Рабочая программа по литературе (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс)

Данная программа составлена по учебнику Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. Общее количество часов: 68 (2 часа в неделю).

Программно-методическое обеспечение: // Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.; // С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях –  М.: «Русское слово», 2018.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП по литературе (9 класс)250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители:Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2018) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах, что, безусловно, не противоречит преемственности в обучении (до этого использовался учебник литературы и программа под ред.Т.Ф. Курдюмовой), кроме этого, содержание программного материала аналогично учебному курсу авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, так же, как и модель структуры курса каждого из средних классов – изучается литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, в центре которого – анализ литературного процесса ХХ века, автор и художественное произведение в этом процессе – предусмотрен и программой по литературе для 9 класса // автор-составитель С.А. Зинин. Этой программе и учебнику по литературе, исходя из соображений целесообразности,  отдано  предпочтение. Те же авторы (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) и та же программа (см. выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10 классов) в курсе изучения литературы старшего звена (10-11 классы) позволит продолжить начатый курс обучения  по вышеуказанной программе и учебникам.

Программно-методическое обеспечение: // Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О.; // С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях –  М.: «Русское слово», 2018.

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:

  •  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
  •  умение объяснять роль художественных особенностей
    произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

9 класс

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из  древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».

Из литературыXVIIIвека

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

ЛитературавторойполовиныXIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX        столетия.

Из литературыXX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного  романа первой половины XX        века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучиваниянаизусть

М.В. Ломоносов.  Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин.  Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов.«Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнегочтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов.«Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIX—XX века См. обзорные темы.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематическое планирование для 9 класса по программе Г. С. Меркина

Планирование составлено на основании: Литература. Программа для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 5-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2017.

п/п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Введение

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Литература первой половины XIX века (обзор)

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Литература второй половины XIX века

Из литературы XX века

1 ч
3 ч
6 ч
2 ч
7 ч
12 ч
8 ч
6 ч
13 ч
10 ч

Итого: 68 часов

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Планируемые результаты  и уровень освоения.

Домашнее

задание

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение.

Знать образную природу литературы как искусства

составление тезиса и плана прочитанного; владение  различными видами пересказа, перефразировать мысль; владеть монологической и диалогической речью

Формирование внимательного отношения к слову, интереса к литературе

«Слово»

(перечитать) Стр. 3-5

2

Из древнерусской литературы. Историческая основа «Слова»… Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Анализ содержания и исторической основы « Слова»

Уметь  определять род и жанр произведения

 воспринимать и анализировать художественный текст;  извлекать  информацию из различных источников, выбрать вид чтения в соответствии с поставленной целью

Формирование патриотического отношения к родине, интереса к истории литературы

Стр. 6-15, в. 2-4, стр. 27

3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Знать содержание
«Слова…», черты жанра, анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы. З н а т ь: особенности древнерусской литературы, черты классицизма.

Определение связи человек - природа в художественном мире.

Сравнение традиций  былинного эпоса с особенностями поэмы,  анализировать и воспринимать услышанное, давать характеристику, самостоятельно делать выводы.

Интерес к художественной и музыкальной интерпретации                                      «Слова…»    Прививать любовь к Родине, интерес  к  живому слову.

Стр. 16-27

Стр. 28, в. 6-8

4

Композиция «Слова». Человек и природа в художественном мире поэмы.

Находить  традиционные стилистические и художественные приёмы древнерусской литературы

Умения  использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии

Прививать чувства сострадания, сопереживания, осознание ценности семьи

Плач Ярославны, наизусть

5 - 7

Из русской литературы XVIII  века. Особенности литературы 18 века. Урок – лекция. Основные тенденции развития. Русский классицизм.

Знать основные  тенденции развития литературы 18 века, самобытный характер русского классицизма

Формулирование собственного отношения к произведениям литературы 18 века и их оценка

Определять основные ценности эпохи и необходимость ответственности перед родиной

Стр 30-39
выписать тезисы

М. В. Ломоносов. Понятие оды. Тема Родины и молодого поколения в «Оде на день восшествия императрицы…»

Изучение  биографии,  содержания стихотворения, черты классицизма.

 анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Осознание преемственности поколений, воспитания чувства долга перед обществом

Стр 40-46,
анализ 1 стихотворения

Г. Р. Державин. Сатирическая направленность стихотворения «Властителям и судиям»

Изучение фактов  биографии, содержания стихотворения, черты классицизма.

анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения, самостоятельно делать выводы.

Определять демократические принципы поэта, осознание ценности саморазвития и саморегуляции

Стр 61-73
выучить стихотворение

8 - 9

Д. И. Фонвизин. «Придворная грамматика». Комедия «Недоросль».  Тема воспитания и образования  в комедии. Тема взаимоотношений поколений, вопросы социальные и политические в комедии «Недоросль»

З н а т ь: черты биографии, содержание произведений, иметь представление  о понятиях трагедии, комедии, принципе  «трех единств», герое-резонер, интриге. Работа над  содержанием произведения, выявление особенности драмы как рода литературы

анализировать образы, самостоятельно делать выводы, определять тематику и проблематику произведения.

Осознание ценности семьи в воспитании человека, его роли в обществе, уважение к своим членам семьи. Осознание роли человека в жизни общества, оценка поступков и их последствий

Стр 50-59
письменные ответить на вопросы.  В 4, стр 89
Роль семьи в жизни человека

10  

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Обличение крепостничества. Жанр, идея. Своеобразие художественного метода   А. Н. Радищева.

Изучить черты биографии, содержание произведения, черты языка и интонации, иметь представление о жанре путешествия.

У м е т ь: анализировать образы, определять тематику и проблематику произведения.

Осознание  роли человека в обществе, ответственного отношения к родине

Стр. 74-84, в. 6-7, стр. 90

11 - 12

Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма. Основные темы творчества В.А. Жуковского

 Сформулировать общие черты литературы XIX  века; этапы формирования, жанры.

 Владение  различными видами пересказа; участвовать в диалоге по проблемам; рассуждать о роли романтизма в русской литературе

Осознание гуманистических ценностей  эпохи, роль человека в обществе

Конспект биографии Жуковского,
анализ баллады
«Лесной царь»

Творчество поэтов – романтиков (Жуковского, Батюшкова, Катенина)

З н а т ь: содержание изучаемых произведений; систему лирических образов, находить черты романтизма.

Умение  выразительно читать лирическое произведение; участвовать в диалоге по вопросам          

Развитие навыков коммуникации, самостоятельности  мысли

Стр 92-111
тезисный план

На выбор проекты на стр 112-113

13

А. С. Грибоедов. Гениальный человек эпохи. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

Изучение биографии поэта, его творческой реализации

 выражать свое отношение к чувствам и мыслям автора; выявлять авторскую позицию

Осознание роли поэта в начале эпохи, интерес к творчеству поэта

Стр. 114-125

14

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; систему художественных образов.

Умение строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам  героев; участвовать в диалогах.

Прививать навыки саморегуляции и контроля

Стр. 132-145, в. 4,8, стр. 146

15 - 16

Чацкий - передовой человек своего времени. Чацкий и Молчалин.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; систему художественных образов.

 владеть  монологической и диалогической речью, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатные материал

Умения анализировать поступки героев, навыки самостоятельности мышления

Стр. 125-132, в. 2,5, стр.146

17

Фамусовское общество. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Изучить основные черты общества, их нравственные принципы

 выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Сравнение  и  оценка ситуаций с точки зрения этики и морали

В 7,10, стр 146
выписать  основные
взгляды фамусовского общества  

18

Развитие связной речи. Анализ монолога.

Изучение содержания фрагмента  произведения; системы  образов, проблематики

 выделять смысловые части драматического произведения; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

Навыки самоанализа и

Самоконтроля, реализация  своих возможностей

Подготовить рассказ о Софье; в. 6, стр.146

19

Новаторство Грибоедова. Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

Изучить содержание и проблематику произведения

Умение  выражать свое отношение к мыслям автора; выявлять авторскую позицию, определять круг затрагиваемых проблем

Совершенствование умений  сопоставления, логики мышления; развитие связной речи

Ст. Гончарова «Мильон терзаний»

20

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь поэта.

З н а т ь: основные факты жизни  творческого пути А. С. Пушкина.

Ориентироваться в эпохе,
выражать свое отношение к позиции поэта

Интерес к творчеству поэта,  внимательного отношения к вехам жизненного пути

Стр. 3-23, стихотворение наизусть

21

Тема лицейской дружбы. Мотивы и жанровое многообразие лирики                           А. С. Пушкина.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения, историю создания.
Владеть  видом анализа лирического произведения

Умение сопоставлять, логически  и образно мыслить, участвовать в диалоге, рассуждать

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Стр. 23-26
анализ 1 стихотворения

22

Свободолюбие в лирике Пушкина. Основные мотивы лирики. Тема поэта и поэзии.

Изучить содержание изучаемого произведения.
Умение анализировать поэтический текст

Умение сопоставлять, логически  и образно мыслить, участвовать в диалоге, рассуждать

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Стр. 27- 34

Задания по группам

23

Творчество поэта в период южной ссылки. Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина.

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета.

Умение сопоставлять, логически  и образно мыслить, участвовать в диалоге, рассуждать

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Стр. 35- 45, стихотворение наизусть

24

Творчество Пушкина в период Михайловской ссылки. Вольнолюбивая лирика.

Изучить  содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета.

Умение сопоставлять, логически  и образно мыслить, участвовать в диалоге, рассуждать

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Стр. 46- 52, стих. наизусть

25

Пушкин в Болдино. Многообразие тем, идей, образов, жанров

Изучить содержание изучаемого произведения, особенности анализа драматического текста. Передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; анализировать драматическое произведения

У м е т ь: анализировать поэтический текст; характеризовать особенности стиля автора, представлять место стихотворения в контексте подобных произведений

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Прочитать «Кав. пленник», образ главного героя

26

История создания романа «Евгений  Онегин». «Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах. Сюжет и сюжетные линии. Онегинская строфа.

Изучить историю создания. Знать основные особенности произведения.   Знать основные элементы сюжета. Изучить содержание произведения.  

У м е т ь: передавать содержание прочитанного текста в развернутом виде; владение монологической и диалогической речью, анализировать поэтические произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции.

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе.  Формирование научного типа мышления, привитие навыков саморазвития

Стр.93- 96, образ автора.

 Стр. 97- 105, характер. Онегина и Ленского

27

Онегин – лишний человек.

Изучить  содержание изучаемого произведения;

перефразировать мысль; использовать различные  виды чтения

У м е т ь: делать выводы в результате анализа текста, фрагмента; выразительно читать фрагменты, в том числе наизусть.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения и этики эпохи начала 19 века

Стр. 113, в 16-18

28

Образ Татьяны Лариной как «милый  идеал» автора.

З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра;

Умение  составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения и этики эпохи начала 19 века

Стр. 113, в 20

29 - 32

Автор и герой романа: общее и различное. Картины жизни русского дворянства в романе.

З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра

Умение использовать различные виды  чтения; владеть монологической и

диалогической речью

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Прочитать статью Белинского

Онегин и Ленский – «лед и пламень».

З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра

У м е т ь: характеризовать  действующих лиц, устно рисовать

Развитие навыков коммуникации, связной монологической речи и умений работать в группе

Сравнительная таблица

Картины жизни русского дворянства в романе.

З н а т ь: особенности романа в стихах; литературного жанра

Умение сопоставлять фрагменты произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Интерес к истории общества, осознание  культурного наследия русского дворянства

Составить цитатную характеристику общества

Два письма в романе: общее и различное

Знать содержание фрагментов, особенности романа в стихах

Умение сопоставлять фрагменты произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Навыки связной монологической  речи

Сравнить два письма.   Подготовить проекты на стр 114-115

33

М. Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Тема поэта и поэзии. Судьба современников в лирике Лермонтова

З н а т ь: основные факты жизни  творчества М. Ю. Лермонтова.
анализировать лирическое произведение, знать основные мотивы лирики

 определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки;

Интерес к творчеству поэта, определение  демократических ценностей русского общества  

Стр. 117-145
выписать основные мотивы лирики

34

Композиция романа «Герой нашего времени». Первый русский философский роман в прозе. Фабула романа

Изучить  содержание романа; приемы анализа текста.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

Развитие письменной речи, умений рассуждать и образно мыслить

Стр. 145-152

35

Печорин и горцы.  Печорин и мирные  контрабандисты (по главам «Бэла» и «Тамань»). Своеобразие композиции и образной системы романа.

Изучить  содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.

