Анализ стихотворения А.Пушкина "Няне"
материал по литературе

Федорова Надежда Анатольевна

Анализ стихотворения А.Пушкина "Няне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_stihotvoreniya_pushkina_nyane.docx26.99 КБ
Office presentation icon analiz_stihotvoreniya_pushkina.ppt2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ стихотворения А.С.Пушкина  «Няне» (слайд 1,2)

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения.

План анализа (слайд 3) Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению. Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания стихотворения «Няне», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр, тематика произведения:

-любовная (интимная),

-пейзажная,

-лирика дружбы,

-патриотическая и гражданская,

-медитативная или философская,

-тема поэзии и поэта.

Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.

  1. Сюжет и композиция.
  2. Лирический герой, настроение произведения.
  3. Лексика стихотворения.
  4. Изобразительные средства.
  5. Стихотворный размер, рифма, способы рифмовки.
  6. Звуковая организация.
  7. Отношение к прочитанному.

Подруга дней моих суровых,                     (слайд 4)

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе . . . . . . . . . .

Итак, после выразительного  чтения учителем или подготовленным учеником приступаем к анализу стихотворения

1,2. История создания стихотворения «Няне», сведения об авторе. Место произведения в творчестве поэта. 

(слайд 5,6)

Для Пушкина няня Арина Родионовна стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Арина Родионовна очень любила своего подопечного, поэтому Пушкин испытывал к няне самые нежные чувства.

Долгими зимними вечерами в Михайловском няня была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, когда поэт находился в ссылке в псковской деревушке Михайловское, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

Во времена лицея Александр Пушкин, конечно же, не мог часто видеться с «подругой дней своих суровых». Но в 1824 году он был отправлен в ссылку в свое родовое имение в Михайловском. Не было никого, кто был ближе Арины Родионовны для поэта в те моменты. (слайд 7)

Описывая, как няня ждет его, горюет, поэт показывает, что женщина все еще переживает за него, хоть он уже и не под ее опекой. Тут же в последней строчке он как бы успокаивает ее «то чудится тебе».

В 1827 году Арина Родионовна Яковлева умерла, и это было для поэта ужасающим известием. Он говорил, что потерял самого близкого друга.

  1. Жанр, тематика произведения    (слайд 8)

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Тема стихотворения: о разлуке с другом, близким по духу человеком, советчицей.

  1. Сюжет и композиция               (слайд 9)

Поэт описывает няню, как простую хозяйственную женщину, которая любит вязать на спицах. Живет она в небольшом домике, в лесной глуши. Её жизнь тихая, размеренная. Но это спокойствие нарушают мысли о любимом воспитаннике Саше.

Томительное ожидание, чувство тревоги, старушка все время приглядывается и прислушивается: не приехал ли ее гость? Герой тоже стремится как можно быстрее встретиться с няней. Он хотел бы оградить свою верную наперсницу от всех переживаний и тревог, но не может часто приезжать в Михайловское. Поэт не говорит о том, что он чувствует напыщенными фразами. Но его теплое и нежное отношение читается в строках.

В стихотворении можно выделить 4 части:
1) обращение лирического героя к няне;
2) рисунок забытого дома в глуши сосновых лесов;
3) мысленное возвращение лирического героя в домик няни, лицезрение ее внутренним взором, угадывание ее движений, переживаний;
4) беспокойство няни о неустроенной судьбе поэта, его жизни.

  1. Лирический герой, настроение произведения.         (слайд 10)

Итак, в стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и няня, которой посвящены 13строк. Он – это любящий человек, помнящий добро, и  слова благодарности чувствуются  буквально в каждом  его слове. Ему свойственны духовная красота, скромность, благородство. Она – это тот человек, на плечах которой  в свое время лежал огромный груз ответственности за опекаемого ребенка: за его здоровье, за безопасность, за то, что он ест, как спит, чем занимается. Теперь он вырос, но для нее так и остался  мальчиком–барином, которого она очень любит, на которого не надышится, за кого переживает и кого ждет («Давно, давно ты ждешь меня»). Руки по инерции начинают перебирать спицы, но они «медлят поминутно», т.к. в мыслях няня снова со своим любимцем.         (слайд 11)

Лирический герой тоже скучает по няне, желает уберечь ее от переживаний и хлопот, но, к сожалению, не может постоянно находиться в Михайловском.

Благодаря такой поддержке няни, А.С.Пушкин достиг таких высот. Она стала для него «второй мамой».

Основная мысль произведения в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не забывать родных людей.

В произведении можно наблюдать музыкальный ритм. При помощи медленного ритма автор передал ощущение грусти, которые испытывал он сам и его няня.

Уже с первых строк стихотворения читатель видит искренние чувства, которые А.С.Пушкин испытывал к няне. Обращаясь к няне, поэт использует самые нежные и ласковые слова: подруга, голубка. Казалось бы, «голубка дряхлая моя»-некое обращение с насмешкой, но все же в этой фразе выразил поэт огромную нежность и благодарность, ведь именно няня была всегда рядом. Именно она ждет его «среди лесов сосновых».

Таким образом, произведение проникнуто заботой и добротой.

6,7. Лексика стихотворения. Изобразительные средства.

Определение лексических значений некоторых слов            (слайд 12)

Художественно-выразительные средства              (слайд 13)
Эпитеты: дней суровых, лесов сосновых, в забытые ворота, черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. 

Метафора:  медлят спицы; тоска, предчувствия, заботы теснят,
голубка дряхлая моя (то есть нежка, кротка, предана, как голубка).
Сравнение: горюешь, будто на часах.

