Конспект урока чтения по теме "В. Катаев "Цветик-семицветик"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок внеклассного чтения в 5 классе коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик" - последний урок по разделу "Спешите делать добро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.cht_._kataev_tsvetik-semitsvetik.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Дата:____________________                                                                  Класс 5

Тема урока:   Внеклассное чтение «Спешите делать добро» (по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик»).

 Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: знакомство со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик», осмысление её идейно-художественного своеобразия.

Задачи:

  • Образовательные:

-познакомить обучающихся со сказкой  В.П. Катаева,

-формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;  

- формировать умение анализировать текст, понимать авторский замысел.

  • Коррекционно-развивающие:

 - развивать речь посредством изучения новых слов и устойчивых выражений, ответов на вопросы, пересказа прочитанного;

- коррегировать внимание при работе над текстом (внимательное слушание, чтение вслед за учителем, по ролям, хоровое чтение, выборочное чтение);

- коррегировать память при заучивании наизусть стихотворного текста.

  • Воспитательные:                                                                                                            

- воспитывать познавательную активность учащихся;

 - способствовать формированию положительные черт характера: честности, сострадания, доброжелательного отношения к окружающим.

Планируемые результаты:

Знать:  название   произведения, героев, автора.

Уметь: осознанно, выразительно и правильно читать отрывки сказки; в ходе диалога передавать впечатления от услышанного и прочитанного своими словами; давать оценку поступкам героини.

Формы работы:

  • фронтальная форма
  • индивидуальная
  • работа в группе

Материалы к уроку: Книги В.П. Катаева «Цветик-семицветик», презентация, раздаточный материал (шаблон цветка), наглядность (цветик-семицветик), ромашка с вопросами, магниты-смайлики.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Запись в журнале регистрации обучающихся.    Настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем сказку мы читать

И пятёрки получать.

2. Подготовка к определению темы и цели урока.

- Как вы поняли, ребята, чему будет посвящён наш урок? (сказке)

-Действительно, сегодня мы посвятим наш урок внеклассного чтения знакомству со сказкой известного русского писателя Валентина Петровича Катаева.                                                                                     Слайд № 1

- А вот как называется эта сказка, попробуйте определить сами. Вы уже обратили внимание, что на урок я пришла с необычным цветком.

- Что в нём необычного? (разного цвета лепестки)

- Сколько у него лепестков и какого цвета лепестки? (7, 7 цветов радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

-Какое название можно дать этому цветку? (Цветик-семицветик). Именно так и называется сказка В.П. Катаева,  которую мы должны сегодня прочитать и осмыслить.  

                                                                                    Слайд № 2

                                                                                               

- Это не единственное произведение, написанное Виктором Петровичем Катаевым для детей.  Он писал и сказки, и рассказы, и повести.      

                                                                                                                 Слайд № 3                                         

 -Давайте откроем книги и начнём знакомство со сказкой. По ходу чтения произведения попытайтесь найти признаки сказки.

                                                                                                       

3. Чтение сказки учителем и обучающимися.

Словарная работа:                                                              Слайд № 4    

Зевать по сторонам, считать ворон – (выражения употребляются в  разговорной речи) -  смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть.

Это говорит о том, что Женя была невнимательна, на всё отвлекалась, тратила время впустую и т. п.  

- Мы же не будем тратить время зря, сделаем физпаузу и продолжим работу.                                                                          

Физпауза

 Встали, сели, встали, сели.

И друг друга не задели.

Попрыгали, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Мы немножко отдохнем

И работать вновь начнем.

4. Беседа по осмыслению идейно-художественного своеобразия сказки (приём «Ромашка Блума»).

Используется ромашка с вопросами.

Простые вопросы:

- Какие признаки сказки есть в тексте?                                  Слайд № 5

- Кто является  главной героиней сказки? (девочка Женя)

- Куда мама отправила Женю и зачем? (в магазин, купить баранки)

                                                                                                   Слайд № 6

- Откуда у неё появился чудесный цветок? (подарила старушка, чтобы помочь девочке).                                                                       Слайд № 7

Уточняющий вопрос:

- Я правильно поняла, что старушка подарила Жене волшебный цветок не просто так? (Она хотела помочь девочке).

Интерпретационные вопросы:

- Достаточно же было одного лепестка, чтобы девочка вернулась домой. Почему старушка подарила ей целый цветок? (в надежде, что Женя сможет помочь ещё кому-нибудь).

