА…

Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг…

И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции, как лучшего слоя в нашей стране… Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца, врага, а, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР…

Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ.

Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу…».

Факт разговора Сталина с писателем стал быстро известен в «интеллигентских кругах». Любопытно его изложение «из третьих рук», зафиксированное в Агентурно-осведомительной сводке 5-го Отд. СООГПУ от 24 мая 1930 года № 61:

«Письмо М.А. Булгакова.

В литературных и интеллигентских кругах очень много разговоров по поводу письма Булгакова.

Как говорят, дело обстояло так:

… в квартире БУЛГАКОВА раздается телефонный звонок.

- Вы тов. Булгаков?

- Да.

- С Вами будет разговаривать тов. СТАЛИН (!).

БУЛГАКОВ был в полной уверенности, что это мистификация, но стал ждать.

Через 2-3 минуты он услышал в телефоне голос:

- Я извиняюсь, тов. БУЛГАКОВ, что не мог быстро ответить на Ваше письмо, но я очень занят. Ваше письмо меня очень заинтересовало. Мне хотелось бы с Вами переговорить лично. Я не знаю, когда можно сделать, т.к. повторяю, я крайне загружен, но я вас извещу, когда смогу Вас принять. Но, во всяком случае, мы постараемся для Вас что-нибудь сделать».

19 апреля 1930 года Булгаков был зачислен ассистентом-режиссером во МХАТ. Встреча его со Сталиным, о которой они договорились, не состоялась. Об отношении последнего к писателю свидетельствуют и такие эпизоды. По словам артиста-вахтанговца О. Леонидова, "Сталин раза два был на "Зойкиной квартире" (пьеса Булгакова. – Ред.). Говорил с акцентом: хорошая пьеса! Не понимаю, совсем не понимаю, за что ее то разрешают, то запрещают. Хорошая пьеса, ничего дурного не вижу". В феврале 1932 года Сталин смотрел постановку пьесы А.Н. Афиногенова "Страх", которая ему не понравилась. "… В разговоре с представителями театра он заметил: "Вот у вас хорошая пьеса "Дни Турбиных" – почему она не идет?" Ему смущенно ответили, что она запрещена. "Вздор, - возразил он, - хорошая пьеса, ее нужно ставить, ставьте". И в десятидневный срок было дано распоряжение восстановить постановку…" (Там же. С. 293, 329).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

ИГРА-ВИКТОРИНА "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

Игра-викторина "Умники и умницы" может быть интересна учащимся среднего и старшего звена. В ней представлены задания на знание как лексики русского языка , так и других разделов языкознания. Имеются т...