Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин) «История одного города» (1869 – 1870) Обзор
статья по литературе (10 класс)

Статья построена как обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина "История одного города".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин)

«История одного города» (1869 – 1870)

Обзор

Люди позабыли прошедшее и не задумывались о будущем…

М.Е. Салтыков - Щедрин

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

А.С. Пушкин

«История одного города» сконцентрировала в себе итоги многолетних размышлений М.Е. Салтыкова-Щедрина над современной ему действительностью и её историческими истоками. Как же отразились в произведении эти мысли? Обратимся к тексту.

Последний летописец г. Глупова в обращении к читателю замечает: «Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие, и только у себя мы таковых не обрящем? Смешно и нелепо даже помыслить таковую нескладицу…» (NB! Нерон – римский император, известный деспотией, жестокостью, развратом, своим правлением приведший государство к экономическому краху. ) Т.е. летописец гордится жизнью под Неронами!

Сама история г. Глупова превратилась в историю градоначальников. Все они  «как бурные, так и кроткие, оставили по себе благодарную память в сердцах сограждан, ибо все были градоначальники»

        Опись градоначальников , «в разное время в город Глупов от высшего начальства поставленных», представляет собой 22 варианта проявления САМОВЛАСТИЯ. Остановимся на наиболее ярких из них.

        Итак, лики самовластия или Нероны города Глупова

1

Глава «Органчик»

В ней рассказывается о правлении Дементия Варламовича Брудастого (порода русских гончих, отличающихся «сварливым» характером и злобой).

Салтыков-Щедрин писал: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы: «Не потерплю!» и «Разорю!», а в том, что есть люди, которых всё существование исчерпывается этими двумя романсами».

Голова (пустой ящик, заключающий в одном углу небольшой органчик, исполняющий 2 нетрудные музыкальные мелодии) – важная, по-гоголевски выразительная деталь, помогающая представить всю примитивность натуры градоначальника. А вот  другое описание этого героя: «Письмоводитель градоначальника, вошедши утром с докладом в его кабинет, увидел такое зрелище: градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова... Письмоводитель выбежал в таком смятении, что зубы его стучали.»

Итак, пользуясь неограниченной властью этот градоначальник (примитивная натура!) добился следующих результатов: «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города; частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали; будочники позабыли, что значит путем поесть, и с тех пор приобрели пагубную привычку хватать куски на лету. Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит, и выскребает всё новые и новые понуждения... Гул и треск проносятся из одного конца города в другой, и над всем этим гвалтом, над всей этой сумятицей, словно крик хищной птицы, царит зловещее: «Не потерплю!»

Можно сразу отметить и то общее, что лежит в основе деятельности всех «властителей» г. Глупова: «…Делал походы против недоимщиков», «обложил в свою пользу жителей данью», «брал однажды приступом город Глупов», - т.е. деятельность градоначальников носит антинародный характер.

2

Главы  «Голодный город», «Фантастический путешественник», «Соломенный город» описывают правление бригабира Фердыщенко (ступени властолюбия, которые он проходит). Сначала умеренный градоначальник, попав в ситуацию абсолютной неограниченной власти, начинает ею пользоваться и уже не может остановиться, теряя последнее человеческое, что в нём было.

Поначалу  «он ни во что не вмешивался, ел жирную пищу, пил квас и любил уснащать свою речь ласкательным словом «братик-сударик»: «А ведь корову-то, братик-сударик, у тебя продать надо! Потому, братик-сударик, что недоимка – это святое дело!» И для глуповцев это было время процветания: «Целых шесть лет сряду город не горел, не голодал, не испытывал ни повальных болезней, ни скотских падежей». «В первый раз вздохнули глуповцы и поняли, что жить «без утеснения» не в пример лучше, чем жить «с утеснением».

Но неограниченная власть постепенно развращает слабого человека. Так случилось и с новым градоначальником. «…На седьмом году правления Фердыщенку смутил бес». Он увёл чужую жену. Теперь он «каждое утро бегал по лавкам и всё тащил, всё тащил» (сообщается и то, что примерно в это время сгорел в бригадировом доме архив, «в котором временно откармливалась к праздникам свинья»). Засуха, голод, болезни обрушились на город Глупов. Что же предпринял градоначальник? «…Для предотвращения зла сейчас же составили комиссию, написали проект об устройстве временной больницы на десять кроватей, нащипали корпии и послали во все места по рапорту».

