Электронные образовательные ресурсы по литературе
презентация урока для интерактивной доски по литературе

Мясникова Марина Владимировна

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Влияние поэзии А.С. Пушкина на творчество М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой

Особенности футуристической поэзии. Творчество поэтов-футуристов

Идейно-художественное своеобразие творчества А.П. Чехова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальная общеобразовательная средняя школа №3 Влияние поэзии А.С. Пушкина на творчество М.И. Цветаевой и А.А. Ахматовой.

Слайд 2

Вся его наука - М ощь. Светло - гляжу: Пушкинскую руку Жму, а не лижу. Марина Цветаева

Слайд 3

Цель работы: Рассмотрение проблемы уникальности отношения Цветаевой и Ахматовой на личность и творчество А.С. Пушкина. Определение основных факторов, повлиявших на формирование образа А.С. Пушкина в сознании Цветаевой и Ахматовой. Раскрытие этого образа, поводов к написанию стольких произведений о поэте на основании материалов очерков, книг и статей. Определение пушкинских тенденций, которые нашли свое отражение в творчестве двух великих мастеров слова «серебряного века».

Слайд 4

Марина Ивановна Цветаева «…влияние Александра Сергеевича Пушкина на поэта и читателя может быть только освободительным…» «…Пушкин – воплощение красоты, гениальности, мужества, ума и неисчерпаемости…»

Слайд 5

«Мой Пушкин» Претензия на единоличное владение и претензия на единственно-верное толкование. Сходство отдельных моментов биографии. Преемственность психологического плана.

Слайд 6

Творчество Сходство героев. «…торжество той освобождающей стихии, выражением которой является истинное искусство …» Идея творчества как стихии и поэзии как природы. Тема народного революционного движения.

Слайд 7

Анна Андреевна Ахматова От Пушкина - краткость, простота и подлинность поэтического слова. "домашнее" восприятие Пушкина – не как поэта далекого прошлого, а как близкого человека, почти как современника.

Слайд 8

Творчество Образ «смуглого отрока». Определенная концепция человеческой и творческой индивидуальности Пушкина. Соприкосновение с русским народным творчеством через Пушкина. Соприкосновения Пушкина с предшествующей и современной ему западноевропейской литературной традицией. Классическое построение стиха.

Слайд 9

Александр Сергеевич Пушкин Феномен, не имеющий аналогов в русской литературе. «…был Пушкин — поэтом, то есть тем, кому изначально известно, что истина высока и единственна, а обманы множественны и низки…» М.И. Цветаева. "И тут (т.е. изображая непобедимость милосердия) Пушкин выступает как моралист" А.А. Ахматова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 2

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма-эпопея Эпическая поэма Народно-героическая эпопея Поэма-обозрение ЖАНР 1863-1877

Слайд 3

Поэма-эпопея – это литературный жанр, который сочетает в себе признаки поэмы и эпопеи, то есть лиро-эпический жанр Признаки эпопеи: достаточно крупный размер произведения, большое количество действующих лиц, несколько сюжетных линий. События охватывают большой временной промежуток. Признаки поэмы: освещение нравственных или государственных проблем, глубоких анализ характеров, поступков и мотивов героев, присутствие лирического героя.

Слайд 4

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Цель: Осмыслить опыт борьбы за свободу, разобраться в сущности народного характера. Задача: Показать Русь снизу доверху до и после реформы. Идея: тому живется хорошо на Руси, кто борется за освобождение народа ТЕМА - ?

Слайд 5

Вывод. Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы — русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер Крестьянской реформы и ухудшение народной участи.

Слайд 6

Поиск ответа на вопрос «КОМУ ЖИВЁТСЯ СЧАСТЛИВО, ВОЛЬГОТНО НА РУСИ?» П Р О Л О Г – программа действия цель путешествия:

Слайд 7

Вопросы и задания для обсуждения «Пролога» 1. В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»? 2. Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»? З. Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период? 4. Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» — это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

Слайд 8

ГЛАВНЫЙ КОНФЛИКТ : «ДОЛЬЩИКИ» И

Слайд 9

ДУХОВЕНСТВО ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИЕ «ДОЛЬЩИКИ» Оболт-Оболдуев Утятин Последыш Шалашников Фогель Глуховский ЧИНОВНИКИ ПОМЕЩИКИ

Слайд 10

Вопросы и задания для обсуждения главы «Поп» 1. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? 2. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? З. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? 4. Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Слайд 11

Вопросы 1. Почему портреты помещиков автор дает сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян. 2. Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков? 3. С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова «забота», «любовь», «милость» звучат в поэме с сарказмом? 4. Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики? 5. Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приемы гиперболы, гротеска, несоответствия? 6. В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Некрасов? 7. Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия? 8. Как в главах изображены крестьяне? Каково авторское отношение к людям «холопского звания»? Как автор относится к крестьянам князя Утятина? Почему?

