Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Коженова Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_5a.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по родной литературе (русской),5а класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

                                                                 Г.МОЖАЙСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»                              «СОГЛАСОВАНО»                                 «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ШМО                                 зам. директора                                        директор школы

Протокол №1                                                по УВР                                                  Т.А.Копытина

От ………………..                                            …………………..                                          ……………………..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)

2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

В 5 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ:  КОЖЕНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

регистрационный номер, дата утверждения на педсовете

№ ____ от 30.08.2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015 № 1577);

-Положения о рабочих программах МОУ-СОШ№3 г. Можайска

-Учебного плана МОУ-СОШ№3 г. Можайска на 2021-2022учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1,от 30 августа 2021 года)

        Данная программа реализует принцип непрерывного образования по литературе, что соответствует современным потребностям личности и общества, и составлена для изучения курса родной литературы в 8 классе, который является частью основной образовательной программы по  родной литературе (русской) со 5 по 9 класс. Рабочая программа реализует цели и задачи МОУ СОШ №3 г. Можайска. Данная рабочая программа составлена на 17 учебных часов из расчёта 34 учебных недели в году.

Основными целями изучения предмета «Русская родная литература» являются:

– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;

– расширение знаний о родной литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, значительных литературных произведениях, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью и историей;

 – формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов родной литературы; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – Москва, 1998. 2. Древняя русская литература : хрестоматия / сост. Н.И. Прокофьев. – Москва, 1980.

2. История русской литературы. В 4 т. – Ленинград, 1980–1983.

3. История русской литературы XI–XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Москва, 1985.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

Название раздела

Содержание раздела

Кол.

часов

1

Своеобразие родной литературы.

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

1

2

Русский фольклор.

Русские пословицы и поговорки.Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок.Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном

тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.

Сказка  «Ворона и рак».  Нравоучительный и философский характер русскихнародных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей.Народные представления о справедливости, добре и зле.

1

3

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учениюкнижному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительныйхарактер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений,любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

1

4

Из литературы 18 века.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки,ум, глупость, хитрость, самонадеянность; просвещение иневежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

1

5

Из литературы 19 века.

Басни. Л.Н. Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения.Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способповествования. Лексические особенности произведения

В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps».

5

6

Из литературы 20 века.

А.П. Гайдар «Тимур  и его  команда».  

Л. Пантелеев «Шкидские  рассказы».

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.

«Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю.Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику? Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

7

7

Современная литература.

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

1

Итого:

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Планируемые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Тема

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

2

Русские пословицы и поговорки.

Сказка «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных.

3

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям.

4

В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

5

Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

6

К.М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь».

7

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

8

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанрпроизведения. Проблематика повести и специфика композиции.

Характер героев и способ повествования.

9

В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps».

10

А.П. Гайдар «Тимур  и его  команда».  

11

Л. Пантелеев «Шкидские  рассказы».

12

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька»,

«Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

13

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающемумиру, ко всему живому, к людям.

14

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия

рассказа. Проблема жестокости и ответственности за своипоступки.

Или «Белогрудка». Отношение человека к природе.

15

Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе

«А Воробьёв стекло не выбивал»или Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься»,подобно багульнику? (рассказ «Багульник»)или Как сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»).(1-2 рассказа по выбору).

16

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Темавоенного детства и сиротства в произведениях писателя.

17

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в

рассказе «Капустное чудо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...