Методическая разработка урока "Поэтическая дуэль" как форма работы по развитию литературных способностей старшеклассников"
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Дудкина Наталья Михайловна

В условиях обучения в школе литературное творчество учащихся – это результат литературной деятельности, показатель развития литературных способностей.

Литературное творчество учащихся углубляет, расширяет эмоциональную жизнь подростка, дарит ему свободу самовыражения, развивает его речь, углубляет познания в литературоведении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskaya_duel.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

  «Поэтическая дуэль» как форма работы по развитию литературных способностей старшеклассников

Цель – создание условий для демонстрации творческого потенциала учащихся  и формирование духовно-нравственных, патриотических ценностей в системе дополнительного образования.

Задачи:

-развитие творческого потенциала детей и подростков путем вовлечения их в активную творческую деятельность;

- повышение социальной активности детей и подростков, создание условий для их самореализации;

- формирование в сознании детей и подростков установки на творческое, нестандартное мышление, воспитание любви и бережного отношения к своей Родине и к своему языку;

- привлечение внимания к искусству художественного слова;

-формирование навыков публичного выступления;

-развитие исполнительского мастерства.

Ход урока

  1. Первый этап – обсуждение учителя с учащимися цели, задач конкурса «Поэтическая дуэль»

Беседа с классом:

Учитель знакомит учеников с целью проведения поэтического конкурса, с его основными задачами. Предлагает обсудить детали мероприятия.

- В русской литературе мы встречали эпизоды дуэли в произведениях. Кто может вспомнить названия этих произведений?

Ученики:  Эпизоды дуэли мы встречали в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв-Швабрин), «Евгений Онегин» (Онегин - Ленский), М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (Печорин-Грушницкий), И.С. Тургенева «Отцы и дети» (Базаров – Кирсанов) и т.д.

Учитель: Что такое дуэль?

Ученики:

Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.
Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошёл в литературу, с одной стороны, как  часть дворянского быта той эпохи, с другой – как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки.

Учитель:

Известно, что в России дуэль как обычай пришла с Запада. На Западе дуэль зародилась примерно в 14 веке, когда окончательно сформировалось рыцарское сословие с его понятием о чести. Пётр Великий поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
Тем не менее, дуэли постепенно всё более проникали в круг дворянской молодёжи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», сколько чувство чести и личного достоинства. Позднее формулу ёмко и сжато выразил генерал Корнилов в своём жизненном кредо: «Душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому». Дуэли в России отличались исключительной жестокостью условий неписаных кодексов.

Наша дуэль – это метафора. Вы, ребята,  представите своё творчество на суд нашего строгого, но доброжелательного жюри. Поэтические дуэли — давно известная форма творческой коммуникации авторов и читателей ещё со времён Древней Греции. Проводятся они во многих городах  России и мира.

Ученики:

Нам бы очень хотелось, чтобы в нашем лицее был проведён поэтический батл, нам очень нравится Versus - российское интернет-шоу на YouTube в жанре рэп-баттлов, аналог зарубежных проектов Don't Flop и King of the Dot, в котором участники — исполнители рэпа и хип-хопа — соревнуются живым словесным выступлением.

Учитель:

К такому конкурсу необходима серьёзная подготовка. Каждый ученик класса может быть задействован. Нам необходимо решить, кто будет ведущим, кто будет заниматься украшением актового зала, оформлением стенгазеты, и кто будет участником поэтической дуэли.

Дети под руководством учителя озвучивают свои предпочтения. Учитель обговаривает сроки подготовки к конкурсу. Как правило, подготовка занимает 3-4 недели. Когда обязанности распределены, учитель продолжает разговор с детьми об основных этапах конкурса. В конкурсе принимают участие несколько классов (только по желанию).

Учитель:

Итак, вас ожидает три тура поэтической дуэли. Вы можете принимать участие во всех трёх турах, а можете только в одном. Победитель должен принять участие во всех трёх турах. Каждый поэт прочитает по одному стихотворению на свободную тему в первом туре. Вы выбираете любое стихотворение, написанное вами, и читаете его с выражением со сцены. Темы второго тура я предлагаю обсудить сейчас.

Дети предлагают темы.

Ученики:

Любовь, дружба, равнодушие, поэт и поэзия.

Учитель:

Прекрасные темы. Я хочу ознакомить вас с критериями, которыми будет руководствоваться наше уважаемое жюри. Первый критерий: Умение представить на публике своё произведение (артистизм, выразительность, эмоциональность). Второй критерий: смысловая наполненность (содержательность поэтического текста). Третий критерий:  оценка поэтической формы (рифма, размер, стиль). Ребята, у вас есть какие-то вопросы? Пожелания?

