Программа внеурочной деятельности «Тропинка к творчеству»
рабочая программа по литературе (6, 7 класс)

Скажутина Лариса Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к творчеству» разработана для занятий с учащимися 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. За основу программы взят школьный проект «Крылья», реализуемый с 2005 года. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию русского языка, литературы, развитие их творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_6-7.docx338.7 КБ

Предварительный просмотр:

F:\ЛАРИСА\тропинка7 001.jpg

Программа внеурочной деятельности

«Тропинка к творчеству»

Содержание

Пояснительная записка        2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности        5

Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности        10

Календарно-тематическое планирование        17

Класс: 6 – 7

Срок реализации: 2  года

Пояснительная записка 

Нормативно-правовая база

  • Закон РФ «Об образовании» ФЗ-273 от 29.12.12
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приказ Президента РФ от 04.02.2010 № 271).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897.
  • Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от 07.12.2012 № 599).
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (от 12 мая 2011г. № 03-296).
  • Устав школы.
  • Основная образовательная программа основного общего образования.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к творчеству» разработана для занятий с учащимися 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. За основу программы взят школьный проект «Крылья», реализуемый с 2005 года. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию русского языка, литературы, развитие их творческих способностей.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир литературы, научить видеть литературный текст как цепь зашифрованных для читателя символов и посланий, попытаться постичь секреты творчества писателя, это должно способствовать развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, раскрыть творческие особенности некоторых писателей и поэтов, расширить словарный запас, формировать устойчивый навык создания текстов различных жанров, развивать речь обучающихся.Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу как в устной, так и в письменной форме.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение творческих способностей учащихся, переход от сотворчества к созданию собственных произведений. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению литературного языка. В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Для эффективного освоения программы курса желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Общая характеристика курса

        

Курс «Тропинка к творчеству»   призван реализовать следующие цели и задачи:

Цель курса: создание условий для оптимальной творческой самореализации личности и развития творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  •  Организовать практическую деятельность через реализацию творческих литературных проектов.
  •  Развивать творческие способности, интересы и склонности, индивидуальное мышление ребят.
  •  Формировать навыки совместной деятельности.
  •  Способствовать  успешной социализации учащихся.
  •  Развивать навыки   публичных выступлений.
  •  Воспитывать любовь к природе, родному краю, Отечеству.
  •  Прививать любовь к литературе и родному языку
  •  формировать  творческий потенциал  личности посредством использования различных  видов    деятельности.
  • поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях.

Принципы отбора содержания программы:

  • Принцип соответствия индивидуальному запросу обучающихся: содержание имеет личностную значимость.
  • Принцип практической значимости: формируемые знания и умения востребованы в повседневной жизни.
  • Принцип научности: предъявляемый материал соответствует современной трактовке определенных понятий, обучающимся предоставляется возможность сравнить разные точки зрения.
  • Принцип наглядности: для наиболее полного восприятия материал максимально иллюстрирован и представлен в виде реальных объектов, образцов.
  • Принцип интеграции: в процессе занятий осуществляется обобщение знаний, ранее полученных в разных учебных предметах.
  • Принцип творческой активности: на занятиях создаются оптимальные условия для проявления познавательной активности и творческого потенциала обучающихся.
  • Принцип психологической комфортности: занятия проходят в условиях благоприятной эмоциональной атмосфере.

Основные направления деятельности

Программа по внеурочной деятельности «Тропинка к творчеству» осуществляет следующие направления деятельности:

Познавательное – развитие интереса к русскому языку, к литературе, к теории литературы,  освоение  новых видов творческой деятельности.

Социальное - поиск одаренных детей и содействие их творческому развитию;

Практико-деятельностное – издание сборников стихотворений, публикация творческих работ обучающихся в школьной газете, региональной прессе, электронных СМИ.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

  • воспитание патриотизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации а на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
  • совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми .
  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
  • использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

По окончании изучения курса  обучающийся должен знать:

  • основные литературоведческие термины;
  • основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);
  • основные принципы написания  сочинений разных жанров, рассказов, стихотворений, творческих работ;
  •  содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

По окончании обучения обучающийся должен уметь:

  • анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
  • составлять собственный текст по аналогии с литературным произведением;
  • составлять творческие работы различных жанров;
  • подбирать материал к изучаемой теме;
  • подготовить и защитить творческий проект;
  • подготовить и провести публичное выступление;
  • работать индивидуально и в группе;
  • дать оценку своему участию в проектной деятельности;
  • оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
  • работать в Word,  Power  Point,  Publisher (создание страницы в сборник, создание презентации для защиты проекта)

Содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности

6 класс

Тема 1. Введение

Беседа. Заполнение читательской анкеты. Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.

Раздел 1. «Все мы родом из детства...»

Тема 2. «Подвиги моего детства»

Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. Просмотр фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г., режиссер Елена Стрижевская).

Тема 3. «Мечты моего детства»

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод  Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери . Литературный диктант для знатоков сказки.

Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем.  

Творческое задание: графические иллюстрации к произведению. Проблемный диалог по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения. Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей?

Тема 4. «Приключения моего детства»

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о всемирно известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями.

Литературная викторина «Узнайте героев по портретным характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель».  Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия», режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.). Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование.

Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?»

Тема 5. «Сказки моего детства»

Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Урок-путешествие на остров Нетинебудет.  Выставка разных изданий сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями.

Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов  биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр  М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). Сопоставительный анализ главных героев сказки. Читательский рейтинг.

Раздел 2. «Моя малая Родина»

Тема 6. «Моя Сибирь»

Стихотворение. Выставка книг, посвященных Сибири. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческие работы о Сибири

Тема 7. «Мифы, легенды, предания о Сибири»

О. Коряков. «Чудесная кладовая». Рассказы. Выставка книг, рассказ учителя об истории Сибири и ее подземных драгоценностях. Антиципация, выразительное чтение рассказов.

Тема 8. «Суровая природа Сибири»

Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы («Емеля-охотник», «Зимовье на Студё-ной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»). Выставка детских рассказов и сказок Мамина-Сибиряка.

Литературная игра «В каком рассказе живут герои Мамина-Сибиряка?». Литературная викторина  по рассказам писателя. Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев рассказов Мамина-Сибиряка.

Тема 9. «Мастера»

П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»).

Литературная игра «Хорошо ли ты знаешь сказы Бажова?». Работа над особенностями жанра сказа. Характеристика Хозяйки Медной горы, выставка детских рисунков. Игровое задание: «Где происходит действие в сказах?». Групповая работа по созданию обобщенной характеристики главных героев сказов Бажова.

Раздел 3. «Мир удивительных путешествий и приключений»

Тема 10. «Сказочное путешествие по Швеции»

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф.

Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов: литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов советского мультфильма «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм», Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.).

Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки  Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное творческое задание.

Тема 11. «Удивительный мир растений и насекомых»

Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок-путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотр начальных эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – Валерий Родченко, в главной роли – Василий Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Россия, 2005  г., режиссер – Александр Люткевич).

Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.

Тема 12. «Приключение длиною в жизнь»

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма «Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс Броснан).

Выставка разных изданий книг Д. Дефо.  Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из Читательского портфеля». Обмен  читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на острове».

Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова».  Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики.

Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Тема 13. «Отважные капитаны»

Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры И.О. Дунаевского к  первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936 г.). Просмотр фрагментов  Просмотр фрагментов художественного фильма «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин).

Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ учителя об истории создания книги.

Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа.

Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентации-викторины по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта»).

Раздел 4. «Страна Фантазия»

Тема 14. «Музыканты и вовсе немузыканты». Самая романтическая сказка

Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Просмотр фрагментов мультипликационного фильма «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия.

Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ  ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов»  и «вовсе немузыкантов».

Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини.

По возможности просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в театре. Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета.

Тема 15. «Все страньше и страньше». Самая необычная сказка

Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр фрагментов российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями.

Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина «Превращения Алисы в Стране Чудес». Выборочное  чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» по сказке Л. Кэрролла

Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной Заходером-переводчиком. Работа над характеристикой главной героини Алисы.

Тема 16. «Неведомое Средиземье». Самая героическая сказка

Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок-приключение по неведомому Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и экранизации книги всемирно известного английского писателя.

Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?». Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов фильма «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон).

Работа над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки.

 Тема 17. «Сказка о дружбе и верности»

В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного уральского писателя.

Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги.

Просмотр фрагментов художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр Анарио Мамедов).

Тема 18. Заключительное занятие

Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.

7 класс

Введение

Определение цели и задачи курса «Тропинка к творчеству».

Фольклор

Вековая мудрость народа. Пословицы и поговорки. Значение пословиц и поговорок. Ситуативность употребления пословиц и поговорок.

Творческая работа (сочинение по пословице).

Русские народные сказки

«Волшебное кольцо», «Мудрая дева», «Иван меньшой – разум большой». Поучительность и мудрость русских сказок, принцип построения сказки волшебной, бытовой. Структура сказки, роль зачина, концовки, повторов.

