урок-игра М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок – игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цель этого урока: сделать увлекательным знакомство с поэмой и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7-й класс. 2-3 урока в системе).

            В соответствии с программой изучению «Песни…» отводится 2- 3 часа. Материал по урокам может быть распределён следующим образом:  

1 урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Царство народности» в поэме. (В.Г.Белинский) На данном уроке учащиеся расширят знания о биографии М.Ю.Лермонтова, вспомнят историю времён XVI в.; выявят особенности конфликта «Песни…»; будут совершенствовать навыки выразительного чтения и навыки анализа поэтического текста.

2 урок. Кирибеевич и Калашников? Кто в «Песне…» является настоящим героем? Идейно-художественное своеобразие «Песни…» На этом уроке учащиеся в процессе анализа сопоставят образы Кирибеевича и Калашникова, определят их значимость в поэме; разберутся в идейном смысле «Песни…», о её близости к народной поэзии.

3 урок. Урок – игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цель этого урока: сделать увлекательным знакомство с поэмой и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках.

                                    Диагностические цели.

  1. Что смогут узнать ученики из наших уроков?

Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – поэт, который на всём протяжении своего творческого пути, обращался к жанру как романтической, так и эпической поэмы, любил народную поэзию, поэтому в нём зарождается мысль создать произведение, в котором отразилась бы русская жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного.

  1. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?

Будут продолжать осваивать представления о точке зрения в литературном произведении; о портрете речевой характеристике персонажей как способах создания их образов; о роли пейзажа; об авторском отношении и способах его выражения в тексте.

  1. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне?

Будут учиться, работая с эпической поэмой:

- характеризировать героев и сравнивать их между собой;

- передавать в выразительном чтении чувства главных героев и их отношение к событиям и людям;

- определять атмосферу действия на основе пейзажа;

- определять отношение автора к героям и к природе.

Будут совершенствовать:

- умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;

- умение определять тему, проблематику и идею эпической поэмы;

- умение соотносить начало и финал поэмы и её название с её идеей.

4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что смогут сделать во время уроков и после них дома?

Ученики смогут после анализа текста:

- точно охарактеризовать героев и отношения между ними и мотивировать своё видение;

- назвать главных героев и обосновать своё мнение;

- выделить элементы фабулы в поэме и объяснить, почему поэма заканчивается описанием могилы Калашникова;

- обосновать своё отношение к судьбе Степана Парамоновича;

- объяснить, почему поэма называется песней;

- выделить в поэме элементы народной поэзии;

- передать в словесной форме идею поэмы и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову её выразить;

- выразительно прочитать эпизоды поэмы, инсценировать отдельные

эпизоды;

- написать сочинение на заданную тему.

                 

Рассмотрим работу над уроком № 3.

Урок – игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цель урока:- проверить уровень подготовленности по данной теме;

- расширить знания учащихся по творчеству Лермонтова;

- продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать текст;

- учить ребёнка оценивать собственную деятельность и деятельность товарищей.

    Описание игры. Игра состоит из нескольких геймов. Класс делится на две команды, каждая из которых придумывает своё название, рисует эмблему, выбирает капитана. Команды заранее получают творческое задание:  инсценировать любой эпизод изученного произведения. Роль ведущего при поведении урока - игры берёт на себя учитель или подготовленный ученик. Заключительный этап игры включает в себя анализ, обсуждение, оценку результатов, а также обмен мнениями по поводу проведения игры, выделение допущенных ошибок и формулирование итогов игры.

                                        Ход игры.

  I этап. Вступительный.

- Среди бесценных духовных сокровищ, которыми Россия так щедро одарила человечество, особое место принадлежит творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Первым оценил поэму В.Г.Белинский, писавший «Это произведение сделало известным имя автора, хотя оно явилось и без подписи этого имени. Спрашивали: кто такой безыменный поэт? Кто такой Лермонтов? Писал ли он что-нибудь, кроме этой поэмы?» «Поэма Лермонтова – создание мужественное, зрелое и столько же художественное, сколько и народное». «Наш поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, и, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал своё родство с нею».

    Наша литературная игра посвящена величайшему мастеру – М.Ю.Лермонтову.

  Каждому русскому человеку имя это знакомо и дорого по-своему. Изучать творчество поэта – значит, получать радость и наслаждение. Наша игра позволит выявить знатоков поэмы М.Ю.Лермонтова.

  Эпиграфом к нашей игре мы возьмём слова А.С.Пушкина :

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

  Давайте отправимся в наше увлекательное путешествие по страницам поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  

           II этап. Игра.

     Первый тур.

Представление команд.

    Второй тур.      

              Разминка.  Вопросы для команд.

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы. (XVI в.)
  2. В каком году Лермонтов написал поэму? ( 1837 г.)
  3. Кто стоит на пиру позади царя? (стольники)
  4. Куда уходила из дома Алёна Дмитриевна в злополучный вечер? ( В церковь)
  5. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников? (Шёлковые)
  6. Какая вещь Алёны Дмитриевны оказалась у Кирибеевича? ( Узорный платок и фата бухарская)
  7. Где в Москве происходили кулачные бои? ( На Москве-реке)
  8. Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти? ( Выйти на поединок)
  9. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни? (Разрешить беспошлинную торговлю )
  10. Какой крест поставили на могиле Калашникова? ( Кленовый)

Третий тур.

 Литературный конкурс. 

Написать изложение на тему:

1 команда « Бой купца Калашникова с Кирибеевичем»;

2 команда « Пир у Грозного».

   Можно предложить учащимся выписать из данного отрывка наиболее характерные для «Песни» поэтические  приёмы, сближающие её с устной народной поэзией.

Четвёртый тур.  

 Художественный конкурс. 

Цель – изобразить иллюстрацию к поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Можно предложить учащимся выполнить коллаж. Распечатать героев поэмы, интерьер, вырезать. Ученики на листе А3 составляют иллюстрацию.

           

Пятый тур.

Конкурс «Из глубины времён».

Приглашаются по одному человеку от  каждой команды. Они должны за 2 минуты написать объяснение слов:

- опричник – дворянин, состоявший в опричнине – войске, созданном Иваном IV для борьбы с боярами;

- трапеза – парадный обед;

- аргамак – конь для верховой езды, для конных сражений;

- стольник – придворный, прислуживающий за царским столом;

- кушак – матерчатый пояс, который носили с нарядной одеждой;

- мед пенный – легкий спиртной напиток;

- гой еси – является формой приветствия;

- яхонт – старинное название драгоценных камней, обычно рубина или сапфира;

- гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались торговые ряды;

- вечерня – богослужение, совершаемое вечером накануне праздничного дня.

         Шестой тур. 

Конкурс пантомимы.

Участвуют в конкурсе наиболее артистически одаренные учащиеся.

Их задача – изобразить в пантомиме героя из поэмы и сделать это так, чтобы команда догадалась, о ком идёт речь. Приглашаются по одному «актёру» из каждой команды. Можно предложить для изображения Алёну Дмитриевну (сцена прихода домой) и Калашникова (сцена перед боем).

Седьмой тур.

Конкурс капитанов. Узнай героя.

Необходимо по фразе угадать, кто её произносил и кому о ком.

  • Я скажу вам, … любезные,

Что лиха беда со мной приключилася:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник… (Калашников братьям о Кирибеевиче )

  • Гей ты, верный наш слуга,…

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

( Иван Грозный  Кирибеевичу)

  • Что пужаешься, красная красавица?

Я не вор какой, душегуб лесной.

( Кирибеевич Алёне Дмитриевне)

  • Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

( Калашников  Ивану Грозному )

  • Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Твои речи – будто острый нож;

От них сердце разрывается.

( Алёна Дмитриевна  Калашникову)

  • А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого рода, племени,

Каким именем прозываешься?

( Кирибеевич Калашникову)

Восьмой тур.

Домашнее задание.

Команды представляют любую сценку из поэмы. Задача соперника – угадать, о каком эпизоде идет речь.

        III этап. Заключительный.

Подведение итогов, награждение победителей.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему:

«За что прославляют гусляры купца Калашникова?»,

«Что привлекает и что отталкивает в Кирибеевиче?»,

«Что мне понравилось в «Песне про купца Калашникова»?»

Методическое обоснование урока.

Данный проект урока по теме игра по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова подчинён конкретным целям, как содержательным (понимание произведения), так и обучающим и развивающим (обучение языку словесного искусства, развитие образного мышления). Всё это помогает понять произведение, высказать свою точку зрения по главным героям.

    На уроке реализуются обучающая и развивающая цели. Это и продолжить обучение языку словесного искусства, и эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации. Формируются умения интерпретировать текст, расширять культурный кругозор учащихся.

  В проекте данного урока можно выделить III этапа.

На первом этапе «Вступительном» создаётся мотивация на игру. Учитель сообщает такие сведения о поэме, с которыми ученики ещё незнакомы, приводит высказывания литературных критиков о поэме и авторе, предлагает самим совершить путешествие по поэме и проверить свои знания.

     На следующем этапе реализуются поставленные перед учащимися цели. Для этого используются такие задания, как узнай героя по описанию, вспомни слова  эпохи Грозного и объясни, нарисуй иллюстрацию, инсценируй эпизод.

      III заключительный этап подводит итоги игры, выявляет, что получилось у ребят, а что нет.  Домашнее задание носит обобщающий характер. Завершает изучение произведение итоговое домашнее задание, которое предлагает ученикам интерпретационную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

урок - игра в 7 классе по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.."

Урок - игра представляет собой версию телеигры "Кто хочет стать миллионером", в занимательной форме закрепляющий материал по поэме, урок учит толерантности друг к другу....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Интегрированный урок позволяет объединить две дисциплины «Литература» и «История России». Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по поэме М.Ю. Л...