Наблюдение над языком при изучении рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма"
статья по литературе (8 класс)

Куреева Ольга Владимировна

Учитель-словесник в своей работе сталкивается с труднопроходимым препятствием в постижении художественного произведения - жизненной, эстетической, нравственной неподготовленностью читателей. Многие школьники не любят читать, потому что не умеют. Вот тут на помощь учителю и приходит лингвистический анализ текста. Перед нами, учителями, стоит задача : исследовать язык художественного произведения «под лингвистическим микроскопом», расшифровать поэтический текст, найти заключённую в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к перебору разрозненных микрообразов, не лишить произведение его очарования, ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение над языком при изучении рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Учитель-словесник в своей работе сталкивается с труднопроходимым препятствием в постижении художественного произведения - жизненной, эстетической, нравственной неподготовленностью читателей. Многие школьники не любят читать, потому что не умеют. Вот тут на помощь учителю и приходит лингвистический анализ текста. Перед нами, учителями, стоит задача : исследовать язык художественного произведения «под лингвистическим микроскопом», расшифровать поэтический текст, найти заключённую в нем образную информацию и вместе с тем не свести анализ к перебору разрозненных микрообразов, не лишить произведение его очарования, ценности.

Учащиеся должны понять и прочувствовать, что литературного-художественное творчество - это прежде всего способность писателя выразить свое видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

Попробуем показать как это можно сделать при анализе рассказа К. Паустовского «Телеграмма», который в соответствии с программой изучается в курсе 8 класса.

Тринадцатилетним школьниками текст воспринимается легко и почти не нуждается в лингвистическом комментировании. Обращаем внимание лишь на такие слова, как :

ветла - вид ивы

мемориальный - служащий для увековечения памяти кого-нибудь.

Толкование других слов (импульс, стеклярус,салоп, барельеф, пустельга) дано в книге, учащиеся знакомятся с ними самостоятельно в процессе чтения рассказа.

Произведения К. Паустовского затрагивает одну из важнейших нравственных проблем - проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками? Поэтому рассказ воспринимается как очень печальная совесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

Читаем начальные строки рассказа :

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тестовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться только маленький подсолнечник у забора.

К. Паустовский говорил , что пейзаж печален, когда печален человек. Поэтому спрашиваю ребят, какие слова обращают на себя их внимание.

- Холодный, ненастный; доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться; маленький. Пейзаж неяркий, грустный (ср. В конце рассказа: .....любимая, чуть печальная, родная земля), как на полотнах Левитана, Нестерова, Васильева писавших среднюю полосу России, «глубинку», которую так любил сам писатель, считавший, что здесь живут замечательные по своей душевной красоте люди.

Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом - известным художником».

Отмечаем с ребятами аналогию между глаголами «доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться» и доживала, указывающими на продолжительность действия, которое никак не может закончиться, т.е. близко к значению «медленно завершается».

Здесь, в селе Заборье, «не было никого, с кем бы можно было поговорит о картинах, о питербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом а Париже и видела похороны Виктора Гюго». Героиня рассказа - скромный, интеллигентный человек: она никогда не повышает голос, никому не жалуется на свое одиночество и немощь. Проще ребят прочитать письмо матери:

«Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки....»

Ненаглядная - одно из ключевых слов в рассказе. Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви будет повторять Настя, когда поймёт, что надо немедленно ехать к больной, умирающей матери : «Ненаглядная моя, - вспомнила Настя недавнее письмо.- Ненаглядная!»

Спрашиваю ребят, какой им видится Катерина Петровна; они отмечают ее великодушие: она даже пытается оправдать дочь: «У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье». Прошу объяснить, почему повторяется это слово. И ребята отвечают, что между стариками и молодыми большая пропасть: «Лучше не мешать», - заключает Катерина Петровна.

- А как автор относится к своей героине? - обращаюсь с вопрос к классу.