Учитель отвечает на все возникающие вопросы.

Учитель:

Начинаем подготовительный этап. Задания для третьего тура вы узнаете за два-три дня до проведения поэтической дуэли.

Второй этап. Самостоятельная подготовка.

Ребята выбирают стихотворения для первого тура, пишут (по желанию) стихотворение для второго тура. Они всегда могут подойти к учителю со своими стихотворениями до начала конкурса. В идеале учитель заранее видит все стихотворения, которые будут прочитаны со сцены (цензура, помощь, поддержка). Хорошо бы с каждым провести репетицию, чтобы ребёнок почувствовал сцену.

Обязательное условие подготовки к данному мероприятию – это психологический комфорт для всех участников творческого процесса! Учитель в этот момент должен поддерживать ребят, вселять в них уверенность. Параллельно проводятся беседы с классом. Ребят настраивают на серьёзный лад, им объясняют, что быть благодарным зрителем – это тоже непростая задача. Необходимо воспитанно себя вести во время проведения дуэли.

Стенгазета должна быть оформлена за две недели до проведения конкурса. Она должна быть яркой, броской и обязательно в духе времени. Актовый зал украшен заранее. Учителю необходимо контролировать все эти организационные моменты. Интерес к мероприятию должен постоянно подогреваться. Необходимо осветить его (мероприятие) как важное событие года.

За два-три дня дети узнают темы третьего тура. Каждому поэту выдаётся листок, на котором напечатаны отрывки из каких-либо поэтических произведений. Ребята должны понять, какой теме посвящён тот или иной отрывок, выбрать понравившуюся тему и написать стихотворение.

Примеры поэтических текстов:

  1. Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
Глава I, строфа XX
(2019 – год театра)

  1. Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

       Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

       Осип Мандельштам «Ленинград» (тема города)

  1. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

       Сергей Есенин (о молодости)

                         или

Я прав, когда живу и требую от жизни

Не только подвигов в борьбе за идеал,

Не только мук и жертв страдалице-отчизне,

Но и всего, о чем так страстно я мечтал:

Хочу я творчеством и знанием упиться,

Хочу весенних дней, лазури и цветов,

Хочу у милых ног я плакать и молиться,

Хочу безумного веселия пиров;

Хочу из нежных уст дыханья аромата

И смеха, и вина, и песен молодых,

И бледных ландышей, и пурпура заката, —

Всей дивной музыки аккордов мировых…

Дмитрий Мережковский (см.тему № 3)

  1. Всё кончено навеки между нами…

И врозь сердца, и врозь шаги…

Хоть оба любим мы, но, встретившись друзьями,

Мы разошлися, как враги!

Евдокия Ростопчина (драм. моменты в жизни)

 

Третий этап. Проведение мероприятия.

Поэтическая дуэль

                  Ход

К появлению зрителей актовый зал должен быть оформлен, звук и свет настроены,  проверены микрофоны. Для жюри приготовлены критерии оценивания. Поэты в зал заходят по приглашению ведущих и занимают выделенные места (нужно заранее их обозначить).  Мероприятие проводится в течение 2 уроков (с учётом всех поздравлений, пожеланий, отзывов, фотографирования).

Ведущий № 1

Не должен быть очень несчастным

И, главное, скрытным. О нет! —

Чтобы быть современнику ясным,

Весь настежь распахнут поэт.


Ведущий № 2

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

Ведущий № 1

За что-то меня упрекают

И в чем-то согласны со мной…

Так исповедь льется немая,

Беседы блаженнейший зной.


Ведущий № 2

Наш век на земле быстротечен

 И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен —

Поэта неведомый друг.

Ведущий № 1

Добрый день, уважаемые зрители! Уже во второй раз мы собираемся в этом уютном зале, чтобы провести мероприятие, посвящённое поэзии!

Ведущий № 2

И ведущими будем сегодня мы! Васильева Василиса!

Ведущий № 1

И Иванов Иван!

Ведущий № 2

И по традиции давайте поприветствуем тех, кто не побоялся поделиться своим творчеством, своими мыслями и душой.

Ведущий № 1

Уважаемые поэты, просим вас пройти в зал!

( Поэты входят, рассаживаются по местам).

