Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Поурочное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

Корр.

           Тема    урока

Кол-во часов

1.

Книга и её роль в духовной жизни человека и общества.

1

Устное народное творчество

8часов

2.

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

1

3.

Сказка как вид народной прозы.

1

4.

Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой

1

5.

Сказка «Царевна-лягушка». Образ Ивана – царевича.

1

6.

РР «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

7.

Образ главного героя сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

8.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

1

9.

РР Письменный ответ на проблемный вопрос : 1.Мой любимый герой русской народной сказки. 2. Почему я люблю читать сказки? 3. Почему в сказках добро всегда побеждает зло? (или литературная игра по народным сказкам)  Проект: электронный альбом «Художники-иллюстраторы сказок».

1

10.

Из древнерусской литературы. Русские летописи. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  Проект :электронный альбом «Сюжеты и герои русских летописей»

1

 Из литературы  XVIII  века

2часа

11.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Случились вместе два астронома в пиру…»

1

12.

УВЧ «М.В. Ломоносов – великий россиянин»

1

    Из литературы XIX века.

44 часа

13.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - Отражение исторических событий.

1

14.

Басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях.

1

15.

УВЧ  Жанр басни в мировой литературе.

1

16.

РР  Басни Крылова. Конкурс на лучшего исполнителя. Проект : электронный альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях»

1

17.

В.А.Жуковский Слово о писателе. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

18.

«Спящая царевна как литературная сказка. Сказка Жуковского и народная сказка. Сказка в актёрском исполнении.

1

19.

В.А.Жуковский. Жанр баллады. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

1

20.

А.С.Пушкин. Слово о писателе. Детские годы. «Няне». Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками, песнями. Понятие о лирическом послании.

1

21.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Пролог в актёрском исполнении.

1

22.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой  царевне и семи богатырях». События, герои, фольклорная основа.

1

23.

Основные образы сказки. Сравнительная характеристика героев (мачеха и падчерица, царевна и королевич Елисей, царевна и богатыри). Сказка в актёрском исполнении.

1

24.

РР «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой «Спящая царевна» В.А.Жукуовского, сказками братьев Гримм. «Бродячие сюжеты».

1

25.

РР Стихи и проза. Рифма и ритм. Языковые средства выразительности.

1

26.

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина. Письменный ответ на проблемный вопрос.

Проект: электронный альбом «События и герои сказок А.С.Пушкина в книжной графике» или «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира».

1

27.

УВЧ  А.С.Пушкин Сказки. Художественный мир сказок и их поэтичность. Высокая нравственность сказок. Иллюстраторы сказок.

1

28.

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители».

1

29.

Сказка «Чёрная курица, или подземные жители» как нравоучительное произведение. П.П.Ершов «Конёк-горбунок», В.М.Гаршин « Attalea  Princeps»

1

30

М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

1

31.

Художественные особенности стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова

1

32.

УВЧ М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

1

33.

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место». Поэтизация народных преданий, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов.

1

34.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести.

1

35.

УВЧ    Повести из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов.

Проект: электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях.

1

36.

УВЧ  Н.А.Некрасов «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

1

37.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы) Изображение судьбы русской женщины.

1

38.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения.

1

39.

РР   «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.

1

40.

И.С.Тургенев Рассказ «Муму» как повесть о крепостном праве. Знакомство с героями. Облик барыни и её челяди. Актёрское чтение.

1

41.

«Муму» как протест против рабства. Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

1

42.

«Муму»: система образов. Герасим, барыня и барская челядь. Немота героя – символ немого протеста крепостного против рабства.

1

43.

РР   И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Развитие представлений о литературном герое, портрете, пейзаже.

1

44.

РР   Подготовка к написанию сочинения-отзыва по повести И.С.Тургенева «Муму».

Проект: электронный альбом «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков».

1

45.

«Чудные картины» А.А.Фета. «Весенний дождь», «Чудная картина..», «Задрожали листья, облетая…» Обучение анализу лирического стихотворения.

1

46.

Контрольное тестирование по итогам первого полугодия

1

47.

Л.Н.Толстой Рассказ «Кавказский пленник»  как протест против национальной вражды. Историческая основа и сюжет рассказа. Русский офицер в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей.

1

48.

Жилин и  Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе.

1

49.

Тема дружбы в рассказе «Кавказский пленник».

1

50.

РР  Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник» (1. Жилин и Костылин6 разные судьбы; 2. Друзья и враги Жилина; 3. Какие мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник мы называем гуманистическими?)

Проект: электронная презентация «Жилин и Костылин: два характера – две разных судьбы».

1

51.

А.П.Чехов  «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

52.

УВЧ  Рассказы А.П.Чехова. О смешном в литературном произведении. Речевые средства создания комического. Особенности чеховского юмора

Проект: создание электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях».

1

53.