Находим эпитеты сгорбленная, маленькая, которые помогают почувствовать беспомощность Катерины Петровны. Обращаю внимание на то что слово маленькая - ключевое. Вспоминаем начала рассказа - «маленький подсолнух».

- А где ещё в тексте встречается это слово?

Открыл сам Тимофеев - маленький, решительный, злой.

Там, в областном городе, у учительница осталась мать - вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

Вместе с ребятами делаем вывод, что слова маленький употребляется в значении «незащищенный », «требующий участия» и «вызывающий жалость».

К. Паустовский отмечал, что эпитет должен запоминаться.

Интересно проходит исследовательская работа над тем, как одно и тоже слово может иметь разные оттенки.

Вот слово осторожно.

Ребята находят в тексте и читают отрывки:

Он [Тихон] выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать.

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почитать Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки.

Предлагаю работам ответить, что означает слово осторожно в каждом из тех отрывков.

Учащиеся правильно отмечают, что в первом случае это слово передает отношения Тихона к Катерине Петровне: он боится растревожить Катерину Петровну, чем-то ей помешать, нарушить ее покой хлопаньем дверей.

А постель Василий, молодой человек, уважительно относится к старой, немощной женщине, хочет помочь ей расписаться, так как видит, что она слаба.

Вместе с ученикам делаем вывод, что совсем построение люди чем-то пытаются помочь одинокой больной женщине. Вот они - люди «глубинки».!

А для покинутой матери дорого все, что связано с дочерью. Ей кажется, что от денег, присланных Настей, исходит запах ее духов, Катерина Петровна словно боится его спугнуть, поэтому она перебирает их осторожно.

Я подчёркиваю мысль автора о том, что матери дорого все, что связано с дочерью; благородстве характера Катерины Петровны проявляется и в ее желании понять дочь, простить ее - ведь она самый дорогой в ее жизни человек, хотя дочь и отгораживается от матери деньгами, вместо того чтобы написать письмо или приехать.

Пейзаж а рассказе тоже помогает понять состояние Катерины Петровны, то, что ей становится все хуже и хуже. Мы наблюдаем градацию в пейзажных зарисовках (градация (от лат.gradatio) -«последовательность, постепенность»)

Тестовые крыши почернели.

Спутанная трава.... полегла.

Ветер свистел ща окнами в голых ветвях, сбивал последние листья.

Ребята приходят к выводу, что глаголы свистел, сбивал предают усиление ненастья, ощущения тревоги, что связано и с состояние Катерины Петровны.

.....он [клен] стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

И вот Настя получила телеграмму:

Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступала серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город....

Выстраиваем цепочки эу глаголов: почернели, полегла свистел, сбивал, валил, опускалось.

С особам вниманием ребята работают над описанием пейзажа во время похорон Катерины Петровны:

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светло, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и весёлым запахом снега схваченной первым морозом ивовой коры.

- Каким стал пейзаж? (Светлым, даже весёлым и - холодным.)

- Что означает весёлым? Почему?

И ребята объясняют, что пейзаж такой потому, что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество, боль, заботы о дочери. Прошу уточнить: почему же мучения? - ведь она не испытывала физических страданий? Ребята , оживляясь, говорят, что страдала душа Катерины Петровны и наконец она успокоилась.

Подчёркиваю, что слова весёлый помогает понять авторскую позицию.

Приступая к работе над образом Насти, прошу назвать слова, которым можно было бы охарактеризовать дочь Катерины Петровны. Ребята говорят, что Настя думает только о своей работе - там она и заботливая и внимательная.

- А как говорит Паустовский? Давайте обратимся к тексту. Прошу найти описание не внешности : «Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза ». И ребята подмечают, что писать говорит не о цвете глаз, а о том, что они холодные.

Прошу учащихся подтвердить текстом, где поступки Насти характеризуют ее холодное отношение к матери в сумочку, не читая, хотя испытала «глухое беспокойство». Отмечаем с ребятами, что душа Насти ещё не зачерствела, она чувствует укоры совести:

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. Эх ты, сорока!»

