Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Андреева Юлия Сергеевна

Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»,  посвящен замечательному юбилею — 800-летию со дня  рождения святого благоверного князя Александра Невского. Состоит из 11 рубрик, охватывающих такие предметные области, как история, литература, ОРКСЭ и  информатика.

Возрастная категория учащихся – 5-8 классы.

Адрес квестаhttp://www.kirov.spb.ru/sc/378/alnev/indexs.html

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на конкурс педагогических работ

«Уроки правды и мира»,  
посвященная 800-летию со дня рождения святого благоверного князя, покровителя воинства и Санкт-Петербурга Александру Невскому

Ф.И.О. авторов разработки, должность:

Андреева Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы,

Егоркина Елена Михайловна, учитель истории и обществознания,

Ключева Елена Евгеньевна, учитель информатики.

Образовательное учреждение:  

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №378 Кировского района г. Санкт-Петербурга.

Название работы: Веб-квест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»

Возрастная категория учащихся – 4-8 классы.

Предметная область – литература, история, информатика.

Продолжительность – 1,5 часа

«Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»

адрес квеста:  http://www.kirov.spb.ru/sc/378/alnev/indexs.html

…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой
.

Аполлон Майков

Цель:

  • Содействовать формированию целостного образа Александра Невского через систему познавательных, творческих и развивающих заданий, чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторической личности Александра Невского;

Задачи: создание условий для

  • осознания значимости древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни – самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей;  
  • обобщения и систематизации знаний школьников о личности и деятельности Александра Невского;
  • раскрытия черт личности Александра Невского как русского князя, воина, святого и государственного деятеля. способствовать формированию   чувства гордости и уважения к историческому прошлому России;
  • формирования мотивации обучения, развития интереса к предметам «литература», «история», «информатика»;
  • формирования интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы (в том числе - опубликованной в сети Интернет);
  • формирования критического мышления, умение устанавливать логические связи между явлениями;
  • развития коммуникативных умений, навыков публичного выступления;
  • совершенствования навыка работы в компьютерных программах;
  • умения получать и отправлять электронную почту, создавать презентации, обрабатывать графические файлы для презентаций;
  • создания Документов Google.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Технологии: интегрированное обучение, информационные компьютерные технологии, интернет-технология «Веб-квест», интернет-технология «Образовательный сайт», технология развития критического мышления».  

Требования к техническому оснащению кабинета для проведения квеста: доступ в Интернет, пакет MS Office, компьютерный класс (мобильный класс) – для выполнения работы; мультимедиа, доступ в Интернет – для выполнения работ и защиты полученных результатов.

Требования к уровню подготовки учеников для прохождения квеста:

  • учащиеся должны знать содержание исторического материала, посвященного данной теме;
  •  давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия,
  • работать со справочным аппаратом, различными источниками информации;
  •  уметь аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению, отстаивать свою позицию;
  •  учащиеся должны уметь работать с файлами (создавать, копировать, осуществлять поиск);
  • уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
  • уметь создавать типовые документы на компьютере,
  • уметь путешествовать по Всемирной паутине.

Требования к учителю-предметнику:

Учителя истории и литературы работают совместно с учителем информатики, поскольку данный вид работы носит интегрированный характер. Учителя истории и литературы должны обладать ИКТ-компетентностью, уметь работать с пакетом MS Office, ориентироваться в сети Интернет, уметь работать с сайтами, создавать аккаунты в Google. Большинство занятий проводятся дистанционно, поэтому они сопровождаются дистанционными консультациями, которые готовит учитель информатики

Место квеста в образовательном процессе.

Данная методическая разработка может быть использована учителями, работающими по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры, а также учителями истории, литературы.

В 4 классе в курсе «Основы православной культуры» в четвёртой четверти изучается тема «Почитание святых», «Православные святыни и чудеса», «Духовный подвиг», «Солнце земли русской. Святой Благоверный князь Александр Невский"(программа А.Кураева «Основы православной культуры»), в том числе рассматриваются вопросы:

  1. Что означает слово «почитание»?
  2. Кого называют «Святой»?
  3. Что означает «стяжатель Духа Святого»?
  4. Имена, каких русских святых знаете?
  5. Рассматривается жизненный путь святого благоверного Александра Невского, святой Ксении Петербургской, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святой равноапостольной княгини Ольги, святого преподобного Серафима Саровского, святой блаженной Матроны Московской, святого преподобного Сергия Радонежского.

