Урок литературы в 9 классе по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника"
материал по литературе (9 класс)

Дубовик Оксана Викторовна

Самонализ урока литературы в  9 классе «Маленький рассказ о маленьком человечке» (Эволюция образа главного героя  в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»);

Статья к рассказу А.П. Чехова  "Смерть чиновника". Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, главный редактор педагогического журнала «Литература», член Общественной палаты»;

Словарь к рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника";

Презентация к рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника";

Таблица инсерт к рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самонализ урока литературы  в   9 а   классе

Учитель Дубовик Оксана Викторовна

Тема:  «Маленький рассказ о маленьком человечке» (Эволюция образа главного героя  в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»)

Место урока  в теме и общем курсе:   первый урок по творчеству А.П.Чехова

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма организации познавательной деятельности:  работа в парах, группах, фронтальная работа с классом,включение каждого обучающегося в сотрудничество,использование приёмов технологии развития критического мышления: «Древо предсказаний», « Интеллект- карта» ,смысловое чтение - работа с текстом.

Цель урока: на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход читателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы- темы «маленького человека».

Задачи урока:

Личностные: воспитание гражданской позиции, самоуважения; воспитывать чувство собственного достоинства, нетерпимость к самоунижению и чинопочитанию; формирование умения самоконтроля.

Метапредметные: обогатить словарный запас; развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Предметные: узнать сюжет, композицию, жанр рассказа «Смерть чиновника», определить авторскую позицию;

учиться находить сюжетные элементы, определять особенности композиции и  её приёмы, находить ключевые слова, определять виды информации в художественном тексте;

совершенствовать умения определять тему и идею произведения, уметь соотносить начало и финал.

Основное содержание темы: эволюция темы «маленького человека» на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» в сопоставлении с другими произведениями данной тематики.

Структура урока ТРКМ

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является базовая модель технологии, состоящая из трех этапов: стадии    вызова,    смысловой     стадии   и   стадии          рефлексии. 
Такая     структура   урока    соответствует  этапам человеческого   восприятия:  сначала  надо   настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем  познакомиться   с   новой   информацией, потом подумать,   для   чего  тебе  понадобятся  полученные  знания  и   как   ты  их сможешь применить.  Это современная "надпредметная" технология.

Базовая модель технологии КМ предлагает 3 стадии:

Вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации);

 Смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте, со своими собственными идеями);

Рефлексия (интерпретация обретённых идей и информации собственными словами).

I этап – вызов  1. Мотивация. Вступительный этап. Беседа о жизни и творчества А.П.Чехова.

1.Актуализация: Информационный лист (смысловое чтение, при помощи обозначения ключевых слов  в тексте выйти на тему урока)

2. Целеполагание:  выход на цели и задачи урока.  Обучающиеся высказывают  предположения на основе наблюдений. Создание проблемной ситуации: Как вы думаете, о чём мог написать Чехов данный рассказ? Какие проблемы там могут подниматься? (использование приёма « Древо предсказаний», учащиеся записывают свои предположения)

Формулируют  вопрос (проблему) урока. Тема  и цели  урока определены  обучающимися  самостоятельно, с использованием мотивации и подведения к теме. Учебные задачи определены.

II этап- стадия осмысления

1.Переход от целеполагания к планированию.

Содержание учебного материала и содержание образования.

1.1.Просмотр видеоролика (читает Игорь Ильинский -7 минут). Дать задание ученикам во время  просмотра: 1.посчитать, сколько раз просил прощения Червяков - 1 группа

 2. Записать черты характера Червякова и сцены, в которых они проявляются -2 группа

1.2 Словарная работа на слайде и в буклетах (самостоятельное изучение)

1.3.Выявление качества художественного восприятия

Понравился ли вам рассказ Чехова «Смерть чиновника?» Почему? Какой эпизод вас наиболее впечатлил?  Сколько раз просил прощения Червяков? Какие черты характера Червякова и сцены, в которых они проявляются, вы отметили?  Что вам показалось непонятным, неясным?

– Давайте ещё раз посмотрим на Древо предсказаний. Оправдались  ли наши предположения?

2. Планирование

Этап анализа ( 10 минут) Цель деятельности: открыть идейный мир автора. Дискуссия. Определён  круг вопросов, затронутых в ходе урока.

3. Самоконтроль и  взаимоконтроль

Заключительный этап.  Работа по таблице « Инсерт»

Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы  понадобится обратиться к тексту. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём «ИНСЕРТ» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы стало обсуждение записей, внесённых в таблицу. Обучающиеся отлично справились ,что говорит о высоком  уровне  усвоения нового материала.

4.   Стадия рефлексии.

На основе  сопоставительного  анализа обучающиеся делают  выводы. На стадии рефлексии предлагается закончить предложения:

1.Такое общество может иметь будущее, потому что…

2. Нет, такое общество не может иметь будущего, потому что…

Домашнее задание: написать  сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:

 Выводы и предложения:   урок  построен на   системно- деятельностном  подходе  и соответствует требованиям  ФГОС.  На уроке  использованы приёмы и методы технологии развития  критического мышления. Цели  урока соответствуют содержанию: происходит  формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока.

Планируемые результаты:

Личностные умения: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

Уважение к информационным результатам других людей; умение выражать своё отношение к поставленной проблеме и рассуждать на литературоведческую тему; понимание значимости приобретённых знаний и умений и использование их в учебной деятельности.

Метапредметные  умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные): установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и подбор примеров, подтверждающих тезис; аргументирование своей точки зрения; классификация и систематизация информации; понимание проблемы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение отвечать на поставленные вопросы; целеполагание, планирование, саморегуляция.

Предметные: умение анализировать литературное произведение, используя литературоведческие термины; умение ориентироваться в изучении процессе обучения материале и сопоставлять его.

1. Цели урока были поставлены  согласно новым  требованиям.  Поставленные цели  были взаимообусловлены и поэтому приняты всеми учащимися. На этапе подготовки к основному этапу урока была обеспечена мотивация и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Задача выполнена полностью.

На стадии вызова  учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах , группах.

2.Методы, отобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Решение этой дидактической задачи обеспечило переход к следующему, главному этапу – положительно продуктивная часть урока. На этапе было обеспечено восприятие, осмысление способов действий репродуктивного и конструктивного уровня. Учитывая возможности класса и особенности изучаемого материала, учитель оптимально выбрал методы: словесные, наглядные, практические, логические. На уроке использовано сочетание  групповой, фронтальной и индивидуальной работы, смысловое чтение - работа с текстом.   На  стадии осмысления учащиеся читают  научный текст,  учитель предлагает активные методы чтения, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст рассказа, фильм, беседа). Работа ведётся индивидуально или в парах.

3.Рефлексия показала, что своим продвижением довольны все учащиеся, отметили сотрудничество. На  стадия  рефлексии обучающиеся  соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.  Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведётся индивидуально, в парах ,группах.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Содержание  учебного материала, методы  и формы обучения  обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

Психологические основы урока. На уроке создана атмосфера сотрудничества. На уроке благоприятная эмоционально - психологическая  обстановка.

В результате проведения урока все поставленные задачи были успешно выполнены.  

                                                                                           



Предварительный просмотр:

Словарь к рассказу А.П. Чехова « Смерть чиновника»

(«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Чиновник – служащий государю и жалованный чином.

Сановник – высший чиновник.

Экзекутор (лат.) – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание.

«Корневильские колокола» - оперетта французского композитора  17 века  Робера  Планкета.

Блаженство – счастье, благополучие, благоденствие.

Полицеймейстер (нем.) – начальник полиции города.

Тайный советник – чин гражданской службы 3 класса (всего 14 классов).

Конфузиться – совеститься, быть в замешательстве.

Статский (нем.) – гражданский, противоположный военному.

Генерал – чин 4 класса.

Ведомство – отрасль, часть государственного управления.

Ваше-ство – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов.

Ехидство – злоба, злость, лукавство.

Вицмундир – парадная служебная одежда.

«Аркадия» театр – мифическая страна счастья.

Апартаменты (фр.) – палаты, покои.

Милостисдарь – милостивый государь – вежливое обращение к кому-либо.

Фанфарон – бахвал, хвастун, лгун, пускающий пыль в глаза.

Персона (фр.) – человек, лицо, особа.

Млеть – цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.

Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается

Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать.

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).



Предварительный просмотр:

«+»

«!»

«-»

«?»

Знал(а)

Новое

Думал(а) иначе      

Не понял(а),есть вопросы.

1. О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»? «За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс»   И .Бурдина  

(Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу)
«Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность»                                                           В. Недзвецкий

                                   

2.Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой?

«Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер».

3. Зачем Червяков преследует генерала?

«В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта».                          

                                                                                                                           И. Исакова

4. Отчего умер Червяков?

«Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство».                                       В.Недзвецкий

5.Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, (отсутствие последовательности, логики в чём-н.)  абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»).                                                                                                М .Семанова

                                                               

6.Червяков – «маленький человек»?

«Червякова  можно было бы причислить к  традиционному в русской литературе типу «маленького человека»:
1.Все они занимают одно из  низших мест в социальной иерархии.
2.Приниженность,  соединённая с  ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3.»Маленький человек»  часто выступает в оппозиции  к «значительному лицу», а развитие сюжета строится  главным   образом как история обиды, оскорбления».                                                                              

                                                                                                                         И. Толоконникова

7.Как Чехов относится к своему герою?

« В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности резко меняется отношение писателя к  забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника».
                                                                                                                     И. Толоконникова



Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 9 «а» классе по теме «Маленький рассказ о маленьком человечке» (Эволюция образа главного героя   в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»)

Программа, УМК.Литература.9 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений.В 2-х ч/  В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под.ред.В.Я.Коровиной. –М.:Просещение,2013.

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цель урока: на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход читателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы- темы «маленького человека».

Задачи урока: Личностные: воспитание гражданской позиции и чувства собственного достоинства, самоуважения;  нетерпимость к самоунижению и чинопочитанию; формирование умения самоконтроля.

Метапредметные: обогатить словарный запас; развитие умений анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Предметные: узнать сюжет, композицию, жанр рассказа «Смерть чиновника», определить авторскую позицию;

учиться находить сюжетные элементы и ключевые слова, определять особенности композиции и   её приёмы , определять виды информации в художественном тексте;

совершенствовать умения определять тему и идею произведения, уметь соотносить начало и финал.

Основное содержание темы: эволюция темы «маленького человека» на примере рассказа А.П. Чехова «Смерь чиновника» в сопоставлении с другими произведениями данной тематики.

Термины и понятия: «маленький человек», эволюция.

Планируемые результаты:

Личностные умения: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

уважение к информационным результатам других людей; умение выражать своё отношение к поставленной проблеме и рассуждать на литературоведческую тему; понимание значимости приобретённых знаний и умений и использование их в учебной деятельности.

Метапредметные  умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные): установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений и подбор примеров, подтверждающих тезис; аргументирование своей точки зрения; классификация и систематизация информации; понимание проблемы; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил речевого поведения; умение отвечать на поставленные вопросы; целеполагание, планирование, саморегуляция.

Предметные: умение анализировать литературное произведение, используя литературоведческие термины; умение ориентироваться в изучении процессе обучения материале и сопоставлять его.

Организация образовательного пространства:

Межпредметные связи: русский язык, живопись, кинематограф.

Ресурсы (информационный, демонстрационный): презентация, словарь к рассказу А.П.Чехова ( по В. И.Далю), видеоролик (рассказ читает народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР И. Ильинский)

https://www.youtube.com/watch?v=i4Sa8e3klmU&t=13s

приложение: словарь к рассказу А.П.Чехова ( по В. И.Далю), таблица - инсерт

Формы работы: 1.Эвристическая беседа с элементами исследования;

2.Фронтальная   работа с классом.3. Групповая, парная и индивидуальная  работа обучающихся.          

Технология изучения темы урока

1. Организационный  момент – 1 мин

2.Вступительный этап (9 минут)

Мотивация. Беседа о жизни и творчества А. П.Чехова

- Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Вглядитесь в его лицо.

Но чтобы понять А. П. Чехова как человека, недостаточно видеть его таким, каким он был на портрете последних лет: в пенсне, с утомленным лицом. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взглянуть, каким он был в 29 лет. Того, кто впервые видел Чехова, поражала его внешность: черные волосы и голубые бездонные глаза удивительной чистоты и ясности.

«... В его огромных глазах отражается все, вся земля и лужи на ней, и солнце, сверкающее в лужах, и души людские», - писал М. Горький.

Искренний смелый взгляд, бесстрашно устремленный на мир. Именно бесстрашно и правдиво рассказывал он людям обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который в свое время да и сейчас напоминает нам, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это был человек, который сделал себя сам.

- Дома вы прочитали статью из учебника о жизненном пути этого замечательного человека и писателя. Что вам запомнилось больше всего? Что стало интересным? Назовите самые интересные факты из его биографии.

-Мы с вами проходили Чехова. Вспомните, что это были за произведения и какие вопросы писатель в них поднимал ? (социальные проблемы). Сегодня мы познакомимся с одним остросоциальным произведением Чехова (слайд высказывания Горького)

3.Этап художественного восприятия (18 минут)

3.1.  Историческая справка.  (слайд –историческая справка ) Сегодня мы  проанализируем  рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Впервые это произведение было напечатано в журнале "Осколки" в 1883 году, с подзаголовком "Случай", за подписью Антоша Чехонте.

Горький говорил о Чехове: "Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать позорную и тоскливую картину их жизни»

Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 - 1904 г.г.). Чехов родился через год после отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

 Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное положение в обществе. Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чиновничество на защите интересов самодержавия. Нет   идейных людей. Герой произведений писателя не выдающаяся личность, а самый обыкновенный человек, погружённый в поток обыденной жизни. ( слайд  слова Кулешова, Чуковского)

3.2. Актуализация. Информационный лист. (мозговый штурм: смысловое чтение, при помощи ключевых слов попробовать определить тему урока ) ( слайд Формулы писателя)

«Небольшой рассказик Чехова, который состоит из внушительных 700 слов фактически голого диалога , открывает настоящий клад психологических тем. Рассказ «Смерть чиновника» позволит поставить тему “маленького человечка”. Чиновник Червяков принадлежит к типу героев, с которым мы встречались  в  произведениях  Пушкина  «Станционный смотритель», Гоголя «Шинель».  Все перечисленные нами авторы старались возбудить в читателе сострадание к униженному и забитому чиновнику. Почему же Чехов смеётся над ним? Можно ли сказать, что это проявление бессердечности?  Такой поворот традиционной темы, возможно, нужен Чехову потому, что он увидел в унижении «маленького человека» весьма страшную сторону: человек сам признаёт себя «маленьким», сам, добровольно пресмыкается и страшно переживает, если его подозревают в нежелании унижаться. «Маленькость» — не только и не столько продукт социальных отношений (так трактовала проблему литература XIX века), сколько ставшее уже неотъемлемой частью психики внутреннее самоощущение, некое закрепившееся за человеком душевное уродство. Против него, против желания быть «маленьким» и борется Чехов — и смехом в том числе» (Журнал «Литература в школе», Сергей Волков, учитель русского языка и литературы, главный редактор педагогического журнала «Литература», член Общественной палаты»)

3.3. А теперь определим тему нашего урока («Маленький рассказ о маленьком человечке» (Эволюция образа главного героя  в рассказе А.П. Чехова «Смерть  чиновника» ( Слайд  тема урока)

3.4.  Целеполагание

  • Как вы думаете, о чём мог написать Чехов данный рассказ? Какие проблемы там могут подниматься? (использовать приём «Древо предсказаний», учащиеся записывают свои предположения – 2 минуты) слайд
  • Затем учитель заносит догадки в «Древо предсказаний» (на доске)

Выплывает такая информация  1. Никто не умрёт, это метафора. 2.Чиновник умрёт не физически, а духовно.3.Человек сойдет с ума.4.Чиновник- это не человек, а кличка животного.5. Чиновник умрёт по болезни.6 В рассказе умрёт чиновник.7. Чиновник умрёт от несчастного случая.7.Чиновника убьют.  

3.5.Древо предсказаний - продублировать на доску (проблемы обозначить)

3.6. Целеполагание: определить цели  урока ( на примере рассказа «Смерть чиновника» раскрыть подход читателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы- темы «маленького человека»)

3.7. Просмотр видеоролика (читает Игорь Ильинский - народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР -7 минут). Дать задание ученикам во время   просмотра: 1.Посчитать, сколько раз просил прощения Червяков - 1 вариант  2. Записать черты характера Червякова и сцены, в которых они проявляются -2 вариант

https://www.youtube.com/watch?v=i4Sa8e3klmU&t=13s

3.8. Словарная работа на слайде и в буклетах (самостоятельное изучение) 1 мин

 3.9. Выявление качества художественного восприятия.( слайд из фильма)

Понравился ли вам рассказ Чехова «Смерть чиновника?» Почему? Какой эпизод вас наиболее впечатлил?  Сколько раз просил прощения Червяков? Какие черты характера Червякова и сцены, в которых они проявляются, вы отметили?  Что вам показалось непонятным, неясным?

– Давайте ещё раз посмотрим на Древо предсказаний. Оправдались  ли наши предположения?

4.Этап анализа ( 10 минут) Цель деятельности: открыть идейный мир автора. Дискуссия.( слайд Стиль Чехова)

-   Представьте, что вы встретились с Червяковым и вам удалось пообщаться. Какие впечатления, чувства вызвал у вас этот человек?

- Опишите свои чувства, опираясь на характеристику Червякова, сделанную во время просмотра.

- Какой тип персонажа изобразил Чехов? Приведите примеры таких персонажей в творчестве других писателей.

- Какие чувства у вас вызвали эти «маленькие люди»? А Червякову вы сочувствуете? Почему так происходит?

-Что привело чиновника к смерти? Виноват ли генерал в смерти чиновника?

5.Заключительный этап.  Работа по таблице «Инсерт» ( работа в парах) (слайд)

«+»

«!»

«-»

«?»

Знал(а)

Новое

Думал(а) иначе      

Не понял(а),есть вопросы.

1.За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс.   И. Бурдина
(Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу)
О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»? «Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность» В. Недзвецкий
                   

2.Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой?

Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер.

3. Зачем Червяков преследует генерала?

В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.                                                                 И. Исакова

4. Отчего умер Червяков?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.
                                                                                  В.Недзвецкий

5.Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»).       М.Семанова                                       

6.Червяков – «маленький человек»?

Червякова  можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека»:
1.Все они занимают одно из  низших мест в социальной иерархии.
2.Приниженность,  соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3.»Маленький человек»  часто выступает в оппозиции  к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.                                              И.Толоконникова

7.Как Чехов относится к своему герою?

В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности резко меняется отношение писателя к  забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника»          

5.1. Сделать выводы по таблице

6.Рефлексия

Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. Закончите предложения:

1.Такое общество может иметь будущее, потому что…

2. Нет, такое общество не может иметь будущего, потому что…

7. Домашнее задание.  Сочинение- миниатюра  на одну из тем:

1. Как  я борюсь с «маленьким  человеком» в себе?

