Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цхай Ирина Александровна

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 25.docx38.11 КБ

Предварительный просмотр:

25.11

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Цель: анализ образа Татьяны Лариной, утверждение нравственного идеала А.С. Пушкина

Задачи:

образовательные:

углубить представления учащихся о главной героине романа;

раскрыть глубину, искренность, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини, близость к народной жизни;

помочь учащимся понять, под влиянием каких жизненных обстоятельств происходят перемены в Татьяне, превратившейся из простой деревенской барышни в светскую даму, «законодательницу зал»;

выяснить, почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны;

определить отношение к героине и ее поступкам поэта и свое собственное .

развивающая: развитие у обучающихся умения анализировать мысли не только героев произведения, но и свои;

воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного , эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся.

Метод: словесный, практический

Тип: работа с художественным текстом

Оборудование: Выставка книг, иллюстраций к роману, музыка Шопена, Бетховена; Комплект источников (текст романа «Евгений Онегин», фрагменты статей из работы В.Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»; учебник литературы для 9 класса. слайды – портрет героини; иллюстрации.

Оформление классной доски: портрет А.С. Пушкина; запись на доске эпиграфов.

Подготовительный этап к уроку: оглашение опережающих заданий по теме урока: выписать строки, характеризующие Татьяну.

Ход урока:

Татьяна-существо исключительное, натура глубокая ,любящая, страстная

В.Г. Белинский

1. Оргмомент.

2. Эмоциональный настрой ( на фоне музыки «Лунная соната» Л. Бетховена)

Учитель:

Существует очень красивая легенда.

Когда-то на Кипре жил удивительный Мастер — скульптор Пигмалион . Он лепил таких прекрасных женщин, что дух захватывало, глядя на них. О таланте Пигмалиона знали далеко за пределами Кипра. Много красавиц мечтало о том, чтобы вступить с ним в брак, но никого не подпускал к себе Мастер, он и не собирался жениться.

Однажды Пигмалиону удалось вырезать из драгоценной слоновой кости статую молодой женщины удивительной красоты.  Когда он закончил работу и посмотрел на нее, то вздрогнул от неожиданности: она смотрела на него как живая. В ту ночь долго не мог заснуть Пигмалион, думая о жизни и своем одиночестве. А наутро, сев за работу, он поставил фигурку девушки рядом с собой и стал рассказывать ей о своей жизни.

Она молчала и, казалось, внимательно слушала. А Пигмалион вдруг почувствовал необыкновенное волнение: он захотел, чтобы девушка что-нибудь ответила. Но она молчала…. С каждым днем Пигмалион все больше рассказывал о себе хрупкой фигурке, глядящей на него внимательными глазами, и с каждым днем чувствовал, что в нем начинает расти тоска. Он хотел ее СЛЫШАТЬ, он хотел, чтобы она ему отвечала, а не молчала.
И еще он почувствовал доселе незнакомое чувство, никогда раньше им не испытанное. Это была Любовь. 
"Оживи!"- шептал по ночам Пигмалион, - ответь мне что-нибудь!" 
Но Галатея- такое имя он дал прелестной девушке из слоновой кости - молчала…

И тогда взмолился Пигмалион, обратился к богам, особенно к Афродите: " О боги! - вскричал он, -я так люблю эту девушку. Неужели вы не дадите мне почувствовать теплоту ее рук, нежность ее кожи... Неужели я никогда не смогу поговорить с ней ЖИВОЙ?»

Снизошла Афродита к Пигмалиону, ибо знала, что нет на всем Кипре человека, любившего так горячо и искренне, как Пигмалион.

Первые лучи солнца упали на скульптуру девушки. И в ту же секунду глаза Галатеи потеплели, сердце ее забилось, - она ожила. Галатея смотрела на своего создателя с такой нежностью и с таким доверием, что он задохнулся от счастья и молча прижал ее к себе.

Пигмалион и Галатея жили долго и счастливо, и любили друг друга до самой смерти.

Скульптор никогда  ни словом, ни взглядом не обижал любимую жену, а она, в свою очередь, трепетно заботилась о нем и не замечала никого вокруг. она стала его помощницей, другом  и внимательной женой. До конца своих дней Пигмалион благодарил богиню Афродиту и свои руки, создавшие Галатею…

Боги оценили талант ваятеля и подарили ему созвездие «Скульптор».

3. Сообщение темы и целей урока.

- Очевидно, что в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Пушкин, работая над романом «Евгении Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: « …я так люблю Татьяну милую мою!..», « Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

- Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина – Татьяна Ларина. Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами. Татьяна Ларина – яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Отношения между нею и Онегиным составляют основную сюжетную линию романа.