РР  Создание киносценария по рассказу  или инсценирование рассказа.

1

54.

РР  Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь..», «Есть в осени первоначальной…».

1

55.

А.Н.Майков «Ласточки»; И.С.Никитин «утро», «Зимняя ночь в деревне»; И.З.Суриков «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев «Весна» (отрывок)

Проект: электронный альбом «Стихи о родине и родной природе в иллюстрациях»

1

56.

РР  Сочинение «Какой я вижу свою родину и русскую природу в поэзии 19 века».

1

 Из литературы  ХХ века.

30 часов

57.

И.А.Бунин Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. Поэтическое воспоминание о родине.

1

58.

УВЧ  И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции.

1

59.

В.Г.Короленко  Повесть «В дурном обществе». Понятие о композиции произведения. Судья и его дети.

1

60.

В.Г.Короленко  повесть «В дурном обществе». Новые знакомые Васи. Портрет как средство характеристики героев.

1

61.

Повесть « В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». Равнодушие обитателей города к судьбе бедняков. Тыбурций Драб – «замечательная личность». Смысл образа старого Януша.

1

62.

РР  Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Проект: электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

63.

С.А.Есенин. Стихотворения «я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями..». Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа.

Проект: электронный альбом «Стихи Есенина в наших иллюстрациях».

1

64.

П.П.Бажов  Сказ «Медной горы Хозяйка». Сила характера Степана-мастера.

1

65.

Образ  хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. Язык сказа. Сказ и сказка.

Проект: электронная презентация «Сказы Бажова в иллюстрациях художников Палеха и других авторов».

1

66.

УВЧ   П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка».

1

67.

К.Г.Паустовский  Сказка «Тёплый хлеб». Герои и их поступки. Филька и бабушка. Образ сказочного коня. Нравственные проблемы, доброта и сострадание. Тема коллективного труда.

1

68.

УВЧ  К.Г.Паустовский  Рассказ «Заячьи лапы».

1

69.

УВЧ   Сказки К.Г.Паустовского

1

70.

С.Я.Маршак  Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

71.

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие.

1

72.

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы: добро и зло, бескорыстие и жадность, терпение и легкомыслие.

1

73.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. Подготовка к сочинению по пьесе.

Проект: постановка отдельных сцен.

1

74.

А.П.Платонов  Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя, его единство с природой. Развитие представления о фантастическом.

1

75.

Тема человеческого труда в рассказе «Никита».

1

76.

В.П.Астафьев   Рассказ «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.  

1

77.

Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

78.

РР  Подготовка к классному сочинению - письменному ответу на проблемный вопрос.

1

79.

РР  Написание сочинения – ответа  на проблемный  вопрос.

1

80.

«Ради жизни на Земле». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете..».  Дети и война – трагическая и героическая  тема произведений  о Великой Отечественной войне.

1

81.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

1

82.

РР  Писатели и поэты ХХ века о Родине и родной природе. И.Бунин «Помню- долгий зимний вечер..»; Дон-Аминадо «Города и годы»

1

83.

Д. Кедрин «Алёнушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня».

Проект: электронный альбом «Русские поэты ХХ века о родине и родной природе» с иллюстрациями учащихся.

1

84.

Писатели улыбаются.  Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». Образы и сюжеты классики в рассказах.

1

85.

УВЧ      Н.Тэффи «Валя».

1

86.

Ю.Ч.Ким  Песня «Рыба-кит»     как юмористическое произведение

1

87.

Роберт Льюис Стивенсон  «Вересковый мёд». Понятие баллады.

1

88.

Д. Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. Матрос Александр Селькирк.

1

89.

РР  Характер героя. Смелость, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.

1

90.

РР  Робинзонады в литературе и искусстве. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

1

91.

Х.К.Андерсен  «Снежная королева». Реальное и фантастическое. Герда и  Кай. Понятие о художественной детали.

1

92.

«Снежная королева» - сказка о великой силе любви. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

93.

«Что есть красота?» Снежная королева и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней. Победа добра, любви и дружбы над злом.

1

94.

«Что есть красота?» Снежная королева и Герда. Противопоставление красоты внешней и внутренней. Победа добра, любви и дружбы над злом.

1

95.

УВЧ   Сказки Х.К.Андерсена.

1

96.

РР    Подготовка к сочинению по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

97.

РР    Написание сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

1

98

Д. Лондон   «Сказание о Кише»

1

99.

М. Твен «Приключения Тома  Сойера». Неповторимый мир детства. Главный герой: игры, забавы, находчивость, предприимчивость.

1

100.

М.Твен.  «Приключения тома Сойера»: дружба героев. Том и Гек. Том и Бекки. Сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

1

101.

Контрольное тестирование за второе полугодие.

Проект: электронная презентация «Памятники литературным героям».

1

102.

Итоговый урок. Литературный праздник.

Проект: литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...