На уроках истории, начиная с 6 класса, в разделе «Общественная и церковная жизнь» рассматриваются вопросы о роли Русской православной церкви в жизни народа, взгляды подвижников церкви (Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Александр Невский, Сергий Радонежский и др.).

На уроках литературы «Житие Александра Невского» изучается традиционно в 8 классе.  

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

        По информатике данный веб-квест затрагивает темы, показывающие степень владения учащимися ИКТ:

  • Интернет. Поиск информации в Интернете.
  • Интерактивное общение в Интернете.
  • Web-сайты. Формы на web-страницах.

Каждое выполненное задание квеста приносит ключевое слово. Это постепенное собирание целой фразы из фрагментов помогает сделать игру интересной, непредсказуемой, «живой».

Учащимся предлагается изучить информационные источники, работать с электронным текстом «Жития Александра Невского», находя необходимую информацию. На данном уровне учащимся достаточно уметь выходить в Интернет или воспользоваться для изучения материала предложенными ресурсами, для того чтобы в дальнейшем выполнить задания (для просмотра сайта и выполнения интерактивных упражнений не нужно быть зарегистрированным в Google или Learning Apps). Чтобы работать с текстом «Жития Александра Невского», учащиеся должны уметь редактировать и копировать текстовый документ.

         

Предварительная работа учителя по созданию квеста

Проведение квеста «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга» осуществляется на сайте, поэтому учителю предварительно необходимо создать сайт, формы Google, интерактивные задания в Learning Apps.

Подробный сценарий веб-квеста

«Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга»

Учителя истории и литературы в блоге учителя выкладывают информацию для учащихся к данному квесту, публикуя информацию, задания конкурсов прохождения игры.

Приветствие участников квеста

Добрый день, уважаемые друзья!

Сегодня мы с вами начинаем прохождение увлекательной игры (квеста) «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга».

На протяжении восьми веков русские люди помнят и чтут подвиги Александра Невского. В 2008 году имя Александра Невского победило в проекте «Имена России», став символом года и получив более полумиллиона голосов. Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Аполлона Майкова:

…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.

Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра Невского. Он много потрудился для Русской земли. Вклад его в строительство Российского государства бесценен.

Александр в переводе с греческого означает защитник. Таким именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но и крутым нравом. Впоследствии Александр прославился, и стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.

Имя Святого благоверного князя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Жизнь князя Александра – полководца и дипломата, выдающегося государственного деятеля и Святого – издавна привлекала внимание потомков.

Михаил Ломоносов увековечил князя Александра в мозаике. Художники Виктор Васнецов, Николай Рерих и Павел Корин создали картины, изобразив князя то в боевом шлеме, то в нимбе Святого. Современный русский художник Филипп Москвитин создал картину с гравюры «Перенесение мощей Святого Александра Невского Петром Первым».

 Композитор Сергей Прокофьев посвятил ему проникновенную кантату, Константин Симонов – поэму, а режиссер Сергей Эйзенштейн – патриотический фильм.

Когда грянула Великая Отечественная война, подвиг князя Александра Невского стал примером для тысяч и тысяч бойцов. В 1942 году был учрежден военный орден Александра Невского. 

Веб-вест «Александр Невский – герой Российской истории и святой покровитель воинства и Санкт-Петербурга» познакомит вас с личностью удивительного человека.  Полководец, дипломат, отважный воин, святой – все это Александр Невский.

Ребята, вам предстоит выполнить 11 заданий и разгадать ключевую фразу.

В рубрике «Лента времени» ближе познакомитесь с личностью князя и вспомните основные даты жизни.

В рубрике Головоломка «Новгородская земля» вспомните названия городов Новгородской земли в XIII веке.