Существуют основания утверждать, что «та, с которой образован Татьяны  милый  идеал», – это  Мария  Николаевна Раевская, жена декабриста С. Г. Волконского, отправившаяся за мужем в сибирскую ссылку. Не случайно, заканчивая роман, поэт вспоминает о прототипе Татьяны и о друзьях-декабристах.  По  мнению  исследователя  творчества А. С. Пушкина Н. А. Демина, поэт связывает образ Татьяны с самыми яркими проявлениями женского героизма, которые были в то время. Онегин и Татьяна – люди передового поколения 20-х годов XIX в., к которому принадлежал сам Пушкин. Поэт наделил свою любимую героиню теми качествами, которые ценились во все времена

Кто она пушкинская героиня? Наш урок посвящен ей, Татьяне Лариной.

- Ребята, а как называется в литературе образ, воплотивший в себе лучшие черты?

(работа учащихся со словарем: слово «идеал»)

4. Индивидуальные выступления обучающихся

- Чтобы начать знакомство с Татьяной, давайте окунемся в детство и юность героини

І «Итак, она звалась Татьяной…»

- Во времена Пушкина литературным героинями давали имя Софья. Как поэт объясняет выбор имени Татьяна? Какова роль имени в создании образа главной героини?

Пушкин называет свою героиню Татьяной, именем, которое в годы написания романа употреблялось «между простолюдинами», было редким в барской усадьбе. Писатель, давая героине это «звучное и приятное» имя, хотел подчеркнуть её связь с народным бытом (« с русской душой»), с русским фольклором, с «мирной стариной».

- Сопоставьте сестер Лариных . В чем они непохожи? Каково отношение к ним автора?

(Индивидуальное задание).

Первая из сестёр по старшинству Ольга.

Чтение наизусть:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно

…Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.

Индивидуальный ответ 2.

Чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела,
И часто целый день одна
Сидела молча у окна. 

А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

Посмотрите на портрет Татьяны. Он разнообразен, слева героиня похожа на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен. Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.

Что же любила она?

Индивидуальное выступление 3. Она любила на балконе предупреждать зари восход…

«Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу,(открываем текст) в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна – самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы – один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину, гаданье – всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией. С этой точки зрения интересно и имя героини.

Индивидуальное выступление 4. Татьяна живет и растёт в атмосфере простого русского быта, в доме, где соблюдаются народные обряды, звучат русские песни, где «зимою в темноте ночей» Татьяна слушает страшные рассказы няни. Большое значение в формировании характера девушки играет её общение с природой и чтение романов:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Итак, мир Татьяны – это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой, сердечностью, это и увлечения романами. Татьяне нравились сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой – благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.)

- Какое слово в авторской оценке можно считать ключевым?

- Запишите ассоциативный ряд к слову «милый».

(родной ,любимый,..)

5. Работа в группах.

1-я группа

1) Почему Татьяна была одинока в родной семье?

2) Как характеризует Татьяну ее любовь к няне?

3) Что повлияло на формирование душевного мира?

4) Подобрать к слову «духовность» родственные слова и определить их значения. По значениям этих слов дать определение слова «духовность». (Основной вопрос)

- Так что же такое духовность? Чтобы ответить на этот вопрос давайте спросим значение этого слова у литературоведов

Словарь Ожегова:

1) Дух – это создание, мышление, которое определяет поведение и действие человека.

2) Внутренняя моральная сила. Например, высокий боевой дух отряда. Пасть духом – утратить душевную энергию, отчаяться.

Душа – это внутренний мир человека. Например, мне радостно на душе. Жить душа в душу (дружно). Вложить душу в работу (отдаться целиком). За душу берет (очень волнует).

Душевный – искренний, дружелюбный, любящий.

Одухотворенный – проникнутый возвышенным чувством, высокой мыслью. Одухотворенное лицо

- Вывод: духовность – богатый внутренний мир человека.

- Можно ли говорить о богатстве внутреннего мира Татьяны Лариной?

- Рассмотрим 3 события: встречу героев, письмо Татьяны к Онегину, объяснение в саду.

Душа ждала… кого-нибудь,

И дождалась.. открылись очи;»

Она сказала: «Это он!» (3 гл.- 7,8)

Онегин, благодаря Ленскому, знакомится с семьей Лариных. Первая встреча с Онегиным произвела на Татьяну сильное впечатление . Татьяна читала французские романы, где герой-любовник был образцом совершенства, с чувствительной душой, с умом, с привлекательным лицом, готовым жертвовать собой. Таким ей казался Онегин, и она влюбилась в него с первого взгляда.

