Рабочая программа по родной литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс)

Любовь Михайловна Ламзина

Данная программа включает в себя дополнительные элементы для изучения родной русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_po_rod_lit_7kl.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенноеобщеобразовательное учреждение

«Кулеватовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей – предметников

протокол №2от26.08.2020г.

Приказ №52 от 01.09.2020г.

Директор МКОУ «Кулеватовская

 СОШ»: _________О.П.Щербинина

Рабочая программа

 по родной (русской) литературе

для  7  класса

(базовый уровень)

Срок реализации: 2021-2022 учебный год

                                                         Разработчик:  Ламзина

Любовь Михайловна - учитель

п.Рабочий

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Родная русская литература» для ООО обязательной предметной области «Родной язык и  родная литература» разработана на основе

нормативных документов:

Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

Фундаментального ядра содержания общего образования;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

 Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования; 

учебного плана МКОУ «Кулеватовская СОШ»


Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

. Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 7 классе на 18 часов.  

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работ-1, развитие речи-1.

  Планируемые результаты освоения учебного предмета

  Личностные  результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе:

Ученик научится

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- осознанию  российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему  России; осознанию своей этнической принадлежности

- формированию нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- соблюдению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии

 

Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

Ученик научится:

-  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

Ученик получит возможность научиться

планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;  

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять  контроль успешности своей учебной  деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Познавательные  результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

Ученик научится

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

Ученик получит возможность научиться

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы

Коммуникативные  результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

Ученик научится

умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;

Ученик получит возможность научиться

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;  оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические  высказывания  разной  коммуникативной направленности  в  зависимости  от  целей,  сферы  и  ситуации  общения  с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

Предметные  результаты освоения программы по родной литературе в 7 классе

Ученик научится:

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- владеть навыками характеристики героев-персонажей, давать оценку их поступкам;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

Ученик получит возможность научиться:

-осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры

- способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.  

Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • проект.  

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Русская литература XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX в.

1. Введение (1 ч)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

2. Устное народное творчество (1 ч)

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

3. Из литературы XVIII века (1)

И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три  льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

4. Из литературы XIX века (2 ч)

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте.  Основные темы, мотивы  стихотворения «Москва», «К  Пушкину»

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

5. Из литературы XX  века (12 ч)

А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палы-ча».

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

      Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Введение (1 ч.)

1

Введение. Роль родного слова в формировании личности человека.

1

Устное народное творчество (1 ч.)

2

Устное народное творчество. Представление о героизме русского народа в былинах «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь».

1

                                                             Из литературы XVIII века (1 час)

3

И.И.Дмитриев. Отражение человеческих пороков в баснях И.Дмитриева «Два веера», «Нищий и собака», «Три  льва», «Отец с сыном».

1

Из  литературы XIX века (2 часа)

4

Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте.  Темы и мотивы стихотворений «Москва», «К  Пушкину».

1

5

В.М Гаршин. Проблема героизма и подвига в рассказе «Сигнал».

1

Из  литературы XX века ( 11 часов + 1 рр)

6

А.Т.Аверченко. Юмор в рассказе  «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя.

1

7

Ю.М. Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «Юрина война»).

1

8

В.О.Богомолов. Будни войны в рассказе «Рейс «Ласточки».

1

9

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1

10

Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений.

1

11

В.Н.Крупин. «Женя Касаткин». Тема детского страдания в рассказе.

1

12

Р/Р Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе". Подготовка к написанию.

1

13

С.А.Баруздин. Истинные ценности в произведении «Тринадцать лет».

1

14

А.В. Масс. Тема детства в рассказе «Расскажи про Иван Палыча».

1

15

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Истинная красота в рассказе.

1

16

Контрольное тестирование № 1 в рамках промежуточной аттестации.

1

17

Е.А.Евтушенко.  «Картинка детства». Уроки нравственности в произведении.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...