Внеклассное мероприятие по литературе "Басни дедушки Крылова"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Сурганова Ирина Петровна

Басни дедушки Крылова. Материал для тематичской недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Басни дедушки Крылова29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Викторина "Басни дедушки Крылова"»

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока: обобщить знания детей о творчестве И.А.Крылова; расширение представления учащихся о своеобразии басен Крылова; активизация творческой активности, развитие творческих способностей.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова, рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Сегодня мы проводим литературную игру – викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, в результате которых будут выбраны лучшие знатоки басен.

1. Литературная разминка.

1. Назовите 5 басен, героем которых является лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”, “Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание Льва” и др.)

2. В какой басне:

а) “Голодная кума – лиса
Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)

б) “И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона и Лисица”)

в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…” (“Волк и Ягненок”)

г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)

д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным бочонком
Мурлыча и ворча,
Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)

Чтение басни Крылова наизусть.

2. “Крылатые слова”

Многие слова и выражения из произведений И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

Перед вами “крылатые” выражения, записанные на карточках и названия басен. Вы должны соединить название и “крылатое” выражение.

1 команда.

“А ларчик просто открывался”

“Ларчик”

“А воз и ныне там”

“Лебедь, Щука и Рак”

“За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?”

“Кукушка и Петух”

2 команда.

“А Васька слушает да ест”

“Кот и Повар”

“Хоть видит око, да зуб неймет”

“Лисица и Виноград”

“Ай, Моська, знать она сильна,
Что лает на Слона!”

“Слон и Моська”

Инсценировка басни “Кукушка и Петух”

3. Конкурс капитанов.

В какой басне была следующая мораль?

А) “Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”. (“Ворона и Лисица”)

Б) “К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)

В) “А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)

Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку,
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу
Без шуму”. (“Две бочки”)

Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)

Чтение басни наизусть.

Игра со зрителями

Детям предлагаются рисунки к различным басням. Они должны угадать к какой басне создан рисунок.

Пантомима – изобразить героев басни И.А.Крылова “Мартышка и Очки

4. “Разгадай кроссворд”

Прочитав “крылатые” выражения, написав из каких они басен, вы узнаете их автора.

https://urok.1sept.ru/articles/622780/img1.jpg

  1. Щуку бросили в реку.
  2. А ларчик просто открывался.
  3. Слона – то я и не приметил
  4. Как белка в колесе
  5. Все кажется в другом ошибкой нам.
  6. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь.

(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4. “Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )

Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”

5. “Кто сказал?”

а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”)

б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)

в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух. “Кукушка и Петух”)

г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь “Трудолюбивый медведь”)

д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)

Инсценировка басни “Слон и Моська”

Вопросы болельщикам

1. Какими строчками заканчиваются следующие басни:
“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)
“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)
“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была плутовка такова”)

2. Вставьте пропущенные слова в названия басен

“Мартышка и …”
“Слон и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”

6. “Угадай-ка”

Перед вами первые и последние строчки басен. Назовите басни.

1 команда:

а) “К кому-то принесли от мастера ларец…” (“Ларчик”)
б) “У сильного всегда бессильный виноват…” (“Волк и Ягненок”)
в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)
г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит…” (“Мартышка и Очки”)

2 команда:

а) “А польза в ней не так ,как в первой, велика…” (“Две бочки”)
б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и Виноград”)
в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и кот”)
г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)

Жюри подводит итоги.

Игра со зрителями

  1. С помощью этого предмета можно было увидеть, “что это там за рожа”. Что это за предмет?
  2. Назовите героиню, которая совсем “без драки” хочет “попасть в большие забияки”. (Моська.)
  3. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”)
  4. Куда попал “волк ночью, думая залезть в овчарню” (На псарню.)

Заключительное слово учителя

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Познакомиться с басней Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. И наша литературная игра доказала, что вы настоящие знатоки басен И.А.Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Урок внеклассного чтения "Басни дедушки Крылова" 7 кл

в помощь педагогам коррекционных школ...

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова

Презентация к уроку литературы 5 класс Басни дедушки Крылова...

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...

Внеклассное мероприятие по литературе "Мы чтим Крылова подвиг величавый"

Внеклассное мероприятие было проведено в рамках литературной недели, посвящённой 245-летию И.А.Крылова. Оно прдставляет собой конкурсную программу. Соревнуются   две команды. Чтобы одержать побед...

Внеклассные мероприятия по литературе «Басни И.А.Крылова» (6 класс)

Оборудование:портрет И. А.Крылова;рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.В полуосвещенной гостиной возле портрета баснописца на столике зажжено две свечи.Подготовлен...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Данное внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству И.А.Крылова. Факты биографии перемежаются  инсценировками, викториной и выразительным чтением наизусть басен И.А.Крылова....