Пришла пора, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

Не стекла хладные дыша,

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е. (3 гл.- 16)

Татьяна любит не шутя

И предается, безусловно,

Любви, как милое дитя.(3гл. – 25)

Вывод: в лирических отступлениях А.С. Пушкин видно, что автор любит свою Татьяну и верит в ее любовь с первого взгляда. Татьяна Ларина обладает очень важным качеством – умение любить. Любовь – это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны Лариной

Задание для 2 группы:

- Любит ли Татьяна Онегина по-настоящему? (основной вопрос)

На фоне музыки Шопена «Письмо Татьяны».

( Иллюстрации « Татьяна у окна», « Татьяна пишет письмо»)

- Что письмо Татьяны доказывает?

( что она любит его по-настоящему)

«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе; ум ее спал» (В.Г. Белинский.)

Чтение по ролям (2гл. 17-21 стр.)

- Прислушивалась ли Татьяна к словам няни?

Вывод: Татьяна любит искренне и глубоко, желает видеть, слышать и думать о нем.

Когда любишь, не замечаешь недостатки любимого человека. Татьяна не хочет верить слухам, хотя они справедливые: Настоящая любовь ведет к браку по любви, к созданию семьи. Татьяна это знает.

Она говорит: « Была бы верная супруга и добродетельная мать». Эти строки много значат: они о верности, преданности любимому человеку, о желании быть хорошей женой, матерью.

- Что значит быть добродетельною матерью?

Слова «добродетельная мать» означают «делать добро» для детей, т.е. воспитывать их добрыми, отзывчивыми, любящими, деятельными.

Общий вывод: Богатство духовного мира Татьяны Лариной определяют следующие нравственные понятия: любовь, доброта, отзывчивость, искренность, взаимопонимание, уважение, доверие, вера, семья, дети. Таким образом, духовность есть преобладание нравственных качеств, совершенствование человека.

-Как отнесся Евгений Онегин к письму Татьяны?

(Евгений Онегин не понял ее письма, глубину ее чувств, оказался равнодушным, «слепым» и «глухим».)Но,

Получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил

Не случайно Онегин взволнован, он почувствовал, что все, о чем Татьяна ему написала, есть правда, откровение, исповедь души. Возможно, он оценил духовный мир Татьяны и почувствовал свою несостоятельность, духовную нищету, поэтому честно рассказал о своих недостатках и неспособности сделать Татьяну счастливой в браке. Позже Татьяна будет ему за это благодарна, потому что ее судьба устроится самым благоприятным образом.

Татьяна верит, что Онегин оценит ее глубокие чувства, поймет ее страдания. Она хочет видеть в нем ещё и защитника. Любящий человек всегда защитит свою любимую.

- Достаточно ли человеку любить одному?

- Что для Татьяны важно знать?

Татьяне недостаточно любить одной, она должна знать, любит ли ее Онегин? Любовь должна быть взаимной. Поэтому Татьяна сомневается и ждет ответа на свое письмо.

Кто ты, мой ангел или хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытный души!

И суждено совсем другое…

- Но ,а пока мы верим во внутренний мир Татьяны и окажемся с нашими героями в саду.

- Инсценировка (сцена объяснения в саду)

- Дискуссия:

-Какова роль этой сцены?

-Какую смысловую или психологическую нагрузку несет в себя описание сцены объяснения в саду как художественный приём?

(Сцена объяснения Онегина с Татьяной несет важную психологическую нагрузку

- Как вы считаете в этом разговоре был монолог или подразумевался диалог!?

(Читая монолог Онегина, ловишь себя на мысли, что все же диалог здесь подразумевается. Да, Татьяна молчит, но это только внешнее молчание. Душа ее то кричит, то тихо молится. Читатель чувствует ее состояние. Татьяна отвечает Евгению, но это как бы реплики про себя, они угадываются, мы чувствуем эмоциональное восприятие «исповеди» Онегина Татьяной. Он говорит: «Мне Ваша искренность мила», - и в сердце Татьяны загорается искра надежды. Но тут же – будто поток ледяной воды: «Учитесь властвовать собой». И нет надежды, она умерла, едва зародившись Автор сопереживает «Милой Татьяне» Сквозь слёз не видя ничего ,едва дыша, без возражений, Татьяна слушала его.)

А как тонко передано ее состояние в минуты душевного волнения: «печально оперлась, головкой томною склонясь»). Он говорит :

« Я вас люблю любовью брата,

И, может быть, ещё нежней

- Татьяна потрясена тем, что она отвергнута. Как ведёт себя героиня, получив отказ?

- Заслуживает ли она этого?

- Татьяна после отъезда Онегина посещает его кабинет. Что нового узнала Татьяна об Онегине после посещения ею кабинета и знакомства с его книгами? («И ей открылся мир иной».)

- Почему автор приводит Татьяну в опустевший дом?

- Перейдём с вами к финальной странице романа. Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл 8). Если да, то в чём? Кто же она:» равнодушная княгиня» или « прежняя Таня?»

( Появление Татьяны в Петербурге на балу)

( звучит вальс. Иллюстрация к роману «Бал» )

- Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

( Татьяна-« законодательница мод « )

Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?».

Прослушаем фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина.

Звучит фрагмент из оперы. (СС строфа, восьмая глава)

В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным. Чайковский, работая над одноименной оперой, при всех отступлениях романа в силу оперной специфики, очень скоро понял, что задуманный им первоначально счастливый конец – невозможен. Онегин в последних лирических сценах развенчан Чайковским более, чем автором романа.

- Какой показана Татьяна?

- «сидит, не убрана, одна …»

- Почему Пушкин так скуп в описании Татьяны?

Чтение наизусть монолога Татьяны

- Какой смысл вложил автор в фразы «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»

(ответ учащихся)

А мы можем заключить, что Онегин и муж Татьяны – ровесники. А генералами тогда становились и ранее 30 лет. «А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя.

К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого на всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

- Почему любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

(ответ учащихся)

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее». - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: « Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке – то, пожалуй, и всю суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется – свет, этот страшный авторитет для Онегина». (Неточность. Муж-старик? Строфа 23)

Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И в общество преклонилось пред ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей

Мужчины кланялися ниже

Ловили взор её очей

Девицы проходили тише

Пред ней по зале..

-Каково отношение Татьяны к долгу и счастью?

-Могла ли быть она счастлива с Онегиным? Ваше отношение к героине? Современная ли, на ваш взгляд, Татьяна?

- Что ценил в Татьяне Пушкин, почему он с такою теплотой нарисовал этот образ?

В обыкновенной русской деревне среди ограниченных помещиков и их желанных дочек «вырос» характер яркий, сильный, способный на трудное счастье неразделенной любви.

В поединке долга и чувства, разума и страсти одерживает победу не Онегин, а Татьяна. Пытаясь понять загадку такого характера, поэт отмечает близость Татьяны к природе, увлечение чтением, сильное влияние няни, прототипом которой послужила поэту Арина Родионовна.

… Татьяна смогла победить фальшь и пересуды большого света, потому что и в замужестве осталась самой собой. Пушкин с теплотой и любовью нарисовал этот образ. («В милой простоте... не ведает обмана», «русская душою», «мечтательница нежная», «одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным», «любит без искусства».)

- Ребята, подумайте над таким вопросом: « Что такое судьба? Какова она по отношению к Тане?»

( трагична)

Ф. М. Достоевский: «Русская женщина смело пойдёт за тем, во что верит. Но она другому отдана и будет век ему верна. Кому же чему же верна? Каким обязанностям? .Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он - её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убъёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого? Счастье не только в наслаждениях, а и в высшей гармонии духа»

6.Итог урока:

- О чём заставил задуматься данный урок?

- _ Как вы чувствовали себя на каждом этапе урока?

- Стала ли теперь Татьяна ближе и понятнее для вас?

Главным качеством духовности является любовь. Все, чем вы будете заниматься в жизни, должны пропускать через любовь. Только тогда вы найдете собственную дорогу духовных ценностей.

7. Д/з.

Сочинение - миниатюра, эссе на тему: «Любовь – это…», «Мой идеал…», «Любить человека – это значит…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"

Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....

Урок литературы в 9 классе "Татьяна Ларина- нравственный идеал А.С.Пушкина"

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе. Предназначена для проведения урока в разделе" Творчество А.С.Пушкина. Роман "Евгений Онегин".В ходе урока использованысовременные образовательные...

Урок - творческая мастерская "Татьяна - нравственный идеал Пушкина А.С."

Класс: 9 Тип урока: Урок решения частных задач с применением открытого способа (комбинированный) Форма: нетрадиционный «Творческая мастерская» Цель: в ходе исследовательской работы показать нравственн...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...

Технологическая карта урока с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА"

Подробный урок с презентацией в 9 классе на тему "А. С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ТАТЬЯНА ЛАРИНА — НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А. С. ПУШКИНА."...