Разработка уроков литературы, направленных на формирование нравственных представлений у подростков 8-го класса, по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

Данные разработки уроков помогут в комплексе изучить историю создания повести, содержание произведения, работа с литературоведческим материалом, работой с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pugachyov_eee.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

671610, РБ, с. Баргузин, ул. Калинина, д.51 «А», тел. 41540, факс(30131)41540,

barguzinschool@gmail.com

Сценарий открытого урока литературы в 8 классе

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА  «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

         Учитель русского языка и литературы: Чебунина Наталья Валерьевна

          Имеющаяся категория: первая

                    Заявленная категория: высшая        

        

                                                                                                                           2020 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Чебунина Наталья Валерьевна

Предмет

литература

Класс

8 «г»

Тема

Противоречивый образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Место урока по теме

второй

Цель деятельности
учителя

создать условия для комплексного применения знаний по теме,  формировать учебно-познавательные умения средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий

Тип урока

урок комплексного применения знаний или комбинированный (открытие нового знания и обобщение) ????????

Задачи урока

1. Образовательная - способствовать формированию понятия  "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

2. Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

3. Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Предполагае

мый результат

 Знать - основы литературоведческого анализа;

           - литературоведческое понятие «художественный образ»

Уметь  - работать с различными источниками информации;

             - устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

             - различать такие нравственные категории как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Методы и формы
обучения

Методы: проблемный, исследовательский, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, диалогический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение.

Образовательные
ресурсы

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2017.

Оборудование

А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

Аудиозапись

Интерактивная доска

Презентация "Противоречивый образ Пугачева в повести А.С. Пушкина»

Основные понятия и термины

Повесть, нравственные понятия «долг», «честь».

Может быть из этотго что-то взять

Тип урока: комбинированный (открытие нового знания и обобщение). Форма урока: практикум. Технология: системно-деятельностный подход. Цели урока: - деятельностные: выявление уровня субъективного восприятия и осознания художественного текста через посредство фактологического контроля; контроль умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; - содержательные (обучающие): систематизация знаний о содержании и особенностях поэтики романа Достоевского «Преступление и наказание»; обобщение нравственно-философской проблематики; формирование навыков комплексного анализа художественного текста; - развивающие: активизация познавательной активности учащихся; развитие логического и интуитивного мышления; развитие рефлексии и интуиции; развитие коммуникативной компетенции учащихся; - воспитательные: приобщение учащихся к глубокому прочтению русской классики, формирование культуры художественного восприятия. Планируемые результаты: формирование УУД: - познавательные УУД: умение ориентироваться в сюжете и системе образов произведения, умение анализировать роль художественной детали; умение составлять ответы на вопросы; - личностные УУД: способность к самооценке собственного коммуникативного поведения, способность к рефлексии и интуиции; - регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель действия с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать свои действия и вносить необходимые коррективы. - коммуникативные УУД: умение использовать навыки литературоведческого анализа для оформления собственных мыслей в устной и в письменной форме. Межпредметные связи: языкознание, история, этика, философия, психология,

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание

/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Послушайте, пожалуйста, аудиозапись и попробуйте угадать, о каком герое пойдёт речь на нашем уроке.

- Да, верно, именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.

-Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва.
С.М.Петров

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.
В.Б. Броневский

- Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С.  Пушкина?

- Действительно Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Включение в учебный процесс

II этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Подготовка и мотивация  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Сформулируйте задачи урока.

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с поиском ОСД и личного совершенствования.

Мы должны научиться на уроке:

  • видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом
  • показывать  историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва
  • понимать замысел создания противоречивого образа Пугачёва

Учебно-познавательная, коммуникативная

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний.

Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

- А чем отличается художественный образ от исторического?

- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.

- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, хронотоп.

Демонстрируют знаний, умения  по теме.

(схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь,  прототип).

Учебно-познавательная

Фронтальный опрос

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Физкультминутка

IV этап: проверка домашнего задания

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

- Литературоведы отмечают, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста.

Дома вы заполняли таблицу-характеристику Емельяна Пугачева. Каким он предстает в разных главах?

- Соотнесите трансформацию образа с главой произведения

Работа с таблицей

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый»

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

VII гл. «Приступ»

«Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл. «Незваный гость»

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода»

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».

Глаза засверкали.

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

XII гл. «Сирота»

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек

Коммуника

тивная

Работа с табли

цей

Предметная.

Умение ориентировать

ся в содержании предмета.

Информацион

ная.

Умение использовать информацию из разных  источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативная.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Социальная.

Уточнение собственных возможностей и ограничений.  

V этап: первичное усвоение новых знаний

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

-Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы

 расскажем вам историю одного портрета.(подготовленная группа учащихся класса)

1. Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: «Этот «двойной» портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

2. Сопоставьте словесный портрет Пугачева в «Капитанской дочке» с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из «Капитанской дочки».

3. Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в «Капитанской дочке» и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета?

В Историческом музее Москвы хранится портрет  Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно  реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят

наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

(Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева).

коммуникативная

Работа с иллюстрацией

Умение использовать информацию из разных  источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

VI этап: первичная проверка понимания 5 мин.

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий

-Найдите в предложенных отрывках

А) народные пословицы и поговорки;

Б) просторечные слова;

В) постоянные эпитеты;

Г) слова высокой лексики.

- Как это характеризует речь героя?

- Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.

- Кто ввел термин «хронотоп» в литературоведение?

- Мир повстанцев

противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.

- Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: «…тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал».

Михаил Михайлович Бахтин

В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.

В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” обладают следующими свойствами:

  • Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.
  • Художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время. Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа.
  • Художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.
  • Все герои повести “Капитанская дочка” живут в определённом пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства – линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.

коммуникативная

Работа в малых группах

Умение систематизиро

вать, обобщать изученное.

Соединять части в целое.

Высказывать суждения по результатам сравнения.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

VII этап: рефлексия

Организовать действие по обобщению:

анализ признаков объекта;

выделение главных признаков;

объединение словом или предложением;

оформление вывода о понятии, явлении, предмете через синквейн

- Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.

Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачёв».

1. Существительное

2. Прилагательные

3. Глаголы

4. Предложение

5. Существительное

Составление синквейна

Учебно-познавательная

Рефлексия с использованием синквейна

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

        

Глава

Характеристика Пугачева

II гл. «Вожатый»

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

VII гл. «Приступ»

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл. «Незваный гость»

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода»

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».

Глаза засверкали.

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

XII гл. «Сирота»

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

VI. Индивидуальное задание

 

1 грvппа

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта  изоляция,  локальность выражается в том, что каждому из миров "присвоено" своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.

В начале повести мы знакомимся с семьёй Гринёва осенью: "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый". Время года прямо указано: это начало осени.

в главе "Поединок" дуэль Швабрина с Гринёвым в Белогорской крепости происходит тоже осенью: "Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму"; "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника".

После взятия Белогорской крепости Гринёв едет к генералу и застаёт его в осеннем саду: "Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помошью старого садовника бережно укутывал тёплой соломой". Время года прямо указано - осень.

Вспомним другую сцену. Маша едет выручать Петрушу к Екатерине 11. "На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени".

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция,  локальность выражается в том, что каждому из миров “присвоено” своё время года: дворянскому – осень, повстанческому – зима.

C появлением Пугачёва в повести наступает зима. Первая встреча с Пугачёвым происходит через день, проведённый в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: “Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали”.

Вторая встреча с Пугачёвым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе “Незваный гость”: “Я оставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу”.

В одиннадцатой главе – “Мятежная слобода” – описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым. “Кибитка летела по гладкому зимнему пути...”; “Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского. Прямая дорога занесена была снегом”.

II группа

В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.

В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” обладают следующими свойствами:

  • Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.
  • Художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время. Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа.
  • Художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.
  • Все герои повести “Капитанская дочка” живут в определённом пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства – линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.

Технологическая карта урока литературы в 8 классе

Ф.И. О. Бургалова Жанна Зелимхановна

Предмет Литература

Класс 8

Тема Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Тип урока Урок обобщения материала

Технологии: исследование

Задачи:

- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- развивать способность к разумному рефлективному творческому мышлению;

- учить выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

- вырабатывать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе;

- дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момен

1 мин

Приветствие учителя

Сообщение темы урока: «Обобщающий урок по повести А.С. Пушкин "Капитанская дочка"»

Исторический контекст рассказа. подготовка к сочинению

Запись в тетрадь

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Целеполагание

Перед нами стоит цель:
углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
- учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

(активно участвовать в уроке понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с…)

Обобщить материал, подготовиться к сочинению

Определите ваши цели урока?

Проверка домашнего задания

Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в тетради

В левой части конспекта учащиеся записывали те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Что произвело на вас самое сильное впечатление в рассказе?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обобщение материала

Блиц-опрос.

1.Имя отца Гринёва?

2. Служил при графе…

3. Сыну был пожалован в дядьки…

4.На каком году выучился Петруша грамоте?

5.Он мог здорово судить. о…

6. Был нанят француз...

7…который в Отечестве своём был

8. А потом приехал в Россию, чтобы стать

9. Батюшка вошёл на урок.

10. В это время Петруша…

11. А Бопре?

12. Отец Петруши сказал:

13. Иван Кузьмич Миронов и его жена были люди самые

14. Иван Кузьмич вышел в офицеры из…

15Он был необразованный и простой, но самый

16. В Марье Ивановне «я нашёл

17. Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»

18. Что ответил Швабрин на вопрос Гринёва: «А почему ты об ней такого мнения?»

19. Как ответил Гринёв?

20. Позднее он скажет: «Вместо грубой и неприступной насмешки увидел я в его гнусных словах ...

21. Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце…года

22. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства

23. Последовало усмирение бунта

24. далее: «…учинил непростительную дерзость…» Кто? Какую дерзость?

25. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите? Умирать так умирать…»

(Андрей Петрович)

. …(Минихе)

.…(стремянной Савельич).

(на 12-ом).

(свойствах борзого кобеля).

(мосьн Бопре).

(парикмахером).

учителем, не очень понимая

(географии).

(прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды).

спал сном невинности).

«Пускай послужит он в армии…, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Шаматон – это…(бездельник, шалопай).

(почтенные).

(солдатских детей).

… (честный и добрый человек).

…(благоразумную и чувственную девушку»).

(пару серёг).

(«Знаю по опыту её нрав и обычай»

Ты лжёшь, мерзавец, лжёшь самым бесстыдным образом»)

..

.(обдуманную клевету»).

(1773)

(неспокойными и опасными подданными»).

(картечью и жестокими наказаниями).

(Емельян Пугачёв назвался именем императора Петра III).

(дело служивое).

Как хорошо вы знаете текст?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).



Работа в группах

Работа в микрогруппах (в парах) по рядам

Работа с карточками разной сложности

(См.ниже)

Работа в группах

Итоги работы в группах

Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

Как вы считаете, что послужило поводом для создания романа?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Закрепление материала

Просмотр кинофильма. 5мин

Дайте характеристику героям. Черты характера даны вразнобой .учащиеся должны распределить их по героям

Характерные черты героев:

Гринев: впечатлительность, смелость, храбрость, решительность, преданность, верность ,искренность, потребность в любви, прямодушие

Швабрин :подлость, предательство, жестокость, властолюбие, слабость духа, трусость ,хитрость, изворотливость

Пугачев :жестокость, великодушии,

одиночество, смелость,

доброта, вспыльчивость ,

одиночество, властность ,

милосердие, благодарность ,

властность

Мария: доброта, честность, твёрдость характера

Итак, какими мы видим героев повести?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Проблемный вопрос для цикла уроков по данному произведению

1. Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими?(группа художников, фрагменты фильма.)

2Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

Основной темой повести является народное восстание. В ней ставятся и вопросы внутренней политики, столкновение дворянства и крестьян. А поскольку это не только историческая, но и семейная повесть, Пушкин поднимает проблемы, связанные с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства

Что так изменило главных героев?

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к героям повести? .

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 1 мин

Оценки за урок

Дом.задание: написать сочинение ( Темы по выбору учащихся)

  1. 1. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

.2 «Береги честь смолоду».Гринёв и Швабрин.


Составить план:

1тема 1Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

2Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

3Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

4История любви к Маше.

5«Благие» потрясения.

6История отношений с Пугачёвым (развитие характера и определение взглядов на жизнь).

7Основные черты героя, типичность образа.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение Карточки с заданиями для групп


Задание 1: Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы (противопоставления). (на доске записать)

Пугачев; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: Прочитайте следующие документы, сделайте вывод о том, что обострило интерес Пушкина к истории Пугачевского восстания. Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

«Времена стоят печальные. В Петербурге свирепствует эпидемия. Народ несколько раз начинал бунтовать. Ходили нелепые слухи. Утверждали, что лекаря отравляют население. Двое из них были убиты рассвирепевшей чернью (здесь: толпа)…на этот раз возмущение было подавлено; но через некоторое время беспорядки возобновились. Возможно, что будут вынуждены прибегнуть к картечи».

( А.С.Пушкин – П.А.Осиповой, 29 июня 1931г.)

«Я должен сказать вам, господа, что положение дел весьма не хорошо, подобно времени бывшей французской революции. Париж – гнездо злодеяний – разлил яд свой по всей Европе. Не хорошо. Время требует предосторожности».

(Из речи Николая I на приеме депутации Дворянства 22 августа 1831 г.)

«Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника…Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?»

(А.С.Пушкин – из дневников 1834 г.)

« Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною».

(А.С.Пушкин. История Пугачева, 1834 г.)

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: прочитав следующие документы, сделайте вывод, что вызвало повышенное внимание Пушкина к вопросам морали (правила, нормы, определяющие поведение человека) почему он так горячо защищал благородство, прямодушие, верность в любви и т.д.? Для обоснования ответа выберите ключевые слова.

«Ты зовешь меня к себе прежде августа. Рад бы в рай, да грехи не пускают. Ты разве думаешь, что свинский Петербург не гадок мне? Что мен весело в нем жить между пасквилями (клевета) и доносами?»

(А.С.Пушкин – Н.Н.Пушкиной, 29 мая 1834 г.)

«Московская почта распечатала письмо, написанное мною Наталье Николаевне, и, нашед в нем отчет о присяге великого князя, писанный, видно, слогом не официальным, донесла обо всем полиции. Полиция, не разобрав смысла, представила письмо государю, который сгоряча также его не понял…я могу быть подданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать к царю… и царь не стыдится в том признаться – и давать ход интриге (происки, неблаговидные поступки).

(А.С.Пушкин – Запись в дневнике, 10 мая 1834 г.)

« Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь (Пушкин говорит о людях дворянского общества). С самого начала думай о них все самое плохое, что можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься…презирай их самым вежливым образом: это – средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей, которые будут причинять тебе неприятности при вступлении твоем в свет».

(А.С.Пушкин – Л.С.Пушкину, октябрь 1822 г.)

«Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное (вызывающе-пренебрежительный, наглый, бесстыдный) презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние».

(А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву, 19 октября 1836 г. –В день окончания переписывания «Капитанской дочки»)

Б) 2 уровень сложности (две карточки)

Задание 2: Один из известных критиков 19 века (Н.Н. Страхов) писал: «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова». И.С.Тургенев считал, что главное в «Капитанской дочке» - изображение «бунта казака Пугачева». Какое из приведенных высказываний вам кажется более правильным? Почему? Как в ответе на вопрос вам может помочь проблема жанрового своеобразия произведения? (бытовой роман, историческая повесть, хроники, мемуары)

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «Герои повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на ватмане)

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Капитан» (подсказка: связь с героями-офицерами).

В) 3 уровень сложности (три карточки)

Задание 3: составить кластер на тему «События повести, которые ассоциируются со словом «Дочка».

Директор ГБОУ СОШ Г.Беслан Е.С.Ганиева

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

После представления сцены задает вопросы:

- Что за сцена разыграна перед вами?

- Кто в ней участвует?

- Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?

Представляют сцену  дуэли Алексея Швабрина и Петра Гринёва. Глава IY «Поединок», (исполняют роли Савельича, Швабрина, Гринёва).

К – понимают чувства других людей и сопереживают им, осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

III. Изучение нового материала (Составление кластеров «Гринев», «Шабрин»)

Указывает учащимся на основные стороны личности героев, задает уточняющие вопросы.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства;

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

IV. Практическая деятельность Комментированное чтение и обсуждение повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Организует комментированное чтение повести и беседу по следующим темам:

  1. Воспитание и образование
  2. Отношение к окружающим людям
  3. Отношение к любви
  4. Понимание воинского долга

Читают текст, анализируют его, беседуют по вопросам, интерпретируют информацию.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию..

К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

V. Итоги урока (составление синквейна). Рефлексия деятель-
ности

Заслушивает составленные обучающимися синквейны

Составляют синквейн, формулируют, что усвоено на уроке.

П – ориентируются

в своей системе знаний, установить соответствие результатов поставленной цели.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено.

Л – проявляют интерес к предмету 

VI. Домашнее задание

Выдает задание (написать письмо А. Швабрину о понятиях «долг», «честь»).

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Содержание             1.    Цель, задачи разработки.            2.    Актуальность  изучения  ...

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар.

Воздействие на эмоциональную сферу обучающегося на уроках литературы как способ формирования нравственной личности. Вебинар....

Методическая разработка урока литературы: " Пугачев и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»".

В любом литературном произведении есть герои главные и второстепенные. Они так называются не потому, что их роль как персонажа, личности невелика, а потому, что в центре внимания – другие ...