Рецензия на литературное произведение как жанр
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Коновалова Лариса Абрамовна

Предлагаемый урок направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya_kak_lit_zhanr.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рецензия на литературное произведение как жанр                                                  

Воспитательные цели: воспитание у школьников активной жизненной позиции, интереса к изучению литературы.

Развивающие цели: развивать творческие способности учащихся, способность развитию логического мышления; продолжить формирование навыков интерпретации и анализа художественного текста;

Образовательные цели: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений - рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: анализировать незнакомый и несложный текст с литературоведческих позиций, использовать средства оценки,

употреблять разнообразные речевые конструкции;

Оборудование:

  1. Написанный на ватмане эпиграф занятия: «Хорошо читать – это значит  

      рассуждать, значит мыслить вместе с автором». М.А.Рыбникова

2. Тексты произведений современных авторов.

3. Индивидуальные карточки с числовордом.

4. Памятка «Как писать рецензию».

Ход занятия.

I. Актуализация изученного материала.

Учитель: Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы  узнаете, о каком жанре сочинений пойдет речь на нашем занятии.

Работа с индивидуальными карточками.

Числоворд:

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.

1,7,14,12,10,9,4,6 - автор повести «Деньги для Марии»; 11,9,3,15,13 - жанр сочинения;  

16,12,4,18,1,7,17- изречение, краткая цитата, предпосланная

произведению или его части и характеризующая их основную идею.

13,2,14,6,7 -время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».

Автор повести «Деньги для Марии» - В.Г. Распутин; Жанр сочинения - отзыв;

Изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая основную идею - это эпиграф;

Время года - весна.

Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, мы на нашем занятии  поговорим о рецензии.

Речевая разминка.

- Прочитайте высказывание М.А. Рыбниковой про себя. Как вы понимаете его  смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного  высказывания?

(Хорошо читать, рассуждать, мыслить)

II. Формирование умений и навыков.

Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские

интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном,  то есть писать отзыв на  произведение.

 - Вспомните, что такое отзыв?

(Отзыв - это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)

-Но более полную и глубокую оценку прочитанному произведению содержит рецензия на произведение художественной литературы.

Что же такое рецензия? Какое определение рецензии дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Ученик: Рецензия - отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.

Ученик 2. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, - это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия - понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

Учитель: Главная задача нашего занятия - познакомить вас, ребята, с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение вами жанровых особенностей сочинений-рецензий. Объясните значение записанных на доске однокоренных слов:

Рецензировать, рецензент, рецензия.

Ученик:  Рецензировать - значит писать рецензию; рецензент - автор рецензии; рецензируемое произведение - произведение, на которое пишется рецензия.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких задач. Первая - информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.

Ученик: Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. - Москва. 2001 год.

«Есть много писателей, которые, покинув родные пенаты, клянут проглотившие их города и с сентиментальной слезой выписывают ностальгические портреты былого рая. Есть много писателей, родившихся среди асфальта и бетона, способных выехать на денек на дачу или рыбалку, мечтательно вздыхающих о недостижимом - бросить все к черту и зажить наконец-то по-настоящему - в глухом и не тронутом цивилизацией углу. И есть по крайней мере один писатель, решившийся на это встречное движение, променявший сумасшедшую и шумную Москву на поселок Бахта дикого Туруанского края» (М. Ремизова)

Учитель: Обратим внимание, что рецензия предполагает живой, непосредственный отклик на только что появившееся произведение.

Вторая задача рецензии - критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.        ,

Ученик: Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент:

«Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны - красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу.

Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины». (Ю. Пахомов).

Учитель: Главное же - выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.

Ученик: Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава»

белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир»

«Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения... Вот одна из впечатляющих сцен поведения - постыдный разбой, чинимый над семьей...»

Учитель: Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Ученик: Например, в рецензии С.Костырко на книгу В.Березина «Свидетель» (2001) объясняется, почему молодой автор, пишущий о чеченской войне, обращается к литературной манере В.Шкловского и даже один из своих рассказов называет «Читатель Шкловского»:

«При этой литературной изощренности Березин не эпигон. С литературщиной можно бороться по-разному, самый очевидный путь - бунт против существующих форм и создание своей (но слишком часто альтернативные формы оказываются просто вывернутыми наизнанку все тем же каноном, и бунт только демонстрирует рабскую зависимость от канона). А можно войти внутрь существовавших до тебя форм и сделать их своими. Березин не подражает, он - продолжает начатую до него работу».

