"Любовь и творчество на страницах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
презентация к уроку по литературе

Шабанов Александр Викторович

презентация к уроку литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любовь и творчество на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита » Разработал учитель русского языка и литературы Шабанов А.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева

Слайд 2

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Мастер Маргарита Любовь

Слайд 3

Что принесла любовь главным героям? Какую ответственность несет творец за свое произведение? Кого можно назвать настоящим писателем? На какие жертвы готов любящий человек?

Слайд 4

Роль Маргариты в жизни Мастера

Слайд 5

Роль Маргариты в жизни Мастера За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной любви?... За мной, читатель, … и я покажу тебе такую любовь! По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Слайд 6

Роль Маргариты в жизни Мастера Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей. Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера. ВЕРНУТЬСЯ

Слайд 7

Роман – смысл жизни Мастера Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество. В. Гюго Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.

Слайд 8

Роман – смысл жизни Мастера Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается . Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни. Образ Мастера позволяет М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.

Слайд 9

Роман – смысл жизни Мастера Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света. Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона . ВЕРНУТЬСЯ

Слайд 10

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Мастер Иван Бездомный МАССОЛИТ Творчество Антитворчество

Слайд 11

МАССОЛИТ и Мастер Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП. Члены МАССОЛИТА озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, «перелыгинскими» дачами – всем, кроме искусства . - Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!

Слайд 12

МАССОЛИТ и Мастер Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера. Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.

Слайд 13

МАССОЛИТ и Мастер

Слайд 14

МАССОЛИТ и Мастер Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире. ВЕРНУТЬСЯ

Слайд 15

Самопожертвование Маргариты Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера. Страдальцы любви, я завидую вам. Знакомы вам язвы, знаком и бальзам! Саади

Слайд 16

Самопожертвование Маргариты Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она. После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.

Слайд 17

Самопожертвование Маргариты

Слайд 18

Самопожертвование Маргариты Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Слайд 19

Самопожертвование Маргариты Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 20

Заключение В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру. Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.

Слайд 21

Заключение В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства. ЛИТЕРАТУРА

Слайд 22

Литература Б у л г а к о в М. А. Пьесы. Романы. – М., 1991 В мире мудрых мыслей. Сост. К а р и н С. Х. – М., 1962 Л е о н о в а Г. Н., С т р а х о в а Л. Д. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Анализ текста. – М., 2000 Ресурсы Интернета ( www . bulgakov . ru , www . coolsoch . ru , www . bank . referatov . ru ) С о к о л о в Б. В. Михаил Булгаков. – М., 1991 Ч у д а к о в а М. О. Михаил Булгаков: эпоха и судьба художника. – М., 1991 Я н о в с к а я Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983 АВТОРЫ

Слайд 23

Кот Бегемот ВЫХОД ВЕРНУТЬСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе в 11 классе "По страницам "гениально угаданного" романа" (М.Булгаков. "Мастер и Маргарита")

Презентация по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" представляет собой викторину  "По страницам "гениально угаданного" романа". Викторину можно проводить как обобщающий урок и как внеклассное...

Библейские страницы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

Урок по литературе по роману Булгакова"Мастер и Маргарита"....

Конспект урока "По ершалаимским страницам романа "Мастер и Маргарита"

Мастер-класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Открытый урок на муниципальный конкурс "Учитель года - 2018" "Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Интерпретация отдельных страниц романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" с точки зрения христианской культуры.

В данном материале представлена исследовательская работа учащихся 11 класса, столкнувшихся в учебниках литературы и в интернете с интепретацией произведения, противоречащей замыслу автора. Последними ...

Интерпретация отдельных страниц романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с христианской точки зрения

Данная исследовательская работа - попытка разобраться в самом зашифрованном романе 20 века. Что хотел сказать нам Михаил Афанасьевич? В ответе на этот вопрос помогут мысли христианских мыслителей, наш...