"Преступление и наказание" к проблеме современного прочтения
статья по литературе

Кужугет Сайсуу Кужай-ооловна

В данном докладе рассматривается проблема современного прочтения самого знаменитого произведения Ф.Достоевского "Преступленгие и наказание". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_prestuplenie_i_nakzanie.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

Кужугет Сай-Суу Кужай-ооловна

«Преступление и наказание»:

к проблеме современного прочтения.

                                                                            Научный руководитель: к.ф.н. доцент

Принцева Галина Ивановна

                                               

Кызыл - 2013


    Преступность - это социальное явление, она зависима и производна от условий и характера общественного бытия, слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов общества (или господствующего класса).      

    Проблема преступности всегда занимала одно из первых мест среди наиболее острых проблем, тревожащих общественное мнение. Во второй половине XX в. в разных государствах ее ставили по значимости на второе-третье место. О ней, как правило, высказываются все, полагая, что  решение этой проблемы доступно всем. Большинство политиков, стремящихся к власти, прежде всего обещают покончить с разгулом преступности. Выступления политиков, общественных деятелей, материалы средств массовой информации всегда воспринимаются с живым интересом. Это понятно, поскольку затрагиваются жизненно важные, касающиеся каждого человека вопросы. При этом, как правило, освещается наиболее очевидное в проблеме преступности, заметное многим, нередко высказываются взгляды, довольно распространенные в общественном мнении, тут же предлагаются определенные решения. Эти решения на первый взгляд кажутся и вполне радикальными, и реализуемыми в короткий срок. Но опыт показывает, что такого рода «простые» решения лишь на очень непродолжительное время изменяют положение дел, затем преступность «берет свое»: изменяются лишь формы криминального поведения либо места совершения преступлений.

     Проблему преступного самосознания решали Софокл и Данте, Шекспир и Пушкин, но наиболее ярко эта «вечная тема» была описана Федором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание». В центр изображения Достоевский ставит « молодого человека, исключенного из студентов университета, мещанина по происхождению живущего в крайней бедности». Писатель сосредотачивает внимание не на распутывании уголовной тайны, а на выяснении причин, толкнувший развитого человека на преступление.

     В романе «Преступление и наказание» показаны два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может убить другого человека, и это не будет считаться преступлением. Никто не сознает себя преступником. Каждый – борец за правду и страдалец за нее. Каждый готов, подобно Раскольникову, поклясться, что, начнись все сначала, его истина – единственно правильная. Пусть погибнет мир, но восторжествует истина.

    Людей он делит на «гениев» и не гениев, то есть «вошей». Само основание такого деления выдает ненасытное и необузданное тщеславие. Но титул этот не менее привлекателен и другим – освобождением человека от совести, возможностью стать «по ту сторону добра и зла»: раз гений – значит, все дозволено. Тут уже не о совместимости – несовместимости гения и злодейства идет речь, а о том, что злодейство-то и есть «гениальность»……

     Теория «двух разрядов» - даже не обоснование преступления. Она сама уже и есть преступление. Она с самого начала решает и, предрешает один вопрос – кому жить, кому не жить. Старуха-процентщица по этому списку – лишь самая бесполезная, самая вредная «вошь». С нее дело лишь начинается, но далеко не кончается. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой.

         «Добро» ни в какой мере не является мотивом преступления Раскольникова. «Добро» сначала противостояло преступлению, потом уступила ему, а еще потом – стало прикрывать собой нагую правду: «Я просто убил, для себя убил, для себя одного..».  «Добро» превратилось в самообман, а самообман – необходимое звено в сложнейшей структуре самосознания Раскольникова. И структура эта непостижима без выявления и рассмотрения этого звена.

      Самообман и призван замаскировать внутреннюю борьбу противоположных целей и выдать ее за борьбу правых целей лишь с неправыми средствами. Самообман и предназначен скрыть внутреннюю борьбу мотивов за и против преступления и выдать ее за борьбу лишь «хороших» и «плохих» мотивов преступления.

      Достоевский пишет от себя, что Раскольников – «мономан», человек, одержимый одной идеей, идеей «сделаться  Наполеоном». Эта его «проклятая мечта» поразила не только его ум, но и сердце. « Я сердцем зол; этим можно многое объяснить», - говорил он Соне, и говорит правду.

     Идея бунта выношена Раскольниковым в одиночестве, в атмосфере интеллектуального «подполья» и потому страшно ограничена по своему характеру, - это бунт ради себя, ради власти над людьми, закономерно разрешившийся преступлением.

     Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию «права» новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из «Пиковой дамы» — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный «эксперимент». Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников.

    Раскольников должен, во имя своей теории, отступаться от всех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть и убивать тех, кого любит. Раскольников должен любить тех, кого ненавидит. Должен быть союзником своих врагов. Но к такому перевороту в своей жизни Раскольников не готов и его теория терпит крах. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале герой мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от «твари дрожащей». Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет его по-новому посмотреть на свое деяние.

          Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.

        «Преступление и наказание» — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.

     Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома». Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: «... он был в раздражительном и напряженном состоянии... углубился в себя и уединился от всех...» На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

     Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит «взять кровь на себя». Он считает, что имеет право на это. Кумир героя — Властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и «власть над муравейником».

     Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только «среда»  способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.

     Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения героя, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.

    Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

      И до и после романа Достоевский знал, понимал и доказывал, что в человеке борются не «хорошие» и «плохие» мотивы преступления, а мотивы за и против самого преступления. Он неустанно повторял: « Можно жалеть преступника, но нельзя же зло называть добром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Современное прочтение творчества Ч.Т.Айтматова

Данная работа представляет собой современное прочтение наиболее известных произведений Чингиза Айтматова...

Титул «об арифметике» св. Исидора Севильского: опыт современного прочтения»

Одним из самых долгоживущих учебников являются «Этимологии» св. Исидора Севильского, текст, широко известный в среде историков-медиевистов, но почти забытый в школьной среде. Несмотря на т...