Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)

Коженова Светлана Владимировна

Рабочая программа по литературе (родной) 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnaya_literatura_5a.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по родной литературе (русской),5а класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

                                                                 Г.МОЖАЙСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАССМОТРЕНО»                              «СОГЛАСОВАНО»                                 «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ШМО                                 зам. директора                                        директор школы

Протокол №1                                                по УВР                                                  Т.А.Копытина

От ………………..                                            …………………..                                          ……………………..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ)

2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

В 5 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ:  КОЖЕНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

регистрационный номер, дата утверждения на педсовете

№ ____ от 30.08.2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 31.12.2015 № 1577);

-Положения о рабочих программах МОУ-СОШ№3 г. Можайска

-Учебного плана МОУ-СОШ№3 г. Можайска на 2021-2022учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1,от 30 августа 2021 года)

        Данная программа реализует принцип непрерывного образования по литературе, что соответствует современным потребностям личности и общества, и составлена для изучения курса родной литературы в 8 классе, который является частью основной образовательной программы по  родной литературе (русской) со 5 по 9 класс. Рабочая программа реализует цели и задачи МОУ СОШ №3 г. Можайска. Данная рабочая программа составлена на 17 учебных часов из расчёта 34 учебных недели в году.

Основными целями изучения предмета «Русская родная литература» являются:

– формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относиться к русской литературе (культуре), культурам других народов;

– расширение знаний о родной литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, значительных литературных произведениях, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью и историей;

 – формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов родной литературы; – поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский. – Москва, 1998. 2. Древняя русская литература : хрестоматия / сост. Н.И. Прокофьев. – Москва, 1980.

2. История русской литературы. В 4 т. – Ленинград, 1980–1983.

3. История русской литературы XI–XVII вв. / под ред. Д.С. Лихачева. – Москва, 1985.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

Название раздела

Содержание раздела

Кол.

часов

1

Своеобразие родной литературы.

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

1

2

Русский фольклор.

Русские пословицы и поговорки.Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок.Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном

тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.

Сказка  «Ворона и рак».  Нравоучительный и философский характер русскихнародных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей.Народные представления о справедливости, добре и зле.

1

3

Древнерусская литература.

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учениюкнижному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительныйхарактер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений,любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

1

4

Из литературы 18 века.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки,ум, глупость, хитрость, самонадеянность; просвещение иневежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

1

5

Из литературы 19 века.

Басни. Л.Н. Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения.Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способповествования. Лексические особенности произведения

В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps».

5

6

Из литературы 20 века.

А.П. Гайдар «Тимур  и его  команда».  

Л. Пантелеев «Шкидские  рассказы».

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.

«Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).

Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю.Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику? Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

7

7

Современная литература.

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

1

Итого:

17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Планируемые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Тема

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа.

2

Русские пословицы и поговорки.

Сказка «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных.

3

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям.

4

В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

5

Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

6

К.М. Станюкович Рассказ «Рождественская ночь».

7

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

8

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанрпроизведения. Проблематика повести и специфика композиции.

Характер героев и способ повествования.

9

В.М. Гаршин «AttaleaPrinceps».

10

А.П. Гайдар «Тимур  и его  команда».  

11

Л. Пантелеев «Шкидские  рассказы».

12

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька»,

«Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

13

Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающемумиру, ко всему живому, к людям.

14

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия

рассказа. Проблема жестокости и ответственности за своипоступки.

Или «Белогрудка». Отношение человека к природе.

15

Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе

«А Воробьёв стекло не выбивал»или Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься»,подобно багульнику? (рассказ «Багульник»)или Как сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»).(1-2 рассказа по выбору).

16

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Темавоенного детства и сиротства в произведениях писателя.

17

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в

рассказе «Капустное чудо».