Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", посвященная Пушкинскому дню.
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Интеллектуальная игра " Что? Где? Когда?", посвященная Пушкинскому дню.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_pushkinu.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»,

посвященная Пушкинскому дню.

Цель: проведение  праздничного мероприятия  в форме интеллектуальной игры, посвященного очередной годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.

Задачи:

образовательные:

закрепить у воспитанников  знания сказок А.С Пушкина;

прививать интерес к русской литературе;

развивающие:

развивать образное мышление, речь, память;

развивать коммуникативные навыки общения;

воспитательные:

воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза;

поддерживать интерес внимание и хорошее настроение детей.

ХОД ИГРЫ

Ведущий:
- Добрый день, дорогие гости нашей группы. Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших игроков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?». Дети заходят в класс, выстраиваются полукругом перед игровыми столами.) 
Ведущий:
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».

 Давайте их поприветствуем.
- А теперь поприветствуйте друг друга и произнесите девиз.
Выступление капитана:

Мы - команда «Умники» и наш девиз: 
Мы умные и смелые,
А в деле мы умелые.
Победим мы в этот раз!
Нам соперник не указ!
Ведущий: - Спасибо командам. Хочу заинтриговать вас и сказать, что соперник сегодня у вас необычный, мы приготовили для вас сюрприз.

-А, сейчас, прослушайте условия нашей игры. 

Перед вами стол с 8 секторами, а посередине - волчок со стрелкой. Вы  каждый раз будете крутить волчок. Все выполняют задание, на которое укажет стрелка. На выполнение задания даётся одна минута, время фиксируется песочными часами. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. И мы начинаем нашу игру, приглашаем игроков занять свои места за игровыми столами.

Ну а теперь появится ваш соперник. 

( Выход воспитанника в образе А.С. Пушкина)

Выступление Пушкина.

Ребята, я рад приветствовать всех вас сегодня на этом замечательном мероприятии, посвященном моему Дню рождения. Надеюсь, что мы прекрасно проведем время, вспоминая значимые события из моей биографии, людей, которые сыграли немаловажную роль в моей судьбе. Ну и немного «посоперничаем» играя.

Очень хочу, чтобы вы сами определили тему сегодняшней интеллектуальной игры, отгадав ключевое слово кроссворда. Ну что начнем?

  1. Укажите город, в котором я родился.
  2. Перед вами знаменитый памятник из бронзы на Пушкинской площади, установленный в 1880 году. Назовите фамилию скульптура.
  3. В каком месте под Петербургом находился лицей, в котором я обучался с 1811 по 1817 годы.
  4. Назовите одно из прозвищ, которые были у меня в Лицее.
  5. Назовите название усадьбы, в которой я находился в ссылке с 1824 по 1826 год.
  6. Именно там я коротал долгие осенние и зимние вечера с милой няней, которая рассказывала мне сказки и напевала мелодии русских народных песен. Как ее звали?

Ну а теперь вы смело можете назвать ключевое слово кроссворда и тему игры.

Правильно, «Сказки». Расскажу, как этот жанр появился в моем творчестве.

Есть такие личности, которым история отводит особую роль. Личностью такого масштаба является Арина Родионовна Яковлева, няня великого поэта России, Александра Пушкина. Судьба позаботилась о том, чтобы на пути Александра Сергеевича появился именно такой человек. Арина Родионовна дарила поэту свою любовь, была для него другом, няней, педагогом. Сколько Родионовна знала пословиц, присловий, поговорок… А в мире русской народной сказки она просто была «своей». А как умела передать то, что знала! Именно эта простая русская женщина ввела Александра Пушкина в мир народной поэзии, в общество сказочных героев.

Отношения между няней Родионовной и её воспитанником, были душевно-тёплыми. Старушка могла поворчать, быть притворно-строгой, но Александр знал об её безграничной любви к нему. Баюкая его в младенческие годы, утешая в трудный период северной ссылки, Арина Родионовна душой всегда была с ним.

Старенькая «мамушка» Пушкина, как называл иногда свою няню Александр Сергеевич, усаживалась к столу со своими вечными чулками или с прялкой и под бойко бегающее в её руках веретено сказывала свои сказки – певуче, просто. Любил их слушать Пушкин в детстве и в годы одинокой жизни в Михайловском. Многие из этих сказок поэт изложил в простых, прекрасных стихах. Кто не зачитывается и теперь его сказками: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О Балде» и другими?!.

Много позже, став уже знаменитым, Пушкин сделает вывод о том, что знакомство со старинными песнями, былинами, сказками необходимо для совершенного знания основ русского языка. Свои сказки Пушкин начал писать позже, их замысел он долго носил в себе, должно было пройти время, чтобы сказочные сочинения увидели свет.

         Ведущий: 1 раунд!
(
Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
- Внимание! Вопрос!

1.Тур по сказкам

- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря?

(30 лет и 3 года)

- Какими словами бранила старуха своего старика, в « Сказке о рыбаке и рыбке» ? (Дурачина ты, простофиля)

- Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)

- С чем пришёл невод? (1 - й раз – с тиной, 2 – й раз с травою морскою, 3 – й раз с золотою рыбкой).

- Место встречи попа с Балдо? ( Базар)

- О каком времени года идёт речь в начале « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? (Зима)

- Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)

- Исполнитель песни « Во саду ли, в огороде». (Белка)

 -Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

( Соколко).

-Название острова, мимо которого проплывали корабельщики.(Буян)

2 тур « На внимание».

Я буду вам зачитывать отрывок из сказки, но с ошибкой. Вы должны найти ошибку, исправит ее. И назвать из какой сказки этот отрывок.

1. Три соседки под окном

Пряли поздно вечерком. (Сказка о царе Салтане)

2. Свет мой, зеркальце, скажи

Да меня не обмани

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее. ( О мертвой царевне)

3. Жил старик со своею женою

У самого синего моря

4. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова буяна

В царство славного Ивана.

3 тур « Черный ящик»

В черном ящике 2 предмета (зеркало и яблоко). Отгадать по описанию эти предметы.

4 тур «Конкурс капитанов»

«Назови числа, которые встречались в сказках А. С. Пушкина»

(33 богатыря, 7 богатырей, з девицы, 3 щелчка, 3 раза забрасывал невод, и т.д.)

5 тур «Узнай сказку»

«Кораблик у острова» («Сказка о царе Салтане»)

Зеркальце («Сказка о мертвой царевне»)

Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Царевна  Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

Месяц («Сказка о мертвой царевне»)

6 тур « Узнай сказку по следующим словам»

1.    Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

 («Сказка о мертвой царевне».)

2.    Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

7 тур «Кроссворд»

  1. Все равны, как на подбор

С ними дядька…

  1. Царь… дивится чуду.
  2. Навстречу ему…

Идет сам, не зная куда.

  1. (По горизонтали)

Бьется … средь зыбей,

Коршун носится над ней.

(По вертикали)

Сказочный залив, где ходит кот ученый.

  1. … песенки поет

Да орешки все грызет.

  1. Тучка по небу идет,

… по морю плывет.

  1. Бог с тобою золотая …,

Твоего мне откупа не надо.

  1. И жених сыскался ей-

Королевич …

8. Видеовопрос от родителей.

Объясните значение слов:

- Невод (сеть для ловли рыбы).

- Яства(еда, пища).

- Очи ( глаза)

- Толоконный лоб(глупый человек).

- Душегрейка(теплая кофта без рукавов).

- Перст (палец).

- Оброк(деньги, по Пушкину)

- Землянка (дом, построенный в земле).

9.Подведение итогов игры. Награждение команд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Знатоки", посвященная Александровской колонне для учащихся 10 класса

Игра рассчитана для учащихся 10 класса. Проводится как классный час. Играют командами. Игра знакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга, историей возведения Александровской колонны, а...

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Методическая разработка уроков математики для 5-6 классов с использованием приемов для интеллектуального и духовного развития, посвященная 70 - летию Великой Победы

Вокруг нас дети, независимо от того педагоги мы или родители.  А дети  нуждаются, прежде всего, в духовном питании, ведь так с латыни переводится слово воспитание. Современные условия ...

Викторина "Сказки А.С.Пушкина",посвященная Пушкинскому дню России.

Викторина "Сказки А.С. Пушкина",посвященная Пушкинскому дню России....

Интеллектуальная викторина «СВОЯ ИГРА», посвященная Дню Защитника Отечества

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Защитника Отечества, "Своя игра" и может быть использована в рамках торжественных мероприятий к 23 февраля как для большой,...