Презентация к уроку "От сострадания к взрослению"
опыты и эксперименты по литературе (10 класс)

Ирина Николаевна Кунгурова

вспомогательный материал к уроку литературы в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_sostradaniya_k_vzrosleniyu.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

От сострадания к взрослению.

(тема записывается тогда, кода ее сформулируют дети)

Эпиграф:

Жизнь нуждается в милосердии…

А.Дементьев.

А.Лиханов «Чистые камушки»

Б.Екимов «Ночь исцеления»

                  «Говори, мама, говори»

Направления:

  1. «Отцы и дети»
  2. «Мечта и реальность»
  3. «Доброта и жестокость»
  4. «Месть и великодушие»
  5. «Искусство и ремесло»

Ход урока

Друзья, наш урок пройдет в рамках подготовки к итоговому сочинению.

К сегодняшнему занятию вы подготовили анализ рассказов.

Как вы думаете, какие общечеловеческие понятия объединяют эти рассказы?

      - сострадание

     -счастье

      -добро

      - милосердие

      - нравственность

       - честность

      - справедливость

      - исцеление

      - взросление(моральное)

Поясните эти понятия

Давайте определим тему урока

Герой каждого произведения, проявляя сострадание, трудным путем идет к взрослой жизни. На первый взгляд кажется, что героиня рассказа «Говори, мама, говори» - взрослый человек, но до определенного момента она незрелая душой. Но у нее произошла переоценка ценностей и случился духовный рост, что позволило ей по-другому взглянуть на жизнь…

 - Кто самый младший из героев? (Михаська из рассказа «Чистые камушки») 

 - Что вы знаете об авторе данного рассказа ( СЛАЙД 1)

 - Истоки повести (СЛАЙД 2)

 - Повесть называется «Чистые камушки». С чем у вас ассоциируется слово «чистый»? ( СЛАЙД 3).

Герой рассказа встретился с подлостью (где?) и сумел ей противостоять

 - какие проблемы были в душе Михаськи? (страх за друга, изменения отца, работа матери, изменившееся отношения друзей..)

 - почему Михаська решил инсценировать смерть?

 - отметьте строки в отрывке, где мальчик взрослеет

 - в какой момент произошел  перелом?(зачитать)

  - что произошло в его душе, когда он подошел к отцу? (жалость, сострадание)

 - где оказаласть та заветная волшебная палочка? (в самом человеке)

- В какой момент повзрослел Михаська?( когда подумал не о себе)

 - Почему вернулся Михаська? (уйти – значит сдаться)

 Вывод: взросление начинается тогда, когда можно утешить чужую боль, исцелить страдание.

Предположите дальнейшее действие в рассказе….

Второй рассказ, о котором пойдет речь – «Ночь исцеления»

Автор этого рассказа – Борис Екимов. (СЛАЙД 4)

  - Как вы понимаете слово исцеление?

 - Как оно связано с нашими ключевыми понятиями?

 - Кто главный герой рассказа? (подросток Гриша)

 - Почему баба Дуня сама редко навещала родных?

 - Скучает ли она по родне?

 - Какие однокоренные слова часто употребляет автор по отношению к ней? (одиночество, одинокая, одна)

 - Для чего он это делает? (чтобы подчеркнуть состояние бабы Дуни)

 - Что для нее значит одиночество?

 - как она изменилась с приездом Гриши?

 - как относились близкие к болезни бабы Дуни?

(одного понимания болезни оказалось мало, подобное надо лечить не лекарствами)

 - Как сама баба Дуня относилась к болезни?

 - что произошло с ней во время войны (СЛАЙД 5) слайд 6

 - какова была первая реакция на крики бабушки  ночью? (Гриша ее  разбудил и посоветовал лечь на другой бок)

 - что еще снилось бабе Дуне (что отнимали мешок с желудями)

 - что решил предпринять внук (вначале мальчик воспринимал рассказы бабушки отстраненно, но потом это становиться его собственной болью)

 Чтобы исцелить бабу Дуню, ему приходится выбрать один из способов.

 - Какой из способов выбирает мальчик и чем они отличаются?(второй более гуманный)

 - Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся? (чтобы исцелить ее до конца – добротой и лаской)

Работа с отрывком

Исцелился и Гриша. От черствости и равнодушия У него наступило прозрение. Ночная жизнь стала для него важнее.