В рубрике Игра «Верные – неверные утверждения» придется поработать с текстами древнерусских произведений.

В рубрике Кроссворд «Ледовое побоище» вспомните основное сражение, в котором принимал участие Александр Невский.

В рубрике «Александр Невский в искусстве» познакомитесь с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», посмотрите отрывки из фильмов и мультфильмов и ответите на интересные вопросы.

В рубрике «Житие Александра Невского» вам придется поработать с текстом жития и заполнить таблицу.

В рубрике «За морями, за горами» вам будет предложено вспомнить современников Александра Ярославовича.

В рубрике «Ратное дело» вы узнаете про русское и тевтонское вооружение.

В рубрике «Небесный покровитель Санкт-Петербурга» познакомитесь с памятными местами нашего города, связанными с именем князя.

В рубрике «Кто с мечoм к нам придет…» вам предстоит собрать пазл одного из главных сражений Александра Невского и ответить на вопросы.

В рубрике «Ребус» нужно определить ложность/истинность заданного буквенного выражения.

На заключительном этапе вам будет необходимо вспомнить все рубрики нашего квеста, чтобы правильно собрать ключевую фразу и заполнить google-форму.

Желаем вам удачи!

Заключение

 Нынешнее поколение учеников, поколение next, идёт в ногу с непрерывно развивающимися технологиями и порой знает больше, чем предполагает учитель. Заинтересовать детей, которые ориентируются в кибер-пространстве лучше, чем в собственном городе, которые общаются он - лайн с людьми из разных уголков мира и могут добыть любую информацию, является основной задачей современного учителя. Интеграция интернет – технологий (Web-квест и Образовательный сайт), их использование в проектной деятельности не только позволяет учителю продемонстрировать свою компетентность, но и помогут  вовлекать современного ученика в не менее современный процесс обучения, который более не ограничивается схемой учитель-учебник-ученик. Процесс участия в web-квестах на платформах сайтов выходит за рамки традиционного образования, что непременно подразумевает самостоятельный поиск информации в Internet и за его пределами, её структурирование, осмысление и правильную подачу. Интеграция данных интернет – технологий развивает умение работы как индивидуально, так и в команде, что делает игроков более ответственными за достоверность найденной и изложенной ими информации, которая повлияет на выполнение задания, а значит на достижение цели.

Что побудило нас выбрать именно данный вид деятельности на такую непростую тему даже для взрослого человека?

В наше время забвения Евангельских заповедей, разрушения духовных ценностей, дефицита любви, милосердия и согласия между людьми и государствами – как актуальны и важны звучащие из глубины веков как духовное завещание современному миру: «Любовью и единением спасемся».

Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, читать, изучать житие?

На эти и многие другие вопросы ответить трудно даже взрослому человеку. Мы уверены, что выполняя задания учащиеся сделают для себя правильные выводы или пусть просто прикоснутся, проживут какие-то моменты, выполняя задания квеста или просто задумаются. И поможет им в этом «Житие Александра Невского».

Читать житие – узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди о простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия! Грамотно составленная игра поможет учащимся сделать выводы, осмыслить и проанализировать поток новой информации, а именно, новые знания, с помощью которых они смогли выполнить центральное задание.

Данному виду деятельности предшествовала огромная работа в лицее. Активное участие принимали не только учащиеся основной школы, но и родители. Были проведены открытые уроки, классные часы с привлечением родителей, бабушек в 4-6 классах.

Некоторые сомнения вызывала вероятность привлечения старшеклассников к веб-квесту, но как показывал опыт, ребята активно включились в работу. Сначала это были робкие шаги в выполнении поручений учителя, а затем это переросло в выполнение самостоятельных творческих заданий, сопровождение младших лицеистов. Работы поражают своей глубиной, чистотой.

А использование интернет – технологий под руководством учителя делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием интернет–технологий учитель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний.

Включение в образовательный процесс компьютерных квест-проектов позволит: развивать навыки информационной деятельности человека, формировать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, качество усвоения знаний по изучаемому предмету; развивать творческий потенциал школьников; формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала

        Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.        

Особенностью данного веб-квеста является ещё и то, что участвовать могут все желающие: учащиеся данного лицея, их родители, друзья, все, кого заинтересовала данная тема.

Использованная литература

  1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
  2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
  3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
  4. Романцева Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/articles/513088
  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
  6. Симонова Н.В.. «Интерактивные технологии (дискуссия, дебаты) на уроках русского языка». Воркута .2008

Материалы, которые можно использовать при подготовке и проведении мероприятия, посвящённого празднованию 800-летия со Дня рождения Александра Невского:

  1. Фильм «Александр Невский».1938 г., режиссёр Сергей Эйзенштейн
  2. Кантата «Александр Невский». Музыка Сергея Прокофьева
  3. Исторический фильм Георгия Кузнецова о последних днях Александра Невского «Житие Александра Невского», 1991 г.
  4. Поэма «Ледовое побоище». Константин Симонов
  5. Поэма «Александр Невский. Ледовое побоище». Лев Сергеевич Новосёлов
  6. Стихотворение «На родине святого князя Александра Невского». Николай Чернов
  7. Стихотворение «Александр Невский». Сергей Николаевич Марков
  8.  Стихотворение «Александр Невский». Мей Лев
  9. Стихотворение «В городце в 1263». Аполлон Майков
  10.  «Александр Невский». Мосияш С., исторический роман, 1982
  11. «Солнце земли русской». Сегень А., роман, 2002
  12. «Александр Невский». Югов А., роман, 1983
  13. Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя.-М.: Мол. гвардия, 2003.- 262 с.: ил. – (Жизнь замечат. Людей: Сер. Биогр.; Вып. 841).
  14. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? -5-е изд., перераб.,- СПб.: «Норинт», 2002. – 352 с.
  15. Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М. Давным-давно на наших землях… Петербургская тетрадь по краеведению для 5 класса. (Серия «Страницы жизни края»). СПб:СМИО Пресс, 2001. – 40 с., ил.
  16. Лебедева И.М. Ермолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство «Утро», 1996. – 272 с., с ил.
  17. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг.-2-е издание.-М.:ЦентрКом, 1997. – 640 с., илл.
  18. Русичев Святослав. Александр Невский.-СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010, -224 с.

Рекомендуемые ссылки на Интернет – ресурсы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/  Орден Александра Невского
  2. https://www.youtube.com/watch?v=1REYcSiiwXg  Вставайте, люди русские!
  3. http://www.a-nevsky.ru/ Оружие и доспехи Руси X – XVI век  
  4.  Александр Невский 1221 – 1263: биография кратко, годы жизни, деятельность. – URL: https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/alieksandr-nievskii – Текст : электронный.
  5. Битвы Александра Невского. – URL:
  6. https://www.syl.ru/article/182678/new_bitvyi-aleksandra-nevskogo-nevskaya-bitvaaleksandra-nevskogo  (дата обращения 14.05.2020)
  7. Александр Невский в литературе и кино. – URL:
  8. https://w.histrf.ru/articles/article/show/alieksandr_nievskii_v_litieraturie_i_kino 
  9.  Войско Невского. Состав, тактика и вооружение. – URL:
  10. https://diletant.media/articles/45244500/   
  11.  Сражения Александра Невского. – URL: https://ote4estvo.ru/sobytiya-x-xivvv/178980-srazheniya-aleksandra-nevskogo.html 
  12.  10 интересных фактов о татаро-монгольском нашествии. – URL:
  13. https://fishki.net/2401455-10-interesnyh-svedenij-o-tataro-mongolyskomnashestvii.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Игра - викторина "Александр Невский. Имя в истории"

Викторина проходит в формате телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером". Презентация построена по номинациям "Жизнь А. Невского", "Серебряное кольцо России", "...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

"Сценарий видеоролика "Александр Невский-герой русской земли"

Данный сценарий был подготовлен для записи театрализованного выступления для школьников, посвященного Дню памяти святого благоверного князя Александра Невского. В нем в доступной школьникам форме расс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ»УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГАЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫПедагогические цели:...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ

Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...