Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)
консультация по литературе (6 класс)

Ганчева Наталья Викторовна

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров». Авторы считают, что предложенная форма научения школьников предмету, методический инструментарий урока, задания и упражнения релевантны и инновационны не только для анализируемого формата, но и для всего процесса научения школьников.

В качестве приложений к уроку - слайдовая презентация в анализируемом формате.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.И. Ганчев, Н.В. Ганчева, С.Г. Ганчев

Пояснительная записка к уроку литературы в 6 классе

общеобразовательной организации по теме

«Семантический объем лексемы «береза»

в литературных произведениях разных жанров»

Бытует мнение, что учащимся довольно легко ориентироваться в русской литературе. Однако это не так, особенно если ими не нажит многотрудный языковой и литературный опыты – исключительно многообразные во всех их внутренних и внешних, глубоко личных и социально-значимых проявлениях.

        Урок литературы «Семантический объем лексемы БЕРЕЗА в литературных произведениях разных жанров» (далее – Урок), на наш взгляд, достаточно емко и в то же время весьма лаконично освещает определенный круг вопросов по формированию у учащихся 6 класса языковых и литературных компетенций.

Урок является составной частью учебного модуля[1]; его продолжительность составляет  45 минут.

        Урок проводится в учебном кабинете, условно разделенном на несколько зон научения - «Академзону», «Зону активного ученического сообщества» и «Зону ИКТ» и т.д.  

        Столы, стулья - в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей.

Аксиома урока: литературная культура – основа социально-нравственной гармонии ребенка, его духовного развития и нравственного здоровья.

Принципы[2] урока:

1) принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка,

2) принцип действенного подхода,

3) принцип обоснованного ответа.

Особенности урока. Главное внимание -

        1) созданию проблемных ситуаций,

2) развитию аналитического наблюдения, способности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению,

3) преобразующему характеру деятельности (ребенок наблюдает, группирует, классифицирует, выявляет закономерности, делает выводы и т.д.),

4) интенсификации самостоятельной деятельности, связанной с эмоциональными переживаниями, эффектами неожиданности, включением ориентировочно-исследовательских реакций, творчеством и т.д.  

        Среди заданий и упражнений: задания-понятия, задания-обобщения, упражнения-рисования, упражнения-переводы, упражнения-домысливания и т.д.

        Методы научения:

        1) объяснительно-иллюстративный метод,

        2) метод теоретического анализа и синтеза источниковой базы,

        3) метод наблюдений,

        4) метод опросов.

        Методические приемы:

        1) приём «Кольцо»,

         2) прием «Дневники»,

        3) прием «Работаем вместе» и т.д.

        Техники:

        1) техника «Лингворисунок».

        Педагогические технологии:

        1) технология практического научения,

        2) технология развития критического мышления,                                  

        3) технология опережающего научения.

При разработке урока учтены положения научной, научно-методической и справочной литературы,  работы по возрастной психологии, информация из третьих источников, исследования педагогических работников России, ближнего и дальнего зарубежья, а также собственный профессиональный опыт по проблеме формирования у школьников предметных компетенций по русскому языку и литературе.


[1]         Модуль (module...) — одно из основных понятий когнитивизма, относящихся к обозначению тех простейших систем или частей, из которых состоит вся инфраструктура мозга /разума/ языка  и т. п. [8].

[2]         Принципы проведения урока – в ред. Г.А. Бакулиной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастье Родина Русский быт Русская душа Береза Великодушие Русская природа Русские традиции Русская литература

Слайд 2

Тема урока: „Семантический объём лексемы БЕРЕЗА в литературных произведениях разных жанров“

Слайд 3

Цель урока: присвоение новых знаний об особенностях репрезентации лексемы БЕРЕЗА в литературных произведениях разных жанров

Слайд 4

Задачи-прогнозы : 1) определить содержание сборника, 2) осуществить оформление его обложки, 3) проанализировать образ БЕРЕЗЫ в произведениях устного народного творчества, 4) подготовить к сборнику иллюстрации

Слайд 5

Символ России

Слайд 6

Глава 1. Народные приметы

Слайд 7

Из березы течет много сока — к дождливому лету

Слайд 8

- Когда береза перед ольхой лист пустит — лето будет сухое

Слайд 9

- Когда береза станет распускаться — пора овес сеять

Слайд 10

Глава 2. Обрядовые песни

Слайд 11

Березка, березка, Завивайся, кудрявая, К тебе девки пришли, К тебе красны пришли, Пирога принесли Со яичницей...

Слайд 12

Глава 3. Народные традиции

Слайд 13

На горе города Завиты ворота, В те ворота Настя шла, За собой вела красных девушек , За Настей шла Татьяна, За собой вела всех подруженек...

Слайд 14

Глава 4. Народные праздники

Слайд 15

Завили веночки, Завили зелены, На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый, На овес ресистый, На гречиху черную, На капусту белую...

Слайд 16

Глава 5. Загадки

Слайд 17

ЗЕЛЕНА , а не луг, БЕЛА , а не снег, КУДРЯВА , а не голова

Слайд 18

Глава 6. Колдовское дерево

Слайд 19

Там, где берег обрывом и речка, Не ходи по ночам, не ходи! Там русалка нашепчет словечко — и поселится смута в груди

Слайд 20

Символ России

Слайд 21

С.А. Есенин (1895 - 1925)

Слайд 22

С. Есенин Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

Слайд 23

Лингворисунок – это: 1) интеллектуальный продукт, имеющий личностный смысл, ценностную природу, индивидуальную «окраску»; 2) особый «ключ» к декодированию мышления учащихся, «вербализованный» в цветолексемах и символах, языковых описаниях и стилях; 3) «питательная среда» для совершенствования научения учащихся вообще, русскому языку и литературе в частности. [Ганчев, Ганчева, Ганчев 2009: 11]

Слайд 24

Н.М. Рубцов (1936 — 1971)

Слайд 26

Н. Рубцов Березы Я люблю, когда шумят берёзы, Когда листья падают с берёз. Слушаю — и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. Всё очнётся в памяти невольно, Отзовётся в сердце и в крови́. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же берёза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и с дождём шумел, как улей, Вот такой же жёлтый листопад… Русь моя, люблю твои берёзы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз…

Слайд 28

В.П. Астафьев (1924 - 2001)

Слайд 29

В.П. Астафьев СВЕЧА НАД ЕНИСЕЕМ

Слайд 30

„ ПОЧИН ' АТЬ, поч ' ать что , почан ' уть пск. за(на,в)чинать, приступать къ д ƀ лу, браться за что, стать д ƀ лать, положить чему начало <…>“. [ В.И. Даль 2007: II , 370 ]

Слайд 31

В.П. Астафьев СВЕЧА НАД ЕНИСЕЕМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

доклад : «Личностное восприятие учащимися художественных произведений разных жанров».

материал для подготовки к урокам литературы в 5- 11 классах...

Рецензия на литературное произведение как жанр

Предлагаемый урок направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию, ...

Методика работы с произведениями разных жанров

При работе над произведением следует выполнять следующие методические требования....

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы "совесть" в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай")

Урок литературы в 6-ом классе общеобразовательной организации "Отзвук взыскующей совести" (к вопросу экспликации лексемы совесть в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай") разработан ...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...