Почему вздрогнула? (Ребята говорят, что настоящее искусство заставляет человека строже взглянуть на себя.)

-- Случайно ли здесь слово сорока?

(Строка перелетает с ветки на ветку, ник чему не привязывается; так и Настя : порхает по жизни, чем-то занята, устраивает выставку скульптора, за заботу о котором ее даже хвалят, но не делает того, что важнее всего, - не едет к больной заждавшейся ее матери.)

- Был ли в конце концов растоплен лёд Настиной души?

Ребята отвечают утвердительно и зачитывают отрывки :

... чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову .....

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы «Эх, ты!»....

Настя .... вдруг поняла, что никто не так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка...

- Согласны ли вы, ребята, что Катерина Петровна брошенная всеми?

К моей радости,ребята отмечают, что Катерину Петровну не бросили Тихон, Манюшка. Манюшка, соседская девчонка, каждый день прибегала помогать к Катерине Петровне, помогала по дому. И в последние минуты ее жизни была рядом с ней.

Тихон - «сторож при пожарном сарае », но он смог оценить и почувствовать талантливые картины старого художника, отца Катерины Петровны:

Глядя на его картины, он громко вздыхал

- работа натуральная!

Подбираем с ребятами синонимы к слову натуральная - настоящая, правдивая.

Это Тихон, отмечаем вместе с ребятами побивает на должностное преступление почтаря Василия:

....пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго.......что-то писал на бланке корявыми буквами.

- Почему корявыми ? (Наверное, не очень грамотный человек, пишет редко, с трудом. Услышав текст телеграммы, Катерина Петровна по ее языку сразу догадалась, что писала ее не Настя.)

А как Тихон относится к Насте?

(Говори о Насте в 3-ем лице - ей, называет ее Настасья Семёновна - сухо, официально; в таком обращении - вся глубина отчуждения.) Тихон произносит имя дочери Катерины Петровны, «криво ухмыляясь». В этих словах мы слышим осуждение, призрение Тихона к Насте, не приехавшей к умирающей матери.

Таков Тихон - полуграмотный сторож по- настоящему сочувствующий Катерине Петровне, сочинивший текст телеграммы от лица Насти, чтобы только поддержать Катерину Петровну, не дать ей умереть - такой вывод делают учащиеся с помощью учителя. И тут уместно спросить о названии рассказа. Почему «Телеграмма»?

Ребята отвечают, что если б телеграмму прислала Настя,то Катерина Петровна нашла бы в себе силы дождаться дочь и, возможно, осталась бы жить. А так груз «непоправимой вины , невыносимой тяжести» всегда будет сжимать сердце Насти.

Вот так, идя от частного к общему, от слова к теме и идее произведения, к позиции автора, учу детей внимательно вчитываться в текст, вдумываться, почему автор употребляет то или иное слово. Это проносит ребятам радость открытия , возможность проникнуть в творческую лабораторию писателя, заставляет из перечитывать текст не раз и не два. Такая работа требует определенных затрат времени, но зато прирост, к радости самих учащихся и учителя, ощутимые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение рассказов Б.Зайцева в старших классах

 Тема "Человек и мир" в рассказах Б.Зайцева "Волки", "Мгла", "Сон", "Тихие зори"...

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Педагогическое наследие Л.Н.Толстого. К изучению рассказа "Смерть Ивана Ильича"

Методические рекомендации к изучению руссказа Л.Н.Толстого "Смерть Ивана Ильича" построены в форме доверительной беседы и способствуют нравственному воспитанию школьников....

Аспекты изучения рассказа А.П.Чехова "Тоска" в 9 классе

Статья поможет подробно рассмотреть рассказ, обратив внимание учащихся на его стилистические, сюжетные, нравственные особенности. Малый по объёму, но объёмный по содержанию рассказ воспитывает душу, б...

Наблюдение и эксперимент - методы изучения естествознания и химии

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"...

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...