Вывод:  исцеление было важно для Гриши не меньше, чем для бабушки . Так происходило его взросление. (СЛАЙД 7)

 - Предположите, как будут развиваться события дальше…..

Третий рассказ – «Говори, мама, говори» (слайд 8)

Следующий наш рассказ того же автора. Здесь мы видим самую взрослую героиню. Она живет отдельно от своей старой матери. Но в конце рассказа так же происходит взросление  героини. Моральное взросление.

 - для чего дочь купила матери мобильный?

 - как мать к нему относилась?

 - как часто и о чем дочь разговаривала с матерью?

-  что больше волнует дочь?

- что значит «говорить конкретней» для матери и для дочери?

 - почему связь осуществлялась только через мобильный?

 - чего не было в вопросах дочери? (душевности)

 - что хотелось Катерине (душевного тепла)

 - что заставило Катерину говорить с голосом репродуктора?

Работа с отрывком

 - вы согласны, что  с матерью все в порядке?

 - почему дочь позвонила второй раз в обед?

 - чем отличается телефонный разговор  в начале и в финале?

 - что наступило  у дочери (прозрение, взросление)

 -  а  у матери? (исцеление)

(СЛАЙД 9)

 Как вы считаете, актуален ли это рассказ? А предыдущие? В чем?

Итак, что же объединяет проанализированные рассказы? (доброта души)

(СЛАЙД 10)

Завершить наше занятие  я хочу словами А. Дементьева (СЛАЙД 11)

 Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует,

Кто-то сердится,

Кто-то снова

В тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души —

Как топоры…

Слишком многих мы словом

Ранили,

Позабыв, что слова остры…

Слова могут так же ранить, как поступки – зачастую необжуманные.

 - Какая еще тема сквозной линией проходит через рассказы?

(отношение к близким людям)

Составьте и запишите синквейн по одному из рассказов

Д.З. – ЭССЕ.»Какие выводы вы сделали после анализа этих произведений?»

Вы тоже проходите период взросления. Скоро закончите школу и пойдете учиться – покинете родительский дом, а ваши родители будут жать вас – ваших звонков, теплых слов. Порой мы ссылаемся на недостаток времени или необязательность проявления теплоты в повседневной жизни, не задумываемся, что в нашем сострадании нуждаются самые близкие люди.  Помните, что от вашего участия зависит душевный покой ваших родных людей. Именно об этом изученные произведения…именно об этом будет песня….

Давайте посмотрим на направления итогового сочинения:

  1. «Отцы и дети»
  2. Мечта и реальность»
  3. «Доброта и жестокость»
  4. «Месть и великодушие»
  5. «Искусство и ремесло»

Подходят ли наши произведения к этим направлениям? ( практически ко всем)

Словаже могут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Границы взросления,где они..."презентация

Что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.Это диалог между родителями и детьми приводит к  решению многих поблем....

Презентация по теме "Взросление"

Презентация к уроку обществознания в 7 классе, по учебнику А.И.Кравченко...

Презентация к уроку литературы в 11классе "Истина или сострадание"(по пьесе М.Горького "На дне")

Данная презентация помогает наиболее доходчиво помочь учащимся разобраться в авторском отношении к человеку. Сатин и Лука не просто антиподы, они относятся к человеку по-разному, этот спор вечен. В пр...

Презентация по теме: "Милосердие и сострадание"

Данная презентация предназначена для проведения занятия с детьми, склонными к агрессии...

Презентация летнего праздника "День взросления"( проходил в конце лета).

Какое же красивое ты, яркое, разноцветное, солнечное и жаркое, с длинными днями и короткими ночами! Как не хочется с тобой расставаться, как хочется, чтобы ты подольше оставалось с нами! Все тебя любя...

Презентация к выступлению на тему "Социальный проект - воспитательная форма инициирования взросления учащихся"

Презентация к выступлению на тему "Социальный проект  - воспитательная форма инициирования взросления учащихся"...

Презентация для подготовки к сочинению по теме:"Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?"

Данная презентация помогает вспомнить особенности сочинения-рассуждения и подготовиться к написанию сочинения на заданную тему....