- Почему же, потратив 6 лепестков, девочка не получила удовольствия? (это были фактически бесполезные, глупые, эгоистичные желания)

Творческий вопрос:

- Что  нужно было сделать, чтобы чудо свершилось и желание исполнилось? (оторвать лепесток и сказать:                                                Слайд № 8

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели. Вели…)          

- Давайте попробуем запомнить эти слова. (По ходу чтения сказки обучающиеся хором читали эти строки. Проговаривают несколько раз с целью заучить наизусть).

Оценочные вопросы:                                                                     Слайд № 9

- Прочитайте последнее желание Жени. Как вы оцениваете последний поступок Жени? (Она – молодец, она тратит последний лепесток на то, чтобы вылечить мальчика Витю, инвалида с детства).

- Какая Женя?

                                                                                                 Слайд № 10

(Женя разная, но на самом деле оказалась доброй девочкой)

Практический вопрос:

- Как бы вы поступили на месте Жени, если бы у вас был свой цветик-семицветик?

- Я приготовила для вас цветы и хочу, чтобы вы раскрасили цветок и  написали свои желания на лепестках. Это будет вашим Д/З. (раздаточный материал)

Очень надеюсь, что ваши желания также будут добрыми.

-Вспомните, как назывался раздел учебной программы по чтению, который мы изучали?(«Спешите делать добро»).                                             Слайд № 11   

- Чтобы творить добро, обязательно иметь волшебный цветок? (Нужно иметь доброе сердце).

5. Итоги урока.

- Ребята! Вам понравилась сказка? Сказка «Цветик-семицветик» написана в далёком 1940 году. Поэтому некоторые слова вам могут быть непонятны.

Хочется пояснить следующий эпизод сказки. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Учёный Папанин и его товарищи – учёные-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру. (Советский Союз, Ленинград)

- Как вы думаете, почему  сказка, написанная так давно, до сих пор пользуется успехом у читателей, постоянно переиздаётся? (Учит быть добрыми, а доброта – это вечная ценность. Во всех сказках добро всегда побеждает зло.)  

 

 - Вы все сегодня хорошо потрудились, были активными и внимательными. Особенно хочу отметить работу…………………. (назвать ФИ обучающихся).

Надеюсь, что всё, о чём мы говорили сегодня на уроке, вы запомните надолго.

                                                                                                   

А закончить наш урок внеклассного чтения мне хочется стихотворением Игоря Лученка «Доброта».

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

    Рефлексия.

- Оцените своё настроение к концу урока с помощью смайликов.                    

   Молодцы!                                                                                Слайд № 12

Простые вопросы:

- Какие признаки сказки есть в тексте?                                  

- Кто является  главной героиней сказки?

- Куда мама отправила Женю и зачем?

- Откуда у неё появился чудесный цветок?

Уточняющий вопрос:

- Я правильно поняла, что старушка

подарила Жене волшебный цветок

не просто так?

Она хотела помочь девочке?

Интерпретационные вопросы:

1.Достаточно же было одного лепестка,

чтобы девочка вернулась домой.

 Почему старушка подарила ей целый цветок?

 2. Почему же, потратив 6 лепестков,

девочка не получила удовольствия?

Творческий вопрос:

- Что  нужно было сделать,

чтобы чудо свершилось

и желание исполнилось?

Оценочные вопросы:                                                                    

Как вы оцениваете последний

 поступок Жени?   Какая Женя?

Практический вопрос:

- Как бы вы поступили на месте

Жени, если бы у вас был

свой цветик-семицветик?

Д/З раскрасьте цветок и напишите свои желания на лепестках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения по теме "Кононенко. Резеда."

Данный урок чтения может быть проведён в 4 классе кррекционной школы VIII вида....

Конспект урока чтения по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка".

В данном материале представлен подробный конспект урока чтения для учащихся 3 классов С(к)ОУ VIII вида по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка"....

Конспект урока чтения по теме «А. Шибаев «Кто кем становится» (3 класс)

Цели: познакомить детей с новым произведением А.А. ШибаеваЗадачи: Образовательная- упражнять в чтении небольшого произведения, развитие техники плавного, выразительного, беглого чтения;- развивать свя...

Конспект урока чтения по теме: Е.Чарушин Барсук

Конспект урока чтения по теме: Е.Чарушин Барсук, 2 класс школа VIII вида...