Учитель: Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного - следующая функция рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции - непременное требование жанра.

В заключении рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Ученик: Вот как эмоционально заканчивается рецензия Ю.Пахомова:

«Неправда безнравственна, полуправда развращает, оставляет ссадины, особенно на неокрепшей, юной душе. Вот почему, думаю, сегодня книга Константина Воробьева обращена, прежде всего, к молодым, к тем, кому Родина вручила оружие, кому предстоит продолжить великие традиции предшественников - защитников Отечества.

Без правды о войне, пусть самой горькой, нет истинного представления о величии духа нашего народа».

Ученик: Из рецензии К.Ропоткина:        

«Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова - и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».

Ученик: Наша группа составила таблицу «Типичные речевые конструкции сочинений - рецензий». Обратим внимание на плакат.

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

Структурные компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

  • Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
  •  Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (рассказчик, поэт...), но и...
  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки)

О сюжете

  • Это рассказ о...
  • Сюжет построен так, что...
  • Центральной сюжетной линией стала...
  • В центре внимания автора...

О героях

  • Герой-рассказчик пытается объяснить...
  • Автор населил свои книги героями (людьми)
  • Мир, в котором живут герой..
  • Главный герой есть....
  • Его герой...

О впечатлениях от произведения

  • Мое первое впечатление...
  • На первый взгляд кажется, что...
  • Атмосфера рассказа...
  • Книга поражает (удивляет)...

О тематике и проблематике

  • Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк.
  • Заложена стержневая тема о...
  • Автор пишет о...
  • Много места уделено проблеме...
  • Проблематику можно было бы определить как...

Об авторской позиции

  • Автор не определился (с чем?)
  • Писатель предпочел (что? чему?)
  • Он (автор) скрупулезно анализирует...
  • Автор приоткрывает....
  • Вывод неожидан.
  • Интересно для нас предложение автора
  • Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)

Введение литературоведческой терминологии

.

  • Учитывая стиль произведения...
  • Удачна композиция.
  • Автор предпочел обычному рассказу жанр...
  • Рассказ        написан поэтическим (красочным, запоминающимся) языком.
  • Интересны речевые характеристики героев.

Критические замечания

  • Однако        не        со всеми высказываниями        можно согласиться.
  • Позволю себе с ним не согласиться.
  • Нельзя исключать (не учитывать)

  • В отличие от автора, я считаю, что...
  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно)...
  • Неравнодушного читателя не может не удивить отсутствие (чего?)
  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.
  • Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

        

Учитель: Как видим, рецензия предполагает общение, диалог, нередко и полемику. В школьной рецензии в роли критика выступает ученик; его адресаты = одноклассники, другие школьники, родители, воображаемые читатели или писатель. Композиция рецензии соответствует построению традиционного школьного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение. Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

(Ученик читает образец сочинения в жанре рецензии)

Ученик: Рецензия на рассказ Людмилы Петрушевской «Свой круг»

Практическая работа:

Написать рецензию на произведение русской литературы двух последних десятилетий.

Литература

  1. Камышева С.Ю. Культура речи педагога в заданиях и упражнениях / Волгоград: Учитель,      

2000.

  1.  Культура устной и письменной речи делового человека / Москва, 2002.
  2.  Культура русской речи и эффективность общения /Москва, 2003.

4.         Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.

5.         А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.

6.         Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт - Петербург: «Абрис Д»,    

           2006г

7.        Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку «Эссе как жанр литературного произведения»

Элективный курс для дополнительной подготовки выпускников к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку (преимущественно заданий части С)....

Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы

Рабочая программа по спецкурсу «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» составлена на основе авторской программы Н.Л. К...

Примерный план рецензии на экранизацию литературного произведения

План содержит примерные пункты, по которым следует писать рецензию. Данный план может быть изменен по усмотрению рецензента....

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...

Консультация к уроку литературы в 6 классе общеобразовательной организации по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произведениях разных жанров» (Ганчев Г.И., Ганчева Н.В., Ганчев С.Г.)

Номинируемый репрезентант знакомит педагогов общеобразовательных  организаций с уроком литературы в 6 классе по теме «Семантический объем лексемы «береза» в литературных произве...

Развитие речи. Сочинение-рецензия на литературное произведение

Сочинение-рецензия на литературное произведение...


 

Комментарии

Коновалова Лариса Абрамовна

Предлагаемый урок направлен на развитие интеллектуальных умений учащихся, на развитие личностных структур сознания – рефлексию самосознания своих возможностей и стремление к их самосовершенствованию, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи.