Творчество Джека Лондона
занимательные факты по литературе

Норбу Валерия Айлыновна

Творчество зарубежного писателя Джека Лондона

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_dzheka_londona.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Джек Лондон

1. Раннее творчество. Творчество Джека Лондона, продолжая гуманистические традиции американской литературы, в то же время открывает ее новую страницу. Он принес с собой в литературу дух классовой борьбы и революционного протеста широких пролетарских масс.

Джек Лондон родился в Сан-Франциско, штате Калифорния. Его мать, еще до рождения сына оставленная мужем, вышла вторично замуж за бедного фермера и плотника Джона Лондона, который усыновил будущего писателя.

Семья Лондонов жила в постоянной нужде. «Насколько я помню себя с раннего детства, нищета сопутствовала нам всегда», писал впоследствии Джек Лондон. Еще будучи школьником, он помогает семье сводить концы с концами: торгует газетами на улицах Сан-Франциско и весь заработок отдает родителям.

Окончив начальную школу, Джек Лондон не мог и думать о колледже — он поступает рабочим на консервную фабрику, где работает по 12—14 часов в день. Не вынеся каторжного труда, выматывавшего все силы, юноша через несколько месяцев покидает консервную фабрику и становится «устричным пиратом», т. е. занимается запрещенной ловлей устриц в Калифорнийском заливе. Здесь он получает первые навыки профессии моряка. Вскоре молодой смельчак обращает на себя внимание своей ловкостью, хладнокровием и отвагой. Ему предлагают поступить на службу в рыбачий патруль, и Лондон становится грозой «устричных пиратов». Через год он нанимается матросом на промысловую шхуну, отправившуюся на ловлю котиков к берегам Японии. Это было первое дальнее плавание, явившееся серьезным испытанием для Джека Лондона. Проявив мужество, ловкость и выносливость, он с гордостью осознал, что стал равным среди испытанных моряков.

Возвратившись из плавания, Лондон, нанятый на один рейс, снова должен искать работу. Он поступает чернорабочим на джутовую фабрику, работая по 13 часов в сутки. Оставшиеся для отдыха часы он посвящает чтению, став одним из самых ревностных посетителей городской библиотеки. Среди огромного количества «проглоченных» книг оказались книги Ницше и Спенсера. Эти идеологи нарождающегося империализма были весьма популярны в буржуазной Америке, и молодой Лондон впитал в себя. яд ницшеанской философии с его разглагольствованием о «сверхчеловеке», о «белокурой бестии». За научную истину принимает юноша и псевдонаучные рассуждения Спенсера о «вечных законах природы»,которым подчиняется и человеческое общество: сильный пожирает слабого.

В 1893 г. одна из газет Сан-Франциско объявила конкурс на лучший описательный рассказ. За три ночи Джек Лондон пишет очерк «Тайфун у берегов Японии» и получает первую премию. Победа окрылила юношу, он бросает работу и пишет второй рассказ, но он был безоговорочно отвергнут. Потребуются долгие годы, чтобы пробиться в литературный мир Америки, добиться признания. А пока что начинающий писатель оказывается без работы.

В 1894 г. в Калифорнии разразился кризис: армия безработных Калифорнии устраивает «голодный поход» в Вашингтон, чтобы добиться помощи у правительства. Лондон присоединяется к безработным, но после того, как полиция разогнала участников похода, он становится бродягой, скитаясь в одиночку. Во время бродяжничества, длившегося около года, Джек Лондон исколесил Америку с запада на восток и с севера на юг, передвигаясь то пешком, то на крышах вагонов или на буферах. Много страшного увидел тогда Джек Лондон. Описывая эти годы в книге «Дорога», он резюмировал: «Я оказался на свалке буржуазной цивилизации, в преисподних глубинах нищеты». В Канаде он был арестован за бродяжничество и брошен в тюрьму.

Потрясенный всем увиденным, Джек Лондон понял, что человеческая личность в буржуазном обществе не имеет никакого значения, капиталистическая цивилизация предстала перед ним «в обнаженной простоте»: «Для того, чтобы добыть кров и пищу, каждый что-нибудь продавал. Купец продавал обувь, политик — свою совесть... Рабочий мог предложить для продажи только один товар — свои мускулы».

Выйдя из тюрьмы, Джек Лондон возвращается домой, в Сан-Франциско. Не желая более быть рабом капитала — продавать свои мускулы, — он берется за учение. За три месяца самостоятельной учебы он осваивает программу средней школы (требовавшей трехлетнего обучения), и в 1896 г. поступает в Калифорнийский университет. Формализм и косность, царившие в стенах университета, не могли удовлетворить пытливый ум много повидавшего на своем веку молодого Лондона, и он расширяет свой кругозор, самостоятельно изучая художественную литературу, философию, историю.

Еще в годы скитаний он познакомился с социалистической литературой. В университете он глубже изучает труды Маркса, находя в них подтверждение тех наблюдений и догадок, к которым пришел в годы бродяжничества. И теперь его ницшеанские и спенсерианские взгляды на жизнь начинают отступать перед научным пониманием законов капиталистического общества. Эту внутреннюю борьбу легко обнаружить, читая рассказы и романы Джека Лондона.

Живой и общительный, студент Лондон не ограничивается чтением и посещением лекций. Он идет в рабочие кварталы Сан-Франциско, посещает собрания рабочих-социалистов и вскоре вступает в американскую социалистическую партию.

Бедственное положение семьи и болезнь отчима заставляют Лондона прервать учебу. В 1897 г. он покидает университет и отправляется на Аляску, где только что было найдено золото и разразилась «золотая лихорадка». На дальнем Севере, в краю «белого безмолвия», Джек Лондон нашел жизнь, полную опасностей, испытаний, суровой борьбы с природой и увлекательных приключений. И хотя золота он на Аляске не нашел, он нашел литературную золотую жилу — богатый жизненный материал для своих знаменитых северных рассказов и романов.

Через год, заболев цингой, Джек Лондон возвращается в Сан-Франциско. Переполненный впечатлениями, он весь отдается литературной работе. С новой энергией садится он за книги, чтобы проникнуть в тайны писательского мастерства и выработать свой стиль.

Но прочитанные книги вызывают неудовлетворение и даже возмущение Лондона. Мы знаем, что в это время книжный рынок США был наводнен пошлыми, ремесленническими произведениями, воспевающими американский образ жизни, и совершенно лишенными поэзии и жизненной правды. Перед начинающим писателем встала дилемма: либо подражать популярным авторам и завоевать успех, либо показать подлинную жизнь с ее величием и низостью, пошлостью и трагизмом.



Источник: 
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/dzhek-london-1878-1916.htm

2. «Северные рассказы». 
Начало творческого пути Джека Лондона связано с романтикой Севера, воплощенной в его сборниках северных рассказов - «Сын волка»(1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) и др. Следует признать, что жизнь за полярным кругом, в краю «великого безмолвия», давала основание для ее романтического воспевания. Это была далекая окраина капиталистической цивилизации:, где не ощущался гнет ее законов и ее морали с такой силой, как в городах. Здесь люди ценились за их мужество, бескорыстие, преданность в дружбе, верность в любви.

Торгашеская мораль буржуазного мира отбрасывалась здесь как ненужный хлам.

Не страсть к наживе влечет положительных героев Лондона, а любовь к свободе, жажда приключений, стремление проверить себя, утвердить свое человеческое достоинство.

Таковы любимые герои Лондона — Мэзон, Мэлмут Кид, Ситка Чарли, Пассук и др. В рассказе «Белое безмолвие» сильные духом, благородные люди показаны на фоне сурового величия Севера, в самый грозный, трагический момент, перед лицом смерти, и действуют как мужчины. Мэзон, безнадежно искалеченный упавшей на него сосной, просит друга прикончить его выстрелом из пистолета. И еще он просит друга позаботиться о его жене, индианке Руфи, которая была ему хорошей женой. Малмут Кид, взвесив все и видя невозможность спасения друга, чувствуя ответственность за Руфь, не имея никаких запасов продовольствия, надеясь лишь на обессилевших от голода собак, принимает единственно верное решение — он убивает умирающего любимого друга, поднимает труп на вершину сосны, чтобы его не обглодали волки, и, нахлестывая собак, мчится прочь по снежной пустыне.

В северных рассказах Джек Лондон выступает как великолепный мастер пейзажа, подлинный поэт Севера. Вот характерный пейзаж из рассказа «Белое безмолвие»: «День клонился к вечеру, и, подавленные величием Белого Безмолвия, путники молча делали свое дело. У природы много способов убедить человека в его смертности: непрерывные чередования приливов и отливов, ярость бури, ужасы землетрясения... Но всего сильнее, всего сокрушительнее — Белое Безмолвие в его бесстрастности. Ничто не шелохнется, небо ясное, как отполированная медь, малейший шепот кажется святотатством, и человек, оробев, пугается звука собственного голоса. Единственная частица живого, передвигающегося по призрачной пустыне мертвого мира, он страшится своей дерзости, понимая, что жизнь его не более, чем жизнь червяка.

Но у Лондона человек оказывается покорителем «белого безмолвия». Любовью к человеку, гордостью за него пронизаны лучшие северные рассказы Джека Лондона. Сам писатель так говорит об этом: «Не зная никакого бога, я сделал человека предметом своего поклонения. Конечно, я успел узнать, как низко он может пасть. Но это лишь увеличивает мое уважение к нему, ибо позволяет оценить те высоты, которых он достиг».

О высотах человеческого духа повествуют многие рассказы Лондона, особенно «Любов ь к жизни» и «Мужество. женщины». Безымянный герой первого рассказа проявляет неодолимую волю к жизни, пробиваясь сквозь огромные пространства Севера к Юкону, с вывихнутой ногой, голодный и смертельно усталый. Но он доходит до Юкона, победив волка, одержав победу над усталостью, голодом, свирепым морозом. Этот рассказ высоко оценил В. И. Ленин, как отмечает Н. К. Крупская в своих воспоминаниях.

С особой любовью рисует Лондон, образы женщин-индианок. Изумительное сочетание нежности и стойкости, бескорыстия и самопожертвования читатель находит в образе Пассук («Мужество Женщины») В неторопливом рассказе Ситки Чарли, его скупых и строгих словах о подвиге своей жены встает образ прекрасной, мужественной женщины, способной на великую любовь и самопожертвование. Пассук жертвует ради мужа своим братом, она жертвует затем своей жизнью ради того, чтобы любимый человек, которым она всегда гордилась, выполнил свой долг и сдержал слово перед доверившимися ему людьми. В течение многих дней Пассук откладывает половину своего жалкого пайка и, умирая от голода, передает мужу сбереженную провизию, которая помогает ему совершить легендарный бросок через снежную пустыню Севера.

Один обаятельный образ индианки Винапи создан в рассказе «Великая загадка».

В рассказе «История Джис-Ук» белый мужчина должен выбирать между американкой и индианкой, которая спасла ему жизнь. На этот раз индианка противопоставлена белому мужчине: Джис-Ук честнее, благороднее Нийла Боннера. Пока Боннер жил на Севере, он был правдивым и смелым человеком, и Джис-Ук полюбила его. Но, возвратившись в лоно капиталистической цивилизации, Нийл стал трусливым мещанином. Дрожа перед женой, боясь за свою репутацию, он не признает своего сына и спешит выпроводить индианку — женщину великой нравственной силы, способную на верную любовь и самопожертвование.

Но Лондон не ограничивается романтикой подвига, прославлением мужества и благородства. На материале северных рассказов он затрагивает большую тему критического реализма — обличение морали и нравов буржуазного общества, порожденных властью денег. В северных рассказах мы встречаем и буржуа, которых гонит за полярный круг не романтика приключений, но алчность, стремление к обогащению. Эти люди, суетливые, болтливые и эгоистичные, кажутся неуместными на фоне суровой безмолвной природы. Одни из них погибают, изнеженные цивилизацией, наказанные за свою алчность («В далеком краю», «Тысяча дюжин»), другие несут сюда обман, грабеж, гибель местному населению («Гиперборейский напиток», «Северная Одиссея»).

В рассказе «Тысяча дюжин» писатель развенчивает «романтику наживы», осуждает собственническую мораль. Расмуссен, мещанин из Сан-Франциско, преодолевая невероятные трудности, достигает форта Лоусон..., чтобы продать тысячу дюжин яиц по баснословной цене. Но писатель развенчивает подвиг, совершаемый во имя наживы: Расмуссен кончает самоубийством, приняв назад возвращенные ему протухшие яйца. Жизнь без богатства кажется ему ненужной, бессмысленной.

В других рассказах Лондон показывает, что несут «рыцари наживы», подобные Расмуссену, коренным жителям Севера. Ловкий авантюрист Том Стивене («Гиперборейский напиток»), явившись в туземную деревушку, устанавливает аппарат для гонки самогона. Он спаивает вождя и шамана и сам становится главой племени. Ограбив деревню до нитки, мошенник вовремя скрывается. Приступая к делу, Стивене цинично говорит индейцу Муусу: «Я покажу тебе, как действуют мои братья за морями и как они прибирают к рукам все богатства мира. Это называется «бизнес».

В рассказе «Северная Одиссея» действует крупный хищник капиталистического мира — Аксель Гундерсон. Он проникает на далекий север, на Алеутские острова, грабит туземцев, похищает со свадебного пира невесту молодого Нааса, вождя племени. Наас отправляется в погоню за обидчиком. В течение многих лет, обогнув земной шар, идет он по следам этого хищника-колонизатора. Аксель Гундерсон рыскает по свету, грабит фактории, основывает кампании по разработке золотоносных жил, сказочно богатеет. Наас мстит своему обидчику, заставляет его заплатить смертью за похищение Унги.

Источник: 
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/dzhek-london-1878-1916.htm

4. Увлечение теориями Спенсера и Ницше. Но Лондон не ограничивается романтикой подвига, прославлением мужества и благородства. На материале северных рассказов он затрагивает большую тему критического реализма — обличение морали и нравов буржуазного общества, порожденных властью денег. В северных рассказах мы встречаем и буржуа, которых гонит за полярный круг не романтика приключений, но алчность, стремление к обогащению. Эти люди, суетливые, болтливые и эгоистичные, кажутся неуместными на фоне суровой безмолвной природы. Одни из них погибают, изнеженные цивилизацией, наказанные за свою алчность («В далеком краю», «Тысяча дюжин»), другие несут сюда обман, грабеж, гибель местному населению («Гиперборейский напиток», «Северная Одиссея»).

В рассказе «Тысяча дюжин» писатель развенчивает «романтику наживы», осуждает собственническую мораль. Расмуссен, мещанин из Сан-Франциско, преодолевая невероятные трудности, достигает форта Лоусон..., чтобы продать тысячу дюжин яиц по баснословной цене. Но писатель развенчивает подвиг, совершаемый во имя наживы: Расмуссен кончает самоубийством, приняв назад возвращенные ему протухшие яйца. Жизнь без богатства кажется ему ненужной, бессмысленной.

В других рассказах Лондон показывает, что несут «рыцари наживы», подобные Расмуссену, коренным жителям Севера. Ловкий авантюрист Том Стивене («Гиперборейский напиток»), явившись в туземную деревушку, устанавливает аппарат для гонки самогона. Он спаивает вождя и шамана и сам становится главой племени. Ограбив деревню до нитки, мошенник вовремя скрывается. Приступая к делу, Стивене цинично говорит индейцу Муусу: «Я покажу тебе, как действуют мои братья за морями и как они прибирают к рукам все богатства мира. Это называется «бизнес».

В рассказе «Северная Одиссея» действует крупный хищник капиталистического мира — Аксель Гундерсон. Он проникает на далекий север, на Алеутские острова, грабит туземцев, похищает со свадебного пира невесту молодого Нааса, вождя племени. Наас отправляется в погоню за обидчиком. В течение многих лет, обогнув земной шар, идет он по следам этого хищника-колонизатора. Аксель Гундерсон рыскает по свету, грабит фактории, основывает кампании по разработке золотоносных жил, сказочно богатеет. Наас мстит своему обидчику, заставляет его заплатить смертью за похищение Унги.