Рассмотрим ещё один фрагмент, посвящённый деятельности этого градоначальника. «С одной стороны, он чувствовал, что ему делать нечего; с другой стороны, тоже чувствовал — что ничего не делать нельзя. Поэтому он затеял нечто среднее, что-то такое, что́ до некоторой степени напоминало игру в бирюльки. Опустит в гущу крючок, вытащит оттуда злоумышленника и засадит. Потом опять опустит, опять вытащит и опять засадит. И в то же время все пишет, все пишет. Первого, разумеется, засадил Боголепова, который со страху оговорил целую кучу злоумышленников. Каждый из злоумышленников, в свою очередь, оговорил по куче других злоумышленников. Бригадир роскошествовал…» Насколько очевидна авторская позиция в этом фрагменте главы, ведь деятельность градоначальника сравнивается с игрой в бирюльки!

Культ личности (Фантастическое путешествие)

Он вообразил себе, что травы сделаются зеленее и цветы расцветут ярче, как только он выедет на выгон. «Утучнятся поля, прольются многоводные реки, поплывут суда, процветет скотоводство, объявятся пути сообщения», — бормотал он про себя.

План был начертан обширный. Сначала направиться в один угол выгона; потом, перерезав его площадь поперек, нагрянуть в другой конец; потом очутиться в середине, потом ехать опять по прямому направлению, а затем уже куда глаза глядят. Везде принимать поздравления и дары.

Смерть от обжорства (После второй перемены (был поросенок в сметане) ему сделалось дурно; однако он превозмог себя и съел еще гуся с капустою...Видно было, как вздрогнула на лице его какая-то административная жилка, дрожала-дрожала, и вдруг замерла..).

        Т.о. , используя иронию и сарказм, автор показывает, как власть развращает человека, уничтожая в нём всё человеческое, если он слаб и не имеет нравственного стержня!

Даже войны за просвещение (так называется целая глава – оксюморон!) в условиях беззакония приводят к войнам с просвещением. Новому градоначальнику (Василиск Семёнович Бородавкин!) не удалось устроить в городе академию. Ну так что ж! Пока административный пыл не остыл, выстроили съезжий дом! (т.е. особое помещение при полиции, где по распоряжению администрации производились телесные наказания).

        Становится очевидно, что абсолютная власть развивается в сторону абсурда. Его вершиной становится правление Угрюм-Бурчеева.

3

Глава «Подтверждение покаяния. Заключение»

«Это мужчина среднего роста, с каким-то деревянным лицом, очевидно, никогда не освещавшимся улыбкой. Густые, остриженные под гребенку и как смоль черные волосы покрывают конический череп и плотно, как ермолка, обрамливают узкий и покатый лоб. Глаза серые, впавшие, осененные несколько припухшими веками; взгляд чистый, без колебаний».  Этот портрет имеет сходство с внешностью Николая I.  И вместе с тем фамилия созвучна с фамилией Аракчеева (с 1812 г. Управляющий Канцелярией императора Александра I,  с 1821 года — назначается главным начальником Отдельного корпуса военных поселений; с ним связывается установление в России режима реакционного полицейского деспотизма и грубой военщины (времена А.С. Пушкина). В образе этого героя прослеживаются черты ещё одного исторического лица – сына княгини Ольги князя Святослава Игоревича, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли.  Таким образом, очевидно, что перед нами не пародия на конкретное историческое лицо, а собирательный образ.

Стоит отметить  КАК Угрюм-Бурчеев становится градоначальником.

Ревнивый начальник решился испытать своих подчиненных и кликнул клич.— Кто хочет доказать, что любит меня, — глашал он, — тот пусть отрубит указательный палец правой руки своей!..
Но не успел он кончить, как из рядов вышел простой, изнуренный шпицрутенами прохвост и велиим голосом возопил:— Я хочу доказать! С этим словом, положив палец на перекладину, он тупым тесаком раздробил его. Сделавши это, он улыбнулся. Это был единственный случай во всей многоизбиенной его жизни, когда в лице его мелькнуло что-то человеческое.

 Начальник сначала изумился, но потом пришел в умиление. — Ты меня возлюбил, — воскликнул он, — а я тебя возлюблю сторицею! И послал его в Глупов.

Всё, что мы узнаём об этом герое, ёмко определено автором как «УПРАЗДНЕНИЕ ЕСТЕСТВА» т.е. бездушное, механистическое поведение, исключающее естественные человеческие чувства и разум.

Спал он на голой земле, вместо подушки подкладывал под голову камень. Вставал с зарёю, надевал вицмундир и тут же бил в барабан.

Идеалом для него стала «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы». Разума он не признавал вовсе. «Перед всем, что напоминало веселье или просто досуг, он останавливался в недоумении. Нельзя сказать, чтоб эти естественные проявления человеческой природы приводили его в негодование: нет, он просто-напросто не понимал их».

Этот градоначальник вознамерился построить образцовый город. «Но что значит «создавать» в понятиях такого человека, который с юных лет закалился в должности прохвоста?» (Прохвост – негодяй, мерзавец + старое значение – тюремный смотритель, палач.) «…Это значит взять в руку топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти куда глаза глядят». (Сарказм!)

Рисуя порядки, установленные Угрюм-Бурчеевым, автор создаёт антиутопию. Посредине - площадь, от которой радиусами разбегаются во все стороны улицы, или, как он мысленно называл их, роты.  Ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка - словом, ничего такого, что могло бы служить препятствием для вольной ходьбы, он не предусмотрел.

Всякий дом есть не что иное, как поселенная единица, имеющая своего командира и своего шпиона. В каждом доме живут по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков, причем лица различных полов не стыдятся друг друга. Одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста. Дети, которые при рождении оказываются не- обещающими быть твердыми в бедствиях, умерщвляются.

 Школ нет, и грамотности не полагается; наука числ преподается по пальцам. Нет ни про- шедшего, ни будущего, а потому летосчисление упраздняется. Праздников два: один весною, немедленно после таянья снегов, называется "Праздником неуклонности" и служит приготовлением к предстоящим бедствиям; другой - осенью,  называется "Праздником предержащих властей" и посвящается воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных. От будней эти праздники отличаются только усиленным упражнением в маршировке.

В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей. Все живут каждую минуту вместе, и всякий чувствует себя одиноким. Жизнь ни на мгновенье не отвлекается от исполнения бесчисленного множества дурацких обязанностей, из которых каждая рассчитана заранее и над каждым человеком тяготеет как рок. Женщины имеют право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ.

Угрюм- Бучеев разрушил город. Но не смог обуздать реку. Погиб, сметённый стихией.

Но! Уничтожение идиота не есть уничтожение идеи абсолютной власти. А потому городу ещё предстоит пережить Перехват-Залихватского, который «въехал в город на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки».  

4

 «История одного города» не просто сатире смелая дань. Сила Щедрина в том, что он не только критикует власть, но и говорит о позитивных мерах.

Так, в главе «Эпоха увольнения от войн» летописец говорит о благоденствии обывателей в эпоху правления Миколадзе и Прыща: просвещение и сопряженные с оным экзекуции временно прекратились; новые законы не издавались.

Результаты были получены с первого же раза изумительные. Не прошло месяца, как уже шерсть, которою обросли глуповцы, вылиняла вся без остатка, и глуповцы начали стыдиться наготы. Спустя еще один месяц они перестали сосать лапу, а через полгода в Глупове после многих лет безмолвия состоялся первый хоровод, на котором лично присутствовал сам градоначальник и потчевал женский пол пряниками".(Миколадзе)
       Прыщ выдвигает «план компании: отдохнуть-с». «Тут же хлеб уродился необыкновенно, а пчёлы стали носить втрое больше мёду».

Вывод: чем дальше государство от личности, тем надёжнее основа для его процветания. Автор также приводит читателя к выводу о том, что управлять народом должен не градоначальник (хороший или плохой), а закон.

К написанию закона ближе всех подошёл друг юности Сперанского Беневоленский   (бене (лат)важно, + воля – важна воля).  Конституция не была написана, т.к., утверждает летописец, Беневоленский запутался в определении слова «право», которое казалось ему весьма загадочным не в пример слову «обязанность». Но в этом, безусловно, есть прозрачная параллель с отечественной историей, когда в эпоху правления Александра I возвысился Сперанский, но его бурная законодательная деятельность быстро сменилась аракчеевской муштрой (вспомним Угрюм-Бурчеева)

В приложении к «Истории…» помещены рабочие тетради Беневольского с поектом Устава  о свойственном градоправителю добросердечии. Этот документ носит демократический характер, т.к. все обязанности градоначальника сосредоточены на благополучии народа. Для обывателя оговаривается право на отдых, права градоначальника не оговариваются вовсе.