Перифраза (лексически неделимое словосочетание описательного смысла. Оно иносказательным способом объясняет другое словосочетание или слово) подруга дней моих суровых. Вторая перифраза – «голубка дряхлая моя». Сочетание этих слов показывает нежную любовь, заботу, которые лирический герой испытывает к старушке.

Повтор: давно-давно…

Использование противопоставления светлицы и черного далекого пути усиливает чувство тревоги за воспитанника. Дом, в котором поэта ждала няня, олицетворяет собой покой и место, в котором он уверен, что его всегда выслушают и поймут 

Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) Существительные - 16

Глаголы - 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)

прилагательные - 3

причастия - 3

местоимения - 8 (из них 4 - личных)

Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)              (слайд 14)

В стихотворении 5 предложений. 

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 - простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 - предложение не закончено.

(Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

8. Стихотворный размер                     (слайд 15)

Стихотворный размер.
- -' / - -' / - -' / - -' / -
- -' / - -' / - - / - -' /
- -' / - -' / - -' / - -' / -
- -' / - -' / -' -' / - -' /             

– четырехстопный ямб.

Рифма.

абаб - перекрестная.

Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских (с ударением на последний слог) и женских (с ударением на предпоследний слог) рифм.

9. Звуковая организация         (слайд 16)   

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) Музыкальный, почти песенный ритм. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни:

аллитерация на звуки - ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

последние строки – ассонанс на звуки о, у - передают длительность ожидания, создают настроение грусти.

На последней строке «То чудится тебе...» произведение внезапно обрывается.

  1. Отношение к прочитанному            (слайд 17)

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

Такой план анализа учащимся можно заранее предложить или же наталкивать их к этому уже по ходу анализа

Мотив разлуки и ожидания встречи, пронизывающий стихотворение, подчеркивают силу любви и благодарности поэта к няне.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»

Слайд 3

План анализа стихотворения История создания стихотворения «Няне», сведения об авторе. Место произведения в творчестве поэта. Жанр, тематика произведения: -любовная (интимная), -пейзажная -лирика дружбы, -патриотическая и гражданская, -медитативная или философская, -тема поэзии и поэта. Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой. 4. Сюжет и композиция. 5. Лирический герой, настроение произведения. 6. Лексика стихотворения. 7. Изобразительные средства. 8. Стихотворный размер, рифма, способы рифмовки. 9. Звуковая организация. 10. Отношение к прочитанному . -

Слайд 4

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. То чудится тебе . . . . . . . . . .

Слайд 6

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

Слайд 7

1,2. История создания стихотворения «Няне», сведения об авторе. Место произведения в творчестве поэта. В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне . Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

Слайд 8

3. Жанр, тематика произведения По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне. Тема стихотворения: о разлуке с другом, близким по духу человеком, советчицей.

Слайд 9

4. Сюжет и композиция В стихотворении можно выделить 4 части: 1) обращение лирического героя к няне; 2) рисунок забытого дома в глуши сосновых лесов; 3) мысленное возвращение лирического героя в домик няни, лицезрение ее внутренним взором, угадывание ее движений, переживаний; 4) беспокойство няни о неустроенной судьбе поэта, его жизни.

Слайд 10

5. Лирический герой, настроение произведения. Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Слайд 11

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…» .

Слайд 12

6,7. Лексика стихотворения. Изобразительные средства. -Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие. -Голубка – ласковое обращение к женщине . -Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости . -Светлица – светлая парадная комната в доме . -Воро′ты - устаревшая форма существительного «ворота». -Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать Всечасно (теснят грудь) – постоянно

Слайд 13

Художественно-выразительные средства Эпитеты: дней суровых, лесов сосновых, в забытые ворота, черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни. Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни народное слово голубка и эпитет дряхлая , н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. Метафора: медлят спицы; тоска, предчувствия, заботы теснят, голубка дряхлая моя (то есть нежка, кротка, предана, как голубка). Сравнение: горюешь, будто на часах. Перифраза: подруга дней моих суровых Повтор : давно-давно Использование противопоставления светлицы и черного далекого пути усиливает чувство тревоги за воспитанника. Дом, в котором поэта ждала няня, олицетворяет собой покой и место, в котором он уверен, что его всегда выслушают и поймут Грамматический уровень (части речи, грамматические формы) Существительные - 16 Глаголы - 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания) прилагательные - 3 причастия - 3 местоимения - 8 (из них 4 - личных) Это придает звучанию строк лирический, глубоко личный характер.

Слайд 14

Синтаксический уровень (структура предложений, их количество) В стихотворении 5 предложений. 1 – восклицательное, содержит обращение; 2 - простое, повествовательное, невосклицательное; 3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают (Это передает взволнованность речи лирического героя); 5 - предложение не закончено. (Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

Слайд 15

8. Стихотворный размер, рифма, способы рифмовки. - -' / - -' / - -' / - -' / - - -' / - -' / - - / - -' / - -' / - -' / - -' / - -' / - - -' / - -' / -' -' / - -' / – четырехстопный ямб Рифма абаб - перекрестная. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм.

Слайд 16

9. Звуковая организация Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер) Музыкальный, почти песенный ритм Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи. Можно услышать звук спиц, шаги старой няни Аллитерация на звуки - ш, ж, щ п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение последние строки – ассонанс на звуки о, у - передают длительность ожидания, создают настроение грусти

Слайд 17

10. Отношение к прочитанному Читая стихотворение, я восхищался… … я откликался… Меня взволновало… … красота строк… … остаются в памяти…

Слайд 18

Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Слайд 21

Дом – музей Арины Родионовны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...