Разбор третьей главы "Крепость" из романа "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Краткое содержание, анализ главы и цитатные характеристики героев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kap_dochka_8_klass.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 3 - Крепость (Капитанская дочка)

«Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга». Белогорская крепость напоминала деревню, обнесенную простым бревенчатым забором. Петр весьма удивился, что эти накрытые сеном домишки и кривые улочки являются крепостью.  Кажется, будто Гринёв приехал не на службу, а в гости.И описание крепости подтверждает это предположение. Всё здесь устроено как-то по-домашнему. “Войди, батюшка, наши дома”, — говорит вновь прибывшему в крепость ветеран, приглашая к коменданту.В первый же день Гринев познакомился с комендантом и его женой. На следующий день Петр Андреич познакомился с офицером Алексеем Иванычем Швабриным. Его отправили сюда «за смертоубийство» – «заколол поручика» во время поединка. Швабрин постоянно подшучивал над семейством коменданта. Дочь Миронова Марью Ивановну Швабрин описывал как «совершенную дурочку», поэтому сначала Петруша относился к ней с предубеждением. Однако через некоторое время она очень понравилась Петру Андреичу.

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку. (Солдатская песня).

Старинные люди, мой батюшка.           («Недоросль» Фонвизина)

Эпиграф намекает на Белогорскую крепость, где офицеры лишь делают вид, что служат. В результате крепость оказывается не в состоянии отразить нашествие пугачевцев. Также эпиграф намекает на общие черты семей Гриневых и Мироновых, людей «старинных», для которых важны понятия долга и чести.
Мироновы, с которыми мы знакомимся в этой главе, – действительно люди старого образца (верно преданные царю, монархии, присяге). Они по духу настоящие русские солдаты, живущие бедно, но имеющие истинно патриотический дух и не боящиеся даже самого лютого врага. Именно благодаря людям такого склада Отечество выигрывает битвы, на них все и держится. Верность, преданность и отвага – это качества характера, которые накрепко породнят Мироновых с натурой Петра Гринева, хотя в этой главе мы еще не знакомы именно с этими чертами всех названных персонажей. Однако эпиграф уже предсказывает многое про Мироновых.

Эпитет «старинный», присутствующий в эпиграфе, имеет в данной главе несколько отголосков. Например:

«Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному»

(описание дома коменданта Миронова).

Итак, смысл этой главы – знакомство с Мироновыми, у которых будет проходить службу Петр Гринев. Как прошло знакомство с Василисой Егоровной, женой коменданта, она была старушкой-хозяйкой, женщиной активной, бойкой и прямой:

Женщина приняла его по-родственному, представилась хозяйкой крепости, нисколько не смущаясь и не прерывая своего занятия — распутывания ниток. В нем ей помогал какой-то военный. Она призвала гостя не расстраиваться за перевод в эдакое захолустье. Здесь же коротал пятилетний срок еще один молодой дворянин — Алексей Швабрин  (его перевели за то, что он убил человека на дуэли). Вдвоем им будет не скучно, думала сердобольная хозяйка. Она позвала урядника и велела определить Петру жилье. Ему досталось половина горницы в избе на отшибе. Расстроившись от вида необъятной и пустой степи, Петр лег, не ужиная.

На другой день к нему без церемоний зашел Швабрин — познакомиться. Это был человек с некрасивым, но живым лицом, небольшого роста. Он был неглуп и язвителен, чрезвычайно смешно описал семью и окружение коменданта. Они вместе отправились отобедать у него.

Комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате» встретил их и проводил к жене. Она позвала дочь Марью. Автор описал ее так:

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. 

Сели обедать. Жена коменданта фамильярно заметила ему, что он зря учит солдат, ибо сам ничего не понимает в службе. Услышав о состоянии Гринева (300 душ), она сказала, что ее дочь — бесприданница, и вряд ли выйдет замуж:  «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою. Гринев:  «Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор». Василиса Егоровна любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое уней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…» Марья заплакала, и Петру стало ее жаль. Гринев решил переменить тему и спросил, не боятся ли они нападения на крепость, на что Василиса Егоровна ответила, что и с места не сдвинется, если увидит злодеев. Однако Марья, в отличие от нее, «трусиха», и выстрелов боится как огня. 

Из этого эпизода видно, что Гринев искренне сочувствует любому встречному человеку, ведь он еще не знает Маши и даже настроен предосудительно по отношению к ней (новый товарищ, здешний офицер Швабрин успел наговорить дурное на ее счет).

А Маша была, конечно, благодарна Гриневу за смену темы разговора. Об этом автор не пишет, но мы можем догадаться, что, как и в предыдущем случае с "вожатым", естественная доброта Гринева будет встречена большой признательностью и дальнейшей дружбой.

Образ коменданта

Сам капитан Миронов, Иван Кузмич, имеет вид простой и даже комичный:

«Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. Мы остановились было смотреть на учение; но он просил нас идти к Василисе Егоровне, обещаясь быть вслед за нами. «А здесь, — прибавил он, — нечего вам смотреть».

Из этого первого портрета Миронов мы заключаем, что описан он с юмором. Его солдаты имеют вид такой же старинный, по моде полувековой давности: с косами и в треугольных шляпах, как в начале 17 века. Сам он одет по-домашнему, что говорит нам о том, что этот человек придает мало значения формальностям. Солдаты слушаются его не потому, что он был бы в форме и напускал бы на себя жесткий вид, а слушаются его даже в халате и позволяющего себе спокойные ласковые разговоры на учении. Это говорит о наличии у человека истинного авторитета, который основан не на страхе, а на уважении.

Глава заканчивается тем, что после обеда Гринев проводит время со Швабриным. Этот молодой офицер пока производит на него благоприятное впечатление, поскольку он кажется умным, общительным, да и служил в столице, что само по себе интересно для наивного Петруши.

Вывод: - Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, непреступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой; вместо строгого, сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате; вместо храброго войска — инвалиды; вместо смертоносного оружия — старая чугунная пушка.

Гринёв находит себе единственного товарища — Швабрина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к капитанской дочке"(игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Эта игра может быть проведена как заключительный урок после изучения произведения...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

Учебный проект "Какова она, "третья правда?" Что значит жить по правде?" по повести Л. Бородина "Третья правда".

Учащиеся осмысляют, какой должна быть правда и что значит жить по правде. Одна группа пытается понять "правду" Селиванова, другая группа -  "правду" Рябинина, третья - официал...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...