5

Образ народа в романе «История одного города»

Если в описании градоначальников С-Щ использует сарказм, то в описании народа сквозит горькая ирония.

Писателя не раз упрекали в том, что он не любит, не уважает русский народ, на что великий сатирик отвечал: «Сочувствие к народу вызывается в первую очередь его стремлением к самосознанию». Т.е. нельзя уважать народ, который сам себя не уважает, не ценит собственный ум, силу, традиции, историю.
С-Щ приходит к мысли о том, что люди живут одним сегодняшним днём.  Хорошо это или плохо? Вспомним знаменитые пушкинские строки:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу.
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога Самого
Самостоянье человека
Залог величия его.

Поэт считал, что без прошлого нет будущего. Без опыта проб и ошибок, без гордости и горечи за свою историю нет личности, нет национального самосознания, нет будущего.

«О корени происхождения глуповцев»

Был, говорит летописец, в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере. «Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадётся – об стену тяпают. По соседству жили другие племена (лукоеды, куралесы, кособрюхие  и др.). ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменяя всё сие тем, что постоянно враждовали между собою». То есть из-за излишней воинственности они не имели времени продумать образ правления, нравственные законы.

Мы видим, что из-за отсутствия привычки думать эти люди усвоили слишком легкомысленное отношение к завтрашнему дню (надоело воевать – пошли искать князя, да не какого-нибудь, а самого глупого, т.к. те, что поумней, отказывались владеть таким народом). «Шли сначала всё ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочком, да и…прямо на поляночку… Сидит, это, перед ними князь да умной-преумной…в ружьецо попаливает да сабелькой помахивает. Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнёт сабелькой, то голова с плеч долой». Не заметили головотяпы, как потеряли волю. И заложили они на болотине город Глупов, и по тому городу стали глуповцами называться.

И когда власть начала притеснять, а глуповцы бунтовать, тогда князь «прибых собственною персоною в Глупов и возопи:-Запорю!» С этим словом начались исторические времена».

Мысль о добровольном унижении, покорности народа перед лицом абсолютной власти непонятной и пугающей проходит через всё произведение. Пытается ли простой народ противостоять ей?  Да! Находились «смельчаки», которые предлагали «поголовно пасть на колени и просить прощения» . Но и те сомневались: «А что, если так это именно и надо?..»

Бунт на коленях изображён и в главе «Войны за просвещение» и в главе «Голодный город».

«Мы люди привычные! Ежели нас теперь всех в кучу сложить и с четырёх концов поджечь – мы и тогда противного слова не молвим».

Обобщение же  портрет глуповского обывателя получает в одном из лирических отступлений летописца  (гл. «Поклонение мамоне и покаяние»):  «…Глуповцы беспрекословно подчиняются капризам истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости в смысле самоуправления; напротив того, они мечутся из стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом. Никто не может отрицать, что это картина не лестная, но иною она не может и быть, потому что материалом для неё служит человек, которому с изумительным постоянством долбят голову, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления».

        Таким образом, описывая различные беды и катастрофы,  изображая историю народа, сатирик придает ей характер фарса. Рисуя картины жизни глуповцев, он постоянно балансирует между комедией и трагедией. М.Е. Салтыков-Щедрин был великим скептиком и не верил в возможность решительных усовершенствований общественной жизни. Но в то же время он не мог молчать, видя вокруг себя низость, глупость и ложь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "М.Е.Салтыков-Щедрин "История одного города".

В презентации : история создания, проблема жанра, материалы к главе "Опись градоначальников"....

М. Е. Салтыков-Щедрин "История одного города"

Уроки по повести "История одного города" Салтыкова-Щедрина М.Е....

Тест М.Салтыков-Щедрин «История одного города»

Тест М.Салтыков-Щедрин «История одного города»...

Салтыков-Щедрин. История одного города

Презентация для урока литературы в 8 классе...

М.Е.Салтыков-Щедрин. "История одного города"

Презентация содержит материал по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина по роману "История одного города" (история создания романа, тема, идея, жанр и композиция)...

М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города". Художественная сатира на современные писателю порядки

М.Е. Салтыков-Щедрин.  "История одного города". Художественная сатира на современные писателю порядки...