Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_5a.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по родной литературе (русской),5а класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г.МОЖАЙСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании ШМО зам. директора директор школы
Протокол №1 по УВР Т.А.Копытина
От ……………….. ………………….. ……………………..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
В 5 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ: КОЖЕНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
регистрационный номер, дата утверждения на педсовете
№ ____ от 30.08.2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015 № 1577);
-Положения о рабочих программах МОУ-СОШ№3 г. Можайска
-Учебного плана МОУ-СОШ№3 г. Можайска на 2021-2022учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1,от 30 августа 2021 года)
Данная программа реализует принцип непрерывного образования по литературе, что соответствует современным потребностям личности и общества, и составлена для изучения курса родной литературы в 8 классе, который является частью основной образовательной программы по родной литературе (русской) со 5 по 9 класс. Рабочая программа реализует цели и задачи МОУ СОШ №3 г. Можайска. Данная рабочая программа составлена на 17 учебных часов из расчёта 34 учебных недели в году.
Основными целями изучения предмета «Русская родная литература» являются:
– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;
– расширение знаний о родной литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, значительных литературных произведениях, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью и историей;
– формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов родной литературы; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
– овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – Москва, 1998. 2. Древняя русская литература : хрестоматия / сост. Н.И. Прокофьев. – Москва, 1980.
2. История русской литературы. В 4 т. – Ленинград, 1980–1983.
3. История русской литературы XI–XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Москва, 1985.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)
№ | Название раздела | Содержание раздела | Кол. часов |
1 | Своеобразие родной литературы. | Родная литература как национально-культурная ценность народа. | 1 |
2 | Русский фольклор. | Русские пословицы и поговорки.Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок.Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок. Сказка «Ворона и рак». Нравоучительный и философский характер русскихнародных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей.Народные представления о справедливости, добре и зле. | 1 |
3 | Древнерусская литература. | Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учениюкнижному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительныйхарактер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений,любовь к родине, твёрдость духа, религиозность. | 1 |
4 | Из литературы 18 века. | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки,ум, глупость, хитрость, самонадеянность; просвещение иневежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». | 1 |
5 | Из литературы 19 века. | Басни. Л.Н. Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения.Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способповествования. Лексические особенности произведения В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps». | 5 |
6 | Из литературы 20 века. | А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Л. Пантелеев «Шкидские рассказы». И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору). Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю.Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику? Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя. | 7 |
7 | Современная литература. | Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». | 1 |
Итого: | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Планируемые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения | Тема |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа. | ||
2 | Русские пословицы и поговорки. Сказка «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. | ||
3 | Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. | ||
4 | В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». | ||
5 | Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | ||
6 | К.М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь». | ||
7 | П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | ||
8 | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанрпроизведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования. | ||
9 | В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps». | ||
10 | А.П. Гайдар «Тимур и его команда». | ||
11 | Л. Пантелеев «Шкидские рассказы». | ||
12 | И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. | ||
13 | Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающемумиру, ко всему живому, к людям. | ||
14 | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за своипоступки. Или «Белогрудка». Отношение человека к природе. | ||
15 | Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал»или Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься»,подобно багульнику? (рассказ «Багульник»)или Как сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»).(1-2 рассказа по выбору). | ||
16 | А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Темавоенного детства и сиротства в произведениях писателя. | ||
17 | Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». |