2.Что нужно делать, чтобы не остаться « маленьким человеком?»

3.Образ современного «маленького человека»

Приложение

Словарь к рассказу А.П. Чехова « Смерть чиновника»

(«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля)

Чиновник – служащий государю и жалованный чином.

Сановник – высший чиновник.

Экзекутор (лат.) – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание.

«Корневильские колокола» - оперетта французского композитора  17 века  Робера  Планкета.

Блаженство – счастье, благополучие, благоденствие.

Полицеймейстер (нем.) – начальник полиции города.

Тайный советник – чин гражданской службы 3 класса (всего 14 классов).

Конфузиться – совеститься, быть в замешательстве.

Статский (нем.) – гражданский, противоположный военному.

Генерал – чин 4 класса.

Ведомство – отрасль, часть государственного управления.

Ваше-ство – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов.

Ехидство – злоба, злость, лукавство.

Вицмундир – парадная служебная одежда.

«Аркадия» театр – мифическая страна счастья.

Апартаменты (фр.) – палаты, покои.

Милостисдарь – милостивый государь – вежливое обращение к кому-либо.

Фанфарон – бахвал, хвастун, лгун, пускающий пыль в глаза.

Персона (фр.) – человек, лицо, особа.

Млеть – цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.

Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается

Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать.

Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

«+»

«!»

«-»

«?»

Знал(а)

Новое

Думал(а) иначе      

Не понял(а),есть вопросы.

Таблица- инсерт

1. О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»? «За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс»   И .Бурдина  

(Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу)
«Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность»                                                           В. Недзвецкий

                                   

2.Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой?

«Это рассказ о страхе. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер».

3. Зачем Червяков преследует генерала?

«В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта».                          

                                                                                                                           И. Исакова

4. Отчего умер Червяков?

«Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство».                                       В.Недзвецкий

5.Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, (отсутствие последовательности, логики в чём-н.)  абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст, в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»).                                                                                                М .Семанова                                           

6.Червяков – «маленький человек»?

«Червякова  можно было бы причислить к  традиционному в русской литературе типу «маленького человека»:
1.Все они занимают одно из  низших мест в социальной иерархии.
2.Приниженность,  соединённая с  ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3.»Маленький человек»  часто выступает в оппозиции  к «значительному лицу», а развитие сюжета строится  главным   образом как история обиды, оскорбления».                                                                              

                                                                                                                         И. Толоконникова

7.Как Чехов относится к своему герою?

« В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности резко меняется отношение писателя к  забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника».
                                                                                                                     И. Толоконникова


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)

Слайд 2

«... В его огромных глазах отражается все, вся земля и лужи на ней, и солнце, сверкающее в лужах, и души людские» «Никто не понимал так ясно и тонко, как он, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни» «Огромное вы делаете дело вашими небольшими рассказами...» «В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не было бы в действительности» М. Горький

Слайд 3

Впервые это произведение было напечатано в журнале «Осколки» в 1883 году в № 27 от 2 июля, с подзаголовком «Случай», за подписью Антоша Чехонте. «Маленький человек» Этим понятием в литературе обозначают персонаж, не наделённый героическими « М а л е нь к и й ч е л о в е к» - не им е ющий к а к их- т о о с обе нн ых обычны й , к а ч е ст в ами, отличий. заурядный . « Маленькость» — не только и не столько продукт социальных отношений (так трактовала проблему литература XIX века), сколько ставшее уже неотъемлемой частью психики внутреннее самоощущение, некое закрепившееся за человеком душевное уродство. Против него, против желания быть «маленьким» и борется Чехов — и смехом в том числе.

Слайд 4

Историческая справка Это годы реакции: убит император Александр II, правительство всех преследовало. Люди боялись всего. Его величество чиновник занимает главное положение в обществе. Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России.