Творческая работа: презентация любимой русской народной сказки.

Сказки народов Сибири.

Тофаларские и бурятские народные сказки. Бурятские сказки «Сын бедняка и жестокий хан», «Медведь», «Аржа Боржи-хан и небесная дева Ухин», «Галдан и Баир», «Два барана и лиса», «Девица Хонхинур».Тофаларские сказки «Три великана», «Кабарга и лось», «Лиса и медведь», «Мать и три сына», «О плечной лопатке и хитром человеке», «Сказка о добром человеке».  Отношение народов Сибири к природе. Особенности сказок тофаларов и бурят, сходство с русскими народными сказками. Знакомство с бытом народов Сибири. Экскурсия в музей.

Творческая работа: Пишем  сказку о природе Восточной Сибири.

Юмор в литературе

А.П. Чехов «Налим», «Пересолил» .М.М. Зощенко «Не надо врать», «Бабушкин подарок», «Ёлка». Способы создания юмористического. Деталь в рассказе.

Творческая работа: «Пишем юмористический рассказ»

Чудеса Рождества

Рождественские рассказы. Сельма Лагерлеф « Святая ночь». Ф. Достоевский «Божий дар». И. Шмелев «Рождество». Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».  Чудесное и доброе в рождественских рассказах.

Творческая работа: «Рождественское чудо»

Рассказы для детей

В. Крапивин «Бабочка на штанге», «Мальчик со шпагой», «Бриг «Артемида».  А.Н.Рыбаков «Бронзовая птица». В. Железников «Жизнь и приключения чудака (Чудак из шестого б)».  Жизнь сверстников. Нравственные проблемы в детских рассказах.

Творческая работа: «Рассказ о сверстниках»

Детская фантастика

Миры Кира Булычева.  «Приключения Алисы Селезневой». Своеобразие жанра. Приемы создания фантастической картины мира.

Творческая работа: «Мир фантазии»

Поэзия

Стихотворения о природе С Есенина, И.Бунина, Н.Рубцова, А.Майкова, Ф.Тютчева, А.Фета. Мир природы. Художественные изобразительные средства в поэзии.

Творческая работа:  «Пишу стихи»

Стихотворения о Великой Отечественной войне. Подвиг народа в ВОВ. История страны и поэзия.

Творческая работа:  «Наследники победителей»

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Форма

Дата план/факт

1.

Вводное занятие.

1

Беседа

2.

«Подвиги моего детства» Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь».

1

Телефильм «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г., режиссер Е. Стрижевская)  - просмотр эпизодов, обсуждение

3-4

«Мечты моего детства» А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод  Н.Галь.

2

 Творческая работа по сказке

5-7

«Приключения моего детства» М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского.

3

Художественный фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (СССР, «Одесская киностудия», режиссер С. Говорухин, 1981г.). - просмотр эпизодов, обсуждение

8-9

«Сказки моего детства» Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой

2

Художественный фильм «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.).

Фильм «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр  М. Форстер, 2004 г., Miramax, США).- знакомство с фрагментами, творческая работа

10

«Моя Сибирь»

1

Творческая работа

11

«Мифы, легенды, предания о Сибири» О. Коряков. «Чудесная кладовая». Рассказы.

1

Поисковая работа (Легенды о родном крае0

12-13

«Суровая природа Сибири» Д. Мамин-Сибиряк. Рассказы о («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка»).

2

Сочинение о Сибири

14-15

«Мастера» П. Бажов. Сказы о Хозяйке Медной горы («Медной горы

Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка»).

2

 Творческая работа

16-17

«Сказочное путешествие по Швеции»  С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской.

2

Мультфильм «Заколдованный мальчик», («Союзмультфильм», Режиссер: Владимир Полковников, 1955 г.).

18-20

«Удивительный мир растений и насекомых» Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть.

3

Фильм-сказка «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – В. Родченко, в главной роли – В. Ливанов), либо мультфильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (2005  г., режиссер – А. Люткевич).

Защита творческих проектов

21-23

«Приключение длиною в жизнь»

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского.

3

Художественный фильм «Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Дж. Миллер).

Интерактивная презентация-викторина по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо»

Творческая работа

24 -26

«Отважные капитаны» Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой.

3

Художественный фильм «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер С.Говорухин).

Интерактивная презентация-викторина по роману Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Творческая работа

27

«Музыканты и вовсе немузыканты…». Самая романтическая сказка. Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой

1

Мультфильм «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Т. Ильина).

Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Творческая работа – сочинить сказку

28-29

«Все страньше и страньше…»

Самая необычная сказка. Л. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера.

2

Мультфильм «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Е. Пружанский).

Интерактивная презентация-игра «Знаешь ли жителей Страны Чудес?»

Творческая работа

30-31

«Неведомое Средиземье…»

Самая героическая сказка. Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой.

2

Художественный фильм «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр П. Джексон). Защита проектов

32-33

«Сказка о дружбе и верности» В.Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть.

2

Художественный фильм «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр А. Мамедов). Сочинение – рассказ

34

Заключительное занятие

1

Итоговая читательская конференция.

Выставка творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Дата план/факт

Вводное занятие. Определение цели и задач курса «Тропинка к творчеству»

1

беседа

Вековая мудрость народа. Пословицы и поговорки.

1

Презентация, беседа, творческая работа (сочинение по пословице)

Практическое занятие.  Чтение сочинений по пословице, рекомендации авторам.

1

Публичное выступление, беседа

«Что за прелесть эти сказки!». Русские народные сказки.

1

Презентация, беседа

Презентация любимой русской народной сказки.

1

Защита минипроекта, публичное выступление

Сказки народов Сибири (тофаларские, бурятские)

1

Экскурсия в Нижнеудинский городской музей, знакомство с экспозицией, посвященной жизни и быту тофов.

Пишем  сказку о природе Восточной Сибири.

1

Творческая работа по впечатлениям от экскурсии в музей

Презентация сказок.  Рекомендации авторам.

1

Проект «Наши первые сказки»

Юмор в литературе. Юмористические  рассказы.

1

Работа с текстом, беседа

Приемы создания юмористического в произведении.

1

Работа с текстом, беседа, практикум

Творческий проект «Пишем юмористический рассказ»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов «Пишем юмористический рассказ»

1

Публичное выступление

Рождественские рассказы.

 Чудесное и доброе в рождественских рассказах.

1

Беседа

Сельма Лагерлеф « Святая ночь». Ф. Достоевский «Божий дар». И. Шмелев «Рождество».

1

Работа с текстом, беседа

Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Самая чудесная рождественская сказка.

1

Презентация.

Работа с текстом, беседа

Творческая работа:

 «Рождественское чудо»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов  «Рождественское чудо»

1

Публичное выступление

Жизнь сверстников. Нравственные проблемы в детских рассказах.

1

Беседа.

Презентация. Посещение выставки книг для детей в детской библиотеке.

Повести и рассказы Владислава Крапивина.

1

Беседа.

Приключенческие повести А. Рыбакова.

1

Работа с текстом, беседа

Герой-чудак В.Железникова.

1

Работа с текстом, беседа

Творческая работа: «Рассказ о сверстниках»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов  «Рассказ о сверстниках»

1

Публичное выступление

Приключения Алисы Селезневой.  Фантастическая эпопея Кира Булычева.

1

Презентация.

Беседа.

Своеобразие жанра. Приемы создания фантастической картины мира.

1

Работа с текстом, беседа

Творческая работа: «Мир фантазии»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов  «Мир фантазии»

1

Публичное выступление

Стихотворения о природе. Художественные изобразительные средства в поэзии.

1

Беседа.

Презентация. Посещение выставки книг стихотворений о природе  в детской библиотеке.

Творческая работа: «Пишу стихи»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов  «Пишу стихи»

1

Публичное выступление

Стихотворения о Великой Отечественной войне. Подвиг народа в ВОВ. История страны и поэзия

1

Беседа.

Презентация. Посещение выставки книг о ВОВ  в детской библиотеке.

Творческая работа:

  «Наследники победителей»

1

Проектная деятельность

Защита творческих проектов    «Наследники победителей»

1

Публичное выступление

Итоговое занятие. Выставка достижений.

1

Презентация достижений учащихся



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ       Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...

Тьюторское сопровождение программы внеурочной деятельности «Тропинками здоровья» в 5 классе ГБОУ СОШ №519

Цель внеурочной деятельности в условиях ФГОС –  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культу...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" с обучающимися 2-х классов (психологическая направленность)....

Программа внеурочной деятельности "Тропинки творчества" (изодеятельность, лепка, аппликация и др.)

Программа внеурочной деятельности "Тропинки творчества" (изодеятельность, лепка, аппликация и др.)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" разработана для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС . Внеурочная деятельность является составной частью учебно - восп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» для обучающихся 5-6 классов

Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Подростку особенно трудно, когда на его собственное кризисное состояние накла...