Слайд 12

Выводы. Помещики в поэме изображены сатирически. Это выражается в их портретных и речевых характеристиках. К своим крестьянам они всегда относились жестоко и высокомерно, презирая людей труда и ведя паразитический образ жизни. Исключение —образ доброй губернаторши Елены Александровны . С горькой иронией автор изображает как самих помещиков, страдающих от отмены крепостного права, так и их верных холопов, привыкших к терпению, смирению и унижениям, не способных к открытому протесту и борьбе за свое освобождение.

Слайд 13

народное море ХОЛОПЫ: Ипат Яков Шутов Глеб ПРОТЕСТАНТЫ: мужики-правдоискатели Яким Нагой Ермил Гирин Савелий русская женщина Матрена Тимофеевна Корчагина н а р о д н о е м о р е

Слайд 14

1-я группа. Яким Нагой (ч. 1, гл. 3). 2-я группа. Ермил Гирин (ч. 1, гл. 4). 3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III , гл. 3). 4-я группа. Матрёна Тимофеевна Корчагина (III, пролог, гл. 1, 2). 5-я группа. Матрёна Тимофеевна Корчагина (ч. III , гл. 4—8).

Слайд 15

План сообщения 1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид? 2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? 3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? 4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? 5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? 6. Почему странники не признали героя счастливым? 7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя? 8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?

Слайд 16

Выводы. Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают , что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты.

Слайд 17

НАРОДНЫЙ ЗАСТУПНИК - ГРИГОРИЙ ДОБРОСКЛОНОВ ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ, ДОЛГА

Слайд 18

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО СВОЕЮ БОРЬБОЙ ДОБУДЕТ СЧАСТЬЕ ДЛЯ НАРОДА. ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ, ДОЛГА ИДЕЯ ПОЭМЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ – В ИСКРАХ АЛЫХ…» Особенности футуристической поэзии. Творчество поэтов-футуристов. (И. Северянин)

Слайд 2

ИТАЛИЯ РОССИЯ 1910 год "Садок судей" - поэтический сборник ФУТУРИЗМ (futurum - БУДУЩЕЕ)

Слайд 3

«БУДЕТЛЯНЕ» КУБО- футуристы «Гилея» «Мезонин поэзии» ЭГО- футуристы «Центрифуга» противостояние

Слайд 4

КУБО - футуристы В. Хлебников Д. Бурлюк В. Маяковский А. Крученых В. Каменский Б.Лившиц АВАНГАРД

Слайд 5

ЭГО - футурсты И. Северянин К. Олимпов И. Игнатьев В. Гнедов АВАНГАРД

Слайд 6

«Мезонин поэзии» В. Шершеневич Хрисанф Р. Ивнев АВАНГАРД

Слайд 7

«Центрифуга» Б. Пастернак Н. Асеев С. Бобров АВАНГАРД

Слайд 8

Художественные группировки «Бубновый валет» «Ослиный хвост» «Союз молодёжи» АВАНГАРД

Слайд 9

ИДЕЯ УТОПИ создать сверх искусство и ПРЕОБРАЗИТЬ МИР!

Слайд 10

ФИЗИКА + + МАТЕМАТИКА + + ФИЛОЛОГИЯ = = "НОВЫЕ ЗАКОНЫ ВРЕМЕНИ"

Слайд 11

ВЕСЬ МИР - СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА! Революция - УРА!

Слайд 12

1917 год "Правительство ЗШ"

Слайд 13

ЭПОТАЖ!

Слайд 14

"Пощёчина общественному вкусу" альманах

Слайд 15

Особенности футуристической поэзии Усложнение и развитие символистической установки стиха Принцип «сдвига» (технический) – КАНОН «СДВИНУТОЙ КОНСТРУКЦИИ»

Слайд 16

КАНОН «СДВИНУТОЙ КОНСТРУКЦИИ» ЛЕКСИКА Непривычные словосочетания СЕМАНТИКА самая разная СИНТАКСИС - НЕТ знаков препинания (!); телеграфичность; Графические символы; знаки – формы и т.д.

Слайд 17

Особенности футуристической поэзии 3. «депоэтизация языка» - введение стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов

Слайд 18

Особенности футуристической поэзии 4. «Опредмечивание» слова, слова можно «дробить», создавать новые комбинации. Пример – «Будетлянская заумь» или неологизмы у Хлебникова и Маяковского

Слайд 19

Особенности футуристической поэзии 5. НОВЫЕ ФОРМЫ: лесенка; геометрические фигуры; шрифты и др.

Слайд 20

Особенности футуристической поэзии 6. Стремление «вывернуть смысл»

Слайд 21

Особенности футуристической поэзии Поздние футуристы НИЧЕВОКИ ОБЭРИУ (поэтическая школа)

Слайд 23

∞ n + 1 = = - ничего

Слайд 24

, => ,

Слайд 25

ПИШИТЕ ЧИТАЙТЕ ГОВОРИТЕ ПЕЧАТАЙТЕ НИЧЕГО НЕ !

Слайд 26

ФУТУРИЗМ - ЭТО . . . (ВАШИ ВАРИАНТЫ)

Слайд 27

Сверкните, мысли! рассмейтесь, грёзы! Пускайся, Муза, в экстазный пляс! И что нам - призрак! и что - угрозы! Искусство с нами, - и Бог за нас! И. Северянин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идейно-художественное своеобразие творчества А.П. Чехова

Слайд 2

«Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви» Маленькая трилогия

Слайд 3

Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? Как он относится к своему рассказу? Зачитайте цитаты из текста. Зачем, по Вашему мнению, перед расказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила? Каким показан Беликов? Приведите примеры из текста. Почему о нем говорят «человек в футляре»? Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли? Ответ аргументируйте. Как и почему Беликов терроризирует город? Почему умер Беликов? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»? За что автор осуждает Буркина? «Человек в футляре»

Слайд 4

Почему рассказ так называется? Определите идею (мораль) Рассказ: чему учит, к чему призывает всех читателей писатель? Сделайте обобщающий вывод. Запишите его в тетрадь. «Человек в футляре»

Слайд 5

Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик? Почему он не может заснуть, о чем задумался? Зачитайте примеры из текста. Как в этом рассказе появляется автор? В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»? Какова роль описаний природы в рассказе? Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе»? В чем различие между Буркиным и Иваном Ивановичем? Как реагируют на рассказ слушатели? Приведите примеры из текста. «Крыжовник»

Слайд 6

Почему рассказ так называется? Определите идею (мораль) Рассказ: чему учит, к чему призывает всех читателей писатель? Сделайте обобщающий вывод. Запишите его в тетрадь. «Крыжовник»

Слайд 7

Как и каким показан герой-рассказчик? Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира героя? В чем проявляется, на Ваш взгляд, ДИСГАРМОНИЧНОСТЬ жизни Алехина? В чем заключается ТРАГИЗМ жизни Лугановичей и Пелагеи? «О любви»

Слайд 8

Почему рассказ так называется? Определите идею (мораль) Рассказ: чему учит, к чему призывает всех читателей писатель? Сделайте обобщающий вывод. Запишите его в тетрадь. «О любви»

Слайд 9

Подготовьте «Заключительное слово» по трилогии А.П. Чехова Почему эти рассказы определены как «маленькая трилогия»? Назовите особенности композиционного построения трилогии. Это трилогия о «футлярных» людях. В ней есть и автор, и рассказчик. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове – «Человек в футляре». Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский о своем брате – «Крыжовник». Помещик Алехин о себе, о своей любви – «О любви». В рассказах дается обобщенная картина жизни. Докажите правильность предложенного вывода. По возможности, расширьте вывод собственными суждениями, цитатами из текстов рассказов.

Слайд 10

Своеобразие цикла рассказов А.П. Чехова. Рассказы рисуют разные проявления «футлярной жизни». «Футлярностью» заражены не только герои, но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом.

Слайд 11

Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую сущность этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? Приведите примеры из текста. Согласны ли вы с мнением, что Старцев – неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь? Ответ аргументируйте с опорой на собственные суждения и текст рассказа. Кто виноват в том, что Дмитрий Иванович Старцев стал ИОНЫЧЕМ? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? Могла ли она состояться? Какие черты характера Старцева раскрывает сцена на кладбище? Проанализируйте этот эпизод с опорой на текст. Почему в этом эпизоде автор так романтично рисует природу ? «Ионыч»

Слайд 12

Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н.В. Гоголя: «Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось». Заметьте, что Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди «мертвых душ». Развейте эту мысль, добавив собственные суждения и цитаты из текста. «Ионыч»

Слайд 13

Докажите правильность (опровергните) следующий обобщающий вывод по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»: это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Н.В. Гоголь: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом». Проблема духовного оскудения – вечная проблема , не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди самых гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и «включение» себя в среду города С. «Ионыч»

Слайд 14

Прокомментируйте отрывок из письма Чехова к Орлову: «Пока еще это студенты и курсистки – это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры». Как можно связать этот отрывок с изученными уже произведениями А.П. Чехова? «Ионыч»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...

Каталог цифровых (электронных) образовательных ресурсов и образовательных Интернет-ресурсов

Каталог цифровых образовательных ресурсов (при организации дистанционного обучения)...

Электронные образовательные ресурсы по литературе

Электронные образовательные ресурсы по литературе...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...