Слайд 5

«Чехову особенно удаётся коротенький рассказ с внешне незатейливым сюжетом, но с очень глубоким содержанием» В. И. Кулешов «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней» К. И. Чуковский

Слайд 6

Формулы писателя «Умею коротко говорить о длинных вещах» « Краткость - сестра таланта» «Искусство писать - это искусство сокращать» «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»

Слайд 7

Тема урока: «Маленький рассказ о маленьком человечке» (Эволюция образа главного героя в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника»)

Слайд 9

Словарная работа Экзекутор - чиновник, ведающий хозяйственными делами учреждения. «Корневильские колокола» - оперетта французского композитора Р.-Ж.-Л. Планкета. Полицмейстер - начальник городской полиции в крупных городах царской России. Тайный советник – согласно «Табели о рангах», введённой Петром I в 1722 г., чин, равный генерал-лейтенанту и вице-адмиралу. Сконфузиться - смутиться. Статский генерал - гражданский чин III или IV класса (тайный советник или действительный статский советник). Ваше-ство - усечённое в устной скороговорке обращение «ваше превосходительство». Вицмундир - униформа статских (гражданских) чиновников. Проситель - человек, явившийся к должностному лицу с просьбой, по делу. «Аркадия» - название музыкального театра. Чихнул-с - частица «с» возникла в результате сокращения слова «сударь»; выражение большого почтения. Апартаменты – просторные, роскошно обставленные внутренние помещения, обычно жилые. Эволюция - процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения; вообще развитие (процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от низшего к высшему).

Слайд 10

-

Слайд 11

Стиль Чехова Жанр короткого рассказа ( всего около 700 слов) позволил создать мозаичную картину современного мира. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы– от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. И жизнь каждого героя– особая, отдельная черточка русской жизни, в сумме же эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века Так и Чехов, познавая мир, его людей, торопился рассказать обо всём нам, своим читателям. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора. Писатель считал: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Из множества эпизодов Чехов выбирает такие, в которых раскрываются характеры действующих лиц. В юмористических рассказах такой характеристикой является поведение героя в нелепой ситуации. А ситуации предельно просты, например, заболели зубы, проиграл деньги, случайная встреча друзей детства или... чихнул в театре.

Слайд 12

Динамическая пауза Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо) И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимаем руки вверх- вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки!

Слайд 13

Таблица «Инсерт» «+» «!» «-» «?» Знал(а) Новое Думал(а) иначе Не понял(а),есть вопросы.

Слайд 14

Эволюция образа «маленького человека » Как бы вы распределили героев на эволюционной ступени? Самсон Вырин Акакий А к акиеви ч Капитан Копейкин Червяков

Слайд 15

«Маленький человек» «Маленький человек» Пушкина, Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки, которые даёт ему Минский. Правда, потом опомнился, вернулся, но их не оказалось уже, тем не менее первоначально это был бунт. Евгений из «Медного всадника» грозит статуе Петра Первого:«Ужо тебе!», Акакий Акакиевич Башмачкин идёт с просьбой к значительному лицу, потом в фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана р а сс к а з ы в а ю т , б у д т о о н с т ал Ко п ейкина г л а в а р ём ш а йк и . В об щ е м , в се бо р ю т ся с несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно ли представить Червякова протестующим? Да и зачем протестовать?

Слайд 16

«Чехов стремился писать так, чтобы читатели и зрители не просто переживали, страдали и плакали вместе с его героями, но чтобы это сопереживание наталкивало их мысль: как же надо жить? Что сделать, чтобы жизнь стала иной?» З. Паперный

Слайд 17

Может ли общество, в котором главное - чин, иметь будущее? Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. Закончите предложения : 1.Такое общество может иметь будущее, потому что… 2. Нет, такое общество не может иметь будущего, потому что…

Слайд 18

Домашнее задание Сочинение- миниатюра на одну из тем: Как я борюсь с «маленьким человеком» в себе? Что нужно делать, чтобы не остаться «маленьким человеком?» Образ современного «маленького человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...