Источник: 
http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/elizarova-mihalskaya-izl/dzhek-london-1878-1916.htm

6. Анималистские повести («Белый клык») Белый Клык, в котором лишь на четверть собачьей крови, живет той же "естественной жизнью", прежде чем попасть к людям. В этой повести созданы едва ли не самые поэтичные и выразительные картины северной природы, какие можно найти у Лондона. В прологе два золотоискателя везут в Доусон тело своего погибшего товарища, и одному из сопровождающих суждено стать добычей волков, а другому - спастись в самый последний момент. Обе главы пролога полны символического значения: величие "северной глуши", безграничная сила ее законов обращают в прах придуманные людьми искусственные ценности - богатство, власть (погибший был английским лордом), претензии навязать свой диктат первозданному миру.

Всем своим строем повесть отрицает эту иллюзорную, суетливую жизнь, которой противопоставляется реальный мир - суровый и прекрасный мир клондайкской природы. "Читаешь его,- писал о Лондоне Леонид Андреев,- и словно выходишь из какого-то тесного закоулка на широкое лоно морей, забираешь грудью соленый воздух и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинная жизнь к работе и борьбе". С огромным мастерством передает Лондон переживания своего мужающего героя, чьи чувства необычайно полнокровны, интенсивны, ибо сам он - неотъемлемая частица того реального мира, в котором он растет.

В согретом лирическими, теплыми тонами рассказе о волчонке нет и тени биологизма. Позднее биологизм все же напомнит о себе. Появится физический и нравственный урод Красавчик Смит, которого, согласно Лондону, "не следует винить", ибо "уродливое тело и низкий интеллект были даны ему от рождения, а жизнь обошлась с ним сурово и не выправила его". Будет выведен на сцену убийца Холл, которого Лондон тоже оправдает - во всем повинны трущобы Сан-Франциско, а Холл был только "мягкой глиной".

Но пока повесть рассказывает о Белом Клыке, преобладает в ней отнюдь не биология, а большая философская тема. Усваивая повадки волка, Белый Клык "выполняет высшее назначение жизни". Этого нельзя сказать ни о ком из индейцев или золотоискателей, с которыми ему суждено столкнуться, даже о неправдоподобно, до приторности добродетельном Уидоне Скотте. И может быть, именно потому, что Белый Клык во всех своих побуждениях руководствуется голосом природы, ему и дано изведать такую любовь и такое счастье самоотверженности и преданности, какие недоступны чувствам человека, всегда (в большей или меньшей степени - не так уж важно) скованного нормами цивилизации с их неизбежным налетом искусственности.

В душе Бэка победил зов предков, в душе Белого Клыка - чувство любви к человеку. Финал повести о клондайкском волке, очутившемся в Калифорнии и мирно играющем с щенятами под южным солнцем, выглядел явно искусственно и противоречил всему ходу авторской мысли. "Бунтарь" Бэк, убежавший от цивилизации к предкам и во главе волчьей стаи преследующий стадо лосей,- образ, куда больше отвечающий настроениям писателя в дни его молодости.

В дальнейшем и перед самим Джеком Лондоном возникнет проблема выбора между бунтарством и приспособлением к окружавшей его цивилизации, пороки которой он знал лучше многих своих литературных современников, но к которой инстинктивно тянулся - чтобы восставать против нее снова и снова.



Источник: 
http://american-lit.niv.ru/american-lit/zverev-dzhek-london/zakon-zhizni.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джек Лондон "Любовь к жизни" (урок литературы в 6 классе)

Урок -беседа по рассказу Джека Лондона "Любовь к жизни"...

Джек Лондон. Урок литературы в 6 классе

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по рассказу Джека Лондона "Там, где расходятся пути"....

Презентация по произведению Джека Лондона "Мартин Иден"

Говорят, что Джек Лондон стал писателем, преодолевая семейный рок. Скандальная известность постучалась в его судьбу еще до рождения…В «Мартине Идене» очевидны переклички жизненной истории главного гер...

Презентация "Джек Лондон"

Презентация о Джеке Лондоне...

Джек Лондон-любовь к жизни

Биография Д.Лондона....

Творческий вечер, посвященный английскому писателю Джеку Лондону

Творческий вечер, посвященный Джеку Лондону, был проведен в 2013 году.В этом вечере принимали участие учащиеся 7-9 классов. Вечер имел большой успех.Детям было очень интересно узнать об этом замечател...

Литературная гостиная на английском и русском языках, посвященная творчеству Джека Лондона

Сценарий литературной гостиной, посвященной 140-летию со дня рождения американского писателя Джека Лондона с презентацией....