К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Материал урока позволит познакомить обучающихся с личностью и творчеством К.Ф.Рылеева, а также поможет дать понятие о думе как жанре, раскрыть связь думы с историей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryleev_duma.docx718.9 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 8 класс

Тема: К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель деятельности учителя: создать условия для анализа думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»; познакомить с личностью Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с историей; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны, формировать у детей чувство ответственности  за будущее своего края.

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию поэта, содержание произведения; уметь охарактеризовать поведение героев, сопоставлять поступки героев; рассуждать, делать выводы, формулировать свои впечатления от произведения.  

метапредметные:

личностные: осваивать новые виды деятельности, участвовать  в творческом созидательном процессе, развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

познавательные: осознавать познавательную задачу, развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать и слушать, извлекать нужную информацию, делать выводы;

регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цели урока, планировать собственные действия;

коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

                                      

ХОД УРОКА:

I.Этап мотивации  учебной деятельности

На доске 4 фотографии с изображением Ивана Грозного, К. Ф. Рылеева, Ермака, декабристов на Сенатской площади.

-Кого вы узнаёте? Определите эпохи, соотнесите по парам

И Грозный- Ермак;  К.Ф. Рылеев- декабристы

-Почему объединили в пары?

Ермак совершил свой знаменитый  поход в годы царствования И. Грозного.

Рылеев- декабристы- ???(Вернёмся к этой паре)

-Можете ли вы определить тему урока?

Да. Произведение К.Ф. Рылеева. Говорить будем о людях, которые многое сделали для России и этим самым стали  известными, знаменитыми людьми,  достойными сынами Отечества.

III.Целеполагание.

Итак, тема урока К. Ф. Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака

-Цели?

1.Познакомиться с биографией К.ф. Рылеева

2.Познакомиться с новым жанром -дума

3.Прочитать и  проанализировать  думу. Проследить, как связана дума  с историей.

4.Исследовать проблему патриотизма. Что нужно сделать, чтобы тебя считали патриотом? Или В чём заключается патриотизм…?

IV Этап «открытия» учащимися новых знаний  

Я предлагаю вам окунуться в атмосферу начала XIX века.

-Вы уже услышали имя К.Ф. Рылеева, который был в числе той золотой части дворянства, которая вышла на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. Я предлагаю подробней познакомиться  с этим человеком.

\чтение статьи учебника с. 85-86

Свою гражданскую позицию Рылеев  выражал в своих произведениях. Самым популярным жанром для писателя стал жанр думы. Познакомимся.

Дума как жанр

-Что вы представляете, когда слышите слово дума?

Да, конечно, лексическое значение этого слова это «размышление».

Дума- лиро- эпическое произведение, содержащее размышления на различные философские, исторические или социально- бытовые темы.

Герои рылеевских дум- это исторические личности: Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Святослав,  Ермак Тимофеевич…

-Кто такой Ермак? В какую эпоху жил?

Иван Грозный

главные черты личности Ермака

Главные черты Ермака: вольнолюбие, широта души, патриотизм, мужество,  готовность умереть за родину.  

V Этап первичного закрепления.

- Почему К. Ф. Рылеев обратился к образу Ермака?

1 Историческая личность. 2. Патриот России. 3. Родственен духу самого К. Ф. Рылеева.

Теперь мы можем ответить на вопрос, какая же связь между всеми действующими лицами (Рылеев, декабристы, И Грозный и Ермак)?

Свой поход Ермак совершил во времена И. Грозного, Рылеев был декабристом, написал думу «Смерть Ермака»

VII Этап анализа текста.

Работа с текстом

-– Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю?

Для того, чтобы определить тему и идею произведения, нужно ответить на два вопроса: о чем говорится в этом тексте (тема)  и что хотел сказать автор? (идея)

Тема- историческое событие, смерть Ермака.

Идея- жизнь, отданная за родину, обретает смысл, делает человека героем.

-Докажем, что перед  нами жанр думы.

Эпическое: рассказ- размышление  о смерти Ермака;

Лирическое: в стихотворной форме;

Исторический герой и историческое событие.

Задание:

3.Какие картины рисует автор в 1 и 2 строфе ?

4. Какой стилистический приём использует?

4.Картина природы в последней строфе. В чём разница?

Как рефрен (повтор) звучат слова «Ревела буря, …»3 раза встречаются в тексте. Этим автор говорит о той трагедии, которая произошла на берегу Иртыша.

Антитеза.

1строфа: разбушевавшаяся стихия: буря, дождь не льёт, а шумит, ночь не просто черна, а настоящий мрак. Образ Иртыша страшен и воинственен (Иртыш кипел в крутых брегах, вздымалися седые волны). Автор показывает картину бури, прибегая к олицетворению,  эпитетам, аллитерации (звук р), чтобы сказать о чём- то тревожном, беспокойном.

2строфа: Тишина. Спящий стан казаков.

Такое противопоставление готовит читателя к трагическим событиям.

Герой погиб, но и бунтарство природной стихии стало утихать. Почему?

В последней строфе видим, что природа успокаивается.  Смерть Ермака не прошла бесследно, его личность, его подвиги оставили след в памяти народа

Задание 2:

2.Кто является главным героем думы? Как показывает его автор?

3. Кто ему противопоставлен?

На береге Иртыша сидит глубоко задумчивый Ермак, который, словно предчувствуя свою скорую погибель, размышляет о жизни, о друзьях и о том, правильно ли они прожили жизнь свою. Ведь многие казаки были в прошлом отчаянными преступниками и головорезами, перешедшими на службу к царю. Ермак ни в коем случае не осуждает их, а даже напротив - восхищается их мужеством и отвагой. Он считает, что все свои «преступления буйной жизни» они смыли кровью врагов и теперь не щадят своей жизни за Русь святую и царя.

Смелому и отважному атаману Ермаку в думе противопоставлен главарь вражеского лагеря  хан  Кучум – коварный и подлый человек, который, страшась напрямую вступить в бой с дружиной Ермака, тайно  как тать (вор) подкрался к ним со своими людьми и всех их уничтожил, воины пали, «не обнажив мечей». Низкий и подлый человек нападает исподтишка.

-Какой эпизод из думы изобразил художник Б Дехтерёв? (В учебнике )

Ермак борется с бурными волнами Иртыша:

Иртыш волнуется сильней-

Ермак все силы напрягает,

И мощною рукой своей

Валы седые рассекает…

Перечитайте сцену гибели героя.

-Что считает причиной гибели Ермака автор?

«Тяжёлый панцирь -дар царя»

-Вспомните политические взгляды Рылеева.

У автора было свое негативное отношение к самодержавию, за что он и поплатился своей собственной головой.

Он променял свою свободу и стал верно служить царю. Во всяком случае об этом говорит дума.  Для Рылеева очень важна проблема личной свободы, служить России и служить царю - для него не одно и то же.

 Он восхищается мужественным героизмом Ермака и его службой во благо России, но не согласен с тем, что он принял дорогой подарок от царя, который и стал причиной его погибели.

- Вспомните жизнь Кондратия Фёдоровича Рылеева и жизнь его героя. Какой можно сделать вывод?

«Смерть Ермака» - оказалось пророческим творением. Судьбы автора и его героя cхожи.

Найдите строку, которую можно было бы отнести и к Рылееву, и к Ермаку. О чём это говорит?

«И мы – не праздно в мире жили!»

В этой фразе заключается жизненная позиция автора и его героя.

«Почему судьба автора и судьба героя параллельны?»

- Любовь к родине, готовность отдать за неё жизнь, стремление к свободе и воле – характерные черты русского народа. Именно эти качества отправили декабристов на Сенатскую площадь, именно из-за них не покорился властям Ермак и смог покорить Сибирь.

Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти».

Таким образом, мы пришли к выводу, что литература и история тесно связаны. Героями литературных произведений часто становятся яркие исторические личности, внесшие свой вклад в историю России. Память о них сохранил народ в легендах, песнях, художественных произведениях, картинах.

VIII Рефлексивная деятельность

 Продолжите  фразу:

1.Патриотизм (имя героя: Ермака, К.Ф. Рылеева, декабристов, Ивана Грозного) заключается в … 

2. Синквейн (на данную тему)

Иван Грозный. Много сделал для России. Расширил границы гос-ва, сделал много для создания централизованного гос-ва.

К.Ф. Рылеев. Выступил на Сенатской площади. Был против креп. права, ратовал за установление республиканского строя. Погиб за интересы народа.

Ермак. Совершил поход в Сибирь, разбил армию Кучума, сделал первый  шаг к присоединению Сибири к России. А это в интересах России.

Декабристы. Подняли восстание, выступали против крепостничества, защищали интересы народа, хотя сами были дворянами. Не соглашались с тем, что народ- победитель вернулся к рабству после победы над Наполеоном.

IX  Домашнее задание:  прочитать «История Пугачевского бунта» с.94-99

http://xn----7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/i/kriminal/sudi/3.JPG

https://turizm.ivanovoobl.ru/upload/iblock/e12/e1214d1309933a4417c0430a97c37132.jpg

https://moika78.ru/files/ajax/1532443159_78c9a38cb94c6b7e5c0892e7e3ca8967.jpeg

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/g/gKFM7m46UGZPYfe5noclLaxJOQRzW2HupkCNXrTB3I/slide-14.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Думай глобально - решай локально..."

Конспект урока "Думай глобально - решай локально" можно использовать в 11 классе при изучении темы "Глобальные экологические проблемы"...

К.Ф. Рылеев. Дума "Смерть Ермака" и её связь с историей"

Тип урока - традиционный. Данный план -конспект  обобщает и систематизирует пройденный материал о К.Ф. Рылееве. Благодаря данному уроку учащиеся смогут познакомиться с личностью К. Ф. Рылеев...

Конспект экологического классного часа на тему "Думай глобально - решай локально"

Материалы данного конспекта могут быть использованы для проведения нетрадиционных уроков по биологии при изучениии экологичисеких тем, для внеклассных мероприятий: занятий кружка, факультатива, электи...

Презентация по литературе по творчеству К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"

Презентация к уроку по думе К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"...

Кроссворд "Смерть Ермака" (8 кл)

Кроссворд к уроку литературы по произведению К.Ф. Рылеева "Смерть Ермака"...

Тесты по биографии К.Ф. Рылеева и по произведению «Смерть Ермака»

Тест по биографии К.Ф. Рылеева состоит из 11 вопросов, верные ответы выделены цветомТест по произведению К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» состоит из 26 вопросов, верные ответы выделены цв...