Ведущий № 2

Невозможно представить поэзию без таких известных имён, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Сергей Александрович Есенин, Владимир Владимирович Маяковский, Владимир Семёнович Высоцкий.  

Ведущий № 1

Очень часто поэты вступают в творческий диалог, соглашаясь, или споря друг с другом, несмотря на то, что между ними могут быть целые эпохи.

Ведущий № 2

Такой творческий диалог возможен, благодаря поэзии. Встречайте Никитова Никиту, ученика 10 е класса. Никита прочитает известное стихотворение Владимира Владимировича Маяковского, посвящённое Александру Сергеевичу Пушкину.

(Выходит Никитов Никита и читает отрывок из «Юбилейного»).

Ведущий № 2

Спасибо, Никита. Юные поэты уже готовы представить на суд нашего строгого, но доброжелательного жюри своё творчество!

Ведущий № 1

Поприветствуем наше многоуважаемое жюри!

Ведущий № 2

Наш директор: ****!

Ведущие представляют всех членов жюри.

Ведущий № 1

Давайте вспомним, как проходил конкурс в прошлом году.

Включается заранее смонтированный ролик с прошлогодней дуэли.

Мы рады объявить о первом туре нашей поэтической дуэли. Каждый поэт прочитает по одному стихотворению на свободную тему.

Ведущий № 2

А сейчас мы начинаем наш конкурс. На сцену приглашается…

По списку ведущие вызывают ребят.

Ведущий № 1

Первый тур закончен. А мы с Даней рады передать эстафету ведущих двум замечательным ребятам. Встречайте: Петрова Полина и Сидоров Никита!

Ведущий № 3

Здравствуйте, уважаемые зрители! Надеюсь, ребята собрались с мыслями и готовы начать второй тур поэтической дуэли! Напомню, что поэты могли выбрать любую из четырёх тем: любовь, дружба, равнодушие, поэт и поэзия.

Вызывают поэтов по темам. Отдельный список.

Ведущий № 4

Пока члены жюри подводят предварительные итоги, на сцену приглашается победитель прошлогоднего конкурса – Лиева Лия.

Выступает победитель прошлого года.

Ведущий № 3

Спасибо, Лия! Поэзия помогает видеть мир образно и ярко. Она возвышает над суетой и воспитывает чувства.

Ведущий № 4

Следующий этап заключительный. У ребят была непростая задача: за короткий промежуток времени им необходимо было написать стихотворение на определённую тематику.

Далее перечисляются темы, и вызываются ребята по отдельному списку (см.второй этап данной разработки).

Ведущий № 3

Сейчас мы хотим предоставить слово уважаемому жюри и всем зрителям, желающим высказаться.

Жюри и все желающие делятся впечатлениями.

Ведущий № 4

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на Землю с высоты.

Ведущий № 3

Их жизнь окpyжена великой тайной,
Хотя они откpыты и пpосты.

Ведущий № 4

И право объявить победителей предоставляется…

Награждение и фото.

Четвёртый этап. Рефлексия.

После проведения поэтической дуэли следует обсудить с ребятами их впечатления. Лучше это сделать на следующий день. Важно выслушать мнения не только поэтов, но и зрителей. Можно попросить написать отзывы (Приложение № 3).  

Выводы

В условиях обучения в школе собственно литературное творчество учащихся – это результат литературной деятельности, показатель развития литературных способностей.

Литературное творчество учащихся углубляет, расширяет эмоциональную жизнь подростка, дарит ему свободу самовыражения, развивает его речь, углубляет познания в литературоведении.

Л.С. Выготский считал, что смысл и значение литературного творчества «только в том, что оно позволяет ребёнку проделать тот крутой перевал в  развитии творческого воображения, который даст новое, остающееся на всю жизнь направление его фантазии». Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским, задача педагога – направить творчество подростка в нужное русло, поддержать все его начинания. Особенно это касается тех ребят, которые совершают свои первые творческие шаги.  И проведение литературной дуэли – прекрасная возможность для старшеклассников проявить себя, почувствовать, что ты не один в своих стремлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочное время

Показать формы работы по развитию творческих способностей детей с ОВЗ...

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

Доклад "Формы работы по развитию творческих способностей учащихся"

Данная работа - это небольшое собрание методов и технологих, применяемых на моих уроках. Здесь вы можете познакомиться как с методами, так и их примерами из моего педагогического опыта....

Методическая разработка «Решение продуктивных задач как средство развития творческих способностей учащихся».

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у обще...

Развитие литературных способностей старшеклассников

Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих и литературных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ...