Задание по формированию читательской грамотности у учащихся
методическая разработка по литературе (8 класс)

Иванова Алевтина Владимировна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dashirabdan_batozhabay.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Не успели утихнуть страсти после декады, грянула война. Артист Батожабай пошел на войну добровольцем. В Улан-Удэ создали учебную спецэскадрилью. На Верхней Березовке Батожабай изучал теорию полета, штурманское дело, аэронавигацию.
Летом палаточный городок разбивали на территории аэропорта, где учили практике полета. После окончания учебы курсантов ждали полеты на советском бомбардировщике в Новосибирской военно-летной школе. Все эти этапы с ним прошел и будущий народный артист Бурятии Сергей Балдаев.                                                                        Неудивительно, что он вместе с Батожабаем участвовал в самодеятельности. Даширабдан исполнил арию хана из оперы «Энхэ-Булат-батор» и бурятскую песню. Ко всем талантам Батожабай имел художественный и даже предпринимательский дар. При доме офицеров Даширабдан оформлял стенгазету и рисовал плакаты.
– Он был смышленым, пробивным. Чтобы заработать деньги, он рисовал ковры для спальни местным поварам. Несмотря на трудные военные годы, добился своего и побывал в Улан-Удэ, – вспоминал Сергей Балдаев.
Уже став знаменитым писателем, Батожабай нарисует портрет Тараса Бульбы на радость детворе родной Зугалайской школы.                                                                В 1943 году старший лейтенант Батожабай прибыл на фронт командиром экипажа во втором смоленском Краснознаменном авиаполку. Сел за штурвал тяжелого бомбардировщика дальней авиации, бомбившей в то время Берлин.
В эти же годы французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери служил пилотом самолета-разведчика. Оба писателя с трудом влезали в небольшие кабины самолетов. Если Экзюпери был грузным, то Батожабай – высоким. Наш земляк мог погибнуть так же, как его французский коллега. Но покинул горящий над Карпатами самолет самым последним. Чудом остался жив.
За несколько месяцев пребывания в госпитале Даши коротал время, вспоминая сочиненную им в бреду поэму о юном баторе Сэнгэ, – вспоминал ее переводчик Илья Френкель.
Эта поэма-улигер «Юный богатырь Сэнгэ и его друг Сунды Мэргэн» вышла в 1945 году и принесла Батожабаю первую известность.
Герой войны не вернулся к артистической деятельности. Публиковался и работал журналистом в «Бурят-Монголой унэн», в радиокомитете – редактором литературной редакции и художником-оформителем в Аге.                                                        Бывший артист, он хорошо знал законы сцены и стал писать одноактные пьесы для самодеятельных драматических коллективов. Их ставили на сценах колхозных и совхозных клубов, печатали в «Эстрадных сборниках».
Но самокритичный драматург, посчитав свои знания недостаточными, поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Через 2 – 3 месяца окончательно понял, что его призвание – писать для сцены, а не играть на ней. В 1952 году Батожабай перевелся в Москву, в Литературный институт имени Горького. Там он начал писать рассказы и издаваться на русском языке.
По окончании Литературного института Батожабай начал работать в драмтеатре завлитом. Огромная работоспособность позволяла ему вставать в 5 – 6 утра и работать до 10.
– Затем он «уходил в народ» – изучал жизнь. И после этого общения он вносил с собой в театр веселье. Смех, много творческого огня, дискуссии, – вспоминал Федор Сахиров.
Да и другие пьесы Батожабая словно о нашем времени. В пьесе «Шодойн ухэл» («Смерть Шодоя») показан сын бывшего городского начальника, избалованный и не приученный к честному труду.                                                                                        Первое же прозаическое произведение Батожабая – повесть «Песня табунщика» – стало сценарием кинокомедии о приключениях юного табунщика Тумэна в Москве. Кинокомедия обошла все экраны страны, а песню из фильма «Старшина милиции» пели повсюду – по радио и на концертной эстраде, во время дружеских застолий.