У м е т ь: при анализе текста  сопоставлять эпизоды; участвовать в диалоге

 сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; самостоятельно  делать выводы, создавать свои художественные образы владеть различными видами пересказа

Развитие письменной речи, умений рассуждать и образно мыслить

Стр. 156- 163

36

Печорин и Максим Максимыч. Дружба в жизни героя. Автор и его взгляды в романе «Герой нашего времени»

Знать содержание произведения, его отдельные фрагменты,
приемы анализа

  сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

Осознание роли дружбы в жизни человека, прививать уважение к взглядам и мнениям людей

Стр. 154-156
образ Максим Максимыча

37

Максим Максимыч – «достойный человек»

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии

Осознание роли дружбы в жизни человека, прививать уважение к взглядам и мнениям людей

Анализ эпизода

38

Печорин – портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа

Осознание роли семьи в жизни человека, прививать любовь к близким людям

В. 8-9, стр.170

39

Психологические детали в романе «Герой нашего времени». «История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе.

З н а т ь: содержание романа; приемы анализа текста,

самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии

Интерес к психологии души, навыки самоанализа и саморегуляции

Конспект статьи

40

Любовь  в жизни Печорина.

Знать сюжет и характеры персонажей

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии

Осознание роли семьи в жизни человека, прививать любовь к близким людям         

Характеристика женских персонажей

    41

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника

Изучить основные факты творческого пути Н.В. Гоголя

составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Интерес к творчеству писателя, определение  демократических и традиционных ценностей русского общества  

Стр. 173- 184

Краткий обзор прозы Гоголя

42

Образы чиновников уездного города. Манилов – «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»

У м е т ь: анализировать текст; выделять смысловые части; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение

сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 186-189
создать  обобщенный  образ чиновников.

 Стр. 191-193, образ Коробочки

43

Образы помещиков. Коробочка

анализировать текст; выделять смысловые части; формулировать тему, идею, проблему произведения; выражать свое отношение

сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа.

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 193-194, образ Ноздрева

44

Образы помещиков. Ноздрев – «исторический человек»

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 194-195, образ Собакевича

45

Образы помещиков. Собакевич – «человек – медведь»

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 195-197, образ Плюшкина

46

Образы помещиков. Плюшкин – «прореха на человечестве». «Герои – один пошлее другого» в поэме «Мертвые души»

З н а т ь: содержание изучаемого произведения.

Навыки работы в группе,
строить рассуждения, обобщать, устанавливать аналогии,  формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев.

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов и  роли материальных ценностей в жизни человека

Стр. 197-205, образ Чичикова

Д/С «Здесь погребен человек…»

47 - 48

Русская литература второй половины XIX века.

А. Н. Островский. Страницы жизни. Основные мотивы и образная система  в драме «Свои люди - сочтемся». Комментированное чтение 1-2 действий

Комментированное чтение 3-4 д.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя;
основные проблемы эпохи

У м е т ь: выделять главное и второстепенное при анализе произведения, составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Осознание эстетической ценности литературы второй половины 19 века

Стр. 221- 227,

237- 238

49 - 50

Н. А. Некрасов. Лирика. Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова.

 Изучить содержание изучаемых произведений; образную природу словесного искусства.

 воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности сюжета, композиции, выявлять авторскую позицию.

Интерес к творчеству поэта, его поэтике.
развитие связной монологической речи

Стр 235-237
выучить 1 стихотворение  

50 - 53

 Ф. М. Достоевский. Основная тема и особенности  создания образов  в повести «Бедные люди». Особенности эпистолярного жанра

Изучить кратко биографию.
знать особенности жанра.

У м е т ь: выделять главное и второстепенное при анализе произведения, составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.

Развитие связной монологической речи, навыков логического  и образного мышления

Стр. 230- 232

Автор и его герои в  повести «Белые ночи»

Воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности персонажей, выявлять авторскую позицию.

формулировать тему, идею, проблематику произведения; сравнивать и выявлять основные положения

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Образы главных героев

Тема «маленького человека» в повестях Достоевского.

Воспринимать и анализировать художественный текст; характеризовать особенности персонажей, выявлять авторскую позицию.

формулировать тему, идею, проблематику произведения; сравнивать и выявлять основные положения

Умение логически мыслить, связно выражать мысли
развитие чувства сопереживания, сострадания

Анализ эпизода

54

Л.Н. Толстой. Мысли Л.Н. Толстого о становлении личности в автобиографических повестях «Детство» и «Юность»

З н а т ь: содержание изучаемых произведений; образную природу словесного искусства.

использовать различные виды пересказа, определять нравственную проблематику, выявлять позицию автора.ж

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 227- 229

55

Л. Н. Толстой  и  Ф. М. Достоевский - два типа художественного сознания  

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения;

 У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию

Развитие эстетического сознания через творческую деятельность

Краткий сравнительный анализ

56 - 57

А. П. Чехов. Проза   А.П Чехова в контексте рубежа веков. («Крыжовник», «Шуточка», «Анна на шее»)

З н а т ь: биографию Чехова, содержание рассказов и драм.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию

Развитие нравственных  качеств, осознание роли любви и целеустремленности в жизни человека

Стр. 238- 240
анализ 1 рассказа

58

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия. «Сквозные темы»  в творчестве писателей и поэтов 19 в.

З н а т ь: содержание произведений и основные темы.
У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения

Умение логически мыслить, сравнивать и сопоставлять, выражать свою позицию

Прививать нравственные и жизненные приоритеты

Стр. 258, вопрос 18-20

59

Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков.

З н а т ь: жанры и направления лит ХХ века.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст.

Выделять смысловые части, составлять план прочитанного.

Интерес к общественной ситуации начала 20 века. Развитие связной речи

Источники из Интернета
(конспект)

60 - 61

 И. Бунин. Проблематика и особенности создания образов в рассказах и очерках Бунина («Птицы небесные», «Сверчок», «Косцы», «Молодость и старость»). Философия   в рассказах писателя.

Изучить  содержание рассказов; характеризовать изобразительно-выразительные средства,  воспринимать и  анализировать художественный текст.

Выделять смысловые части , составлять план прочитанного; формулировать тему

Прививать любовь к родине и природе, определение ответственного отношения к судьбе человека и общества

Стр.  240-241

Анализ 1 рассказа

62 - 63

Серебряный век русской поэзии. Основные мотивы лирики Бунина, Блока, Маяковского и Есенина.

Изучить основной тенденции эпохи, знать имена представителей века серебряного

У м е т ь: характеризовать изобразительно-выразительные средства воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части , составлять план прочитанного; формулировать тему.

Осознание эстетической ценности литературы начала эпохи, интерес к судьбам основоположников модернизма

Записи в тетрадях
стр 243-247

64

 М. Булгаков. Сатирическое изображение  человеческих пороков  и общества в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание повести. У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения.

Определять нравственные проблематику повести,  выделять взаимосвязь   «человек- общество», их противоречия.

Осознание  роли материальных ценностей в жизни человека, интерес к раскрытию характеров персонажей

Стр. 248-251

Образ Шарикова

65

А. Солженицын. Жизненные и бытовые зарисовки в  рассказе А. Солженицына  «Матренин двор»

Знать факты биографии

определять нравственную проблематику произведения; самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

Интерес  к раскрытию характеров персонажей, осознание жизненных приоритетов

Стр. 253-254

Анализ эпизода

66 - 67

« Военная проза». Поэзия и проза Великой Отечественной войны  

З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства. Воспринимать и анализировать изучаемое произведение; определять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию.

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения; самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию.

Интерес к изменениям жизни общества;
привитие  патриотического отношения к  родине и

Подвигу русского народа

Стр 254-256

Сообщение об 1 поэте или писателе

68

Нравственные и философские  уроки литературы 20 века.

 Рекомендации к летнему чтению.

З н а т ь: содержание произведения; образную природу словесного искусства

У м е т ь: определять нравственную проблематику произведения, искать нужную информацию по заданной теме, использовать различные виды чтения и мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии

Осознание ценности русской литературы 20 века

Повторить пройденное
творческая работа


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные виды устных и письменныхработ по литературе в  5—9 классах

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198  202.
  3. Меркин Г.С. Программа по литературе для 59 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
  4. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  5. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2018.
  6. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
  7. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., исправленное.

Электронные образовательные  ресурсы

1.        http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтиче-ские загадки;страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

2.        http://www.rusword.org/rus/index.php  Мир слова русского. Этот сайт - для любознатель-ных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и бу-дущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвя-щенные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предос-тавляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, до-полненное материалами по английской филологии.

3.        http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ.  Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.

4.        http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

5.        http://writerstob.narod.ru/  Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

6 .        http://mlis.ru/ Урок литературы.  Методико-литературный Интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

7.        http://lit.1september.ru/index.php  Газета «Литература». Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: «Новое в школьных программах», «Я иду на урок», «Книжная полка», «Литературный календарь» и многое другое.

8.        http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

9.        http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта «Русский   писатель И.С. Тургенев» - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве. В разделах сайта, кроме текстовой информации, размещено много фотографий и репродукций, в разделе «Библиотека» можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

10.        http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

11.        http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

12.        http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...