Не все сейчас помнят, что прототипом героя фильма был друг писателя, знаменитый певец Лхасаран Линховоин. Интересно, что в фильм не вошел почти гоголевский эпизод повести, где Тумэна сначала приняли в гостинице за казахского министра и всячески старались услужить. Наивный бурятский юноша поражается добродушию москвичей.
Сам Батожабай, как автор фильма, получил звание почетного милиционера Москвы. Оно не раз выручало беспокойного писателя.                                                                        Если на первой Декаде бурятского искусства Батожабай оказался юным начинающим артистом, то на второй был одним из главных героев. Его пьеса «Барометр показывает бурю» шла на сцене Малого театра.
В московских кинотеатрах шла премьера фильма «Золотой дом». Батожабай был соавтором сценария, автором предложил стать самого Валентина Ежова – сценариста фильмов «Баллада о солдате» и «Белое солнце пустыни». Батожабай пригласил известного сценариста в республику.                                                                                        Но самый большой успех ожидал Батожабая на литературной части декады. Здесь обсуждали первую трилогию его романа «Похищенное счастье».
В 1962 году он завершит вторую, а в 1965 году – третью книгу. На этой трилогии каждое поколение бурят учится богатству и тонкостям бурятского языка.
– Он почти не писал черновики. Все в голове носит, обдумывает. Потом садится за машинку и начисто печатает, – рассказывает вдова писателя о методах его работы.
Но самый большой успех ожидал Батожабая на литературной части декады. Здесь обсуждали первую трилогию его романа «Похищенное счастье».
В «Похищенном счастье» Батожабай изобразил многих лам в неприглядном виде. Но при этом сумел обойтись без охаивания самих постулатов веры.
Первая трилогия бурятской литературы «Похищенное счастье» Батожабая и сейчас не имеет себе равных. В том числе по охвату истории и географии. Писатель переносит читателя из Бурятии в Монголию и Тибет, Лондон и Берлин, Пекин и Токио, Петербург и Читу.                                                                                                                Не случайно «Похищенное счастье» переиздавали большими тиражами в Москве, перевели на украинский, литовский, монгольский и другие языки.
Но даже самый великолепный перевод этой трилогии не в силах передать яркость родного языка Батожабая.                                                                                        «При сотворении Батожабая природа, как видно, была в состоянии беззаботности. В квашне теста к меду она примешала полынной горечи. Добавила пряностей да земли, да воды из всех родников, да осколок дикой скалы, истолченной в песок, да невесть еще что такое же, одно с другим несовместное. И вышло творение, которое не вдруг сообразишь, на какую полку положить и с чем сопоставить», – писал о нем переводчик романа «Горные орлы» Николай Ершов.

Источник: https://www.infpol.ru/133433-buryatskiy-kheminguey/

Задание:

  1. Посмотрите на портрет известного бурятского писателя. Как его зовут? Что вы о нем знаете?
  2. Выберите заголовок для текста: а) «Бурятский Хемингуэй»

                                                        б) «Земля и небо Батожабая»

                                                        в) «Батожабай: писатель века»

3. Верны ли следующие утверждения:

а) Д.Батожабай был соавтором сценария бурятского фильма  «Золотой дом»;

б) Во время учебы в литературном институте им.Горького Д. Батожабай начал писать рассказы и издаваться на русском языке;

в) Первое прозаическое произведение Д.Батожабая – «Похищенное счастье»

4. Прочитайте текст еще раз и составьте образ Д.Батожабая опираясь на разные этапы его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на формирование читательской грамотности

Примеры заданий по географии  на формирование читательской грамотности обучаемых как разновидности УУД. 5 класс. УМК О.А. Климановой....

Задания на формирование читательской грамотности на уроках истории

Данные задания разработаны для формирования читательской грамотности....

Задания по формированию читательской грамотности по обществознанию

Задания по формированию читательской грамотности по обществознанию...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....