Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Татьяна Игоревна Андреева

Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся" в 11-ом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_povesti_kuprina_olesya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Куприна «Олеся» в 11 классе

Тема урока: «Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести».

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Вид урока: урок решения «ключевых» задач

Цели урока:

  • Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
  • Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения  анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
  • Воспитывающие: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Оборудование: текст повести Куприна «Олеся», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный этап

Создает психологический настрой на урок, объявляет тему урока.

Настраиваются на восприятие информации и работу на уроке

Проверка домашнего задания

Слушает ответ учащегося об истории создания повести «Олеся», при  необходимости корректирует ответ.

Один из учеников индивидуально отвечает домашнее задание. Остальные – слушают подготовленный материал, задают вопросы.

Аналитическая работа с текстом

Делит класс на 5 групп:

  • Полесье. Нравы крестьян
  • Мануйлиха. Избушка на курьих ножках
  • Олеся
  • О любви
  • Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе

Работа в группах. У каждой группы есть свои вопросы, на которые нужно найти ответы в тексте. Группы работают по очереди, согласно сюжетной линии произведения.

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Творческая мастерская: пишут путевой очерк/записки о Полесье, как будто они были там и рассказывают свои впечатления (Е.О. Галицких).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси  («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье  (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате  (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе

Беседа по произведению

Задает ученикам вопросы: - Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Ваше отношение к главным героям повести

- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ, с опорой на прочитанный текст. Делают выводы (Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет  развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой).

Литературная викторина

Предлагает учащимся вопросы для проверки внимательности чтения повести:

1.О чем напоследок спрашивает Олеся Ивана Тимофеевича?

2.Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

3.Сколько лет Олесе?

4.Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

5.Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

6. Настоящее имя Олеси.

7.Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

8.Какие птицы дружили с Олесей?

9.Какой картой в колоде является Олеся?

10.В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

Ученики отвечают на вопросы:

1.Был ли он с ней счастлив

2. Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом.

3.25

4.Огневица

5.11 дней

6.Алена

7.Чай и сахар

8.Зяблики

9.Трефовая дама

10.В Троицу

Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание

Предлагает обобщить знания, полученные на уроке.

Проблемная ситуация: почему не состоялось счастье героев?

Просмотр буктрейлера (https://www.youtube.com/watch?v=zOesW_P6W5k)

Домашнее задание: прочитать рассказ «Гранатовый браслет».

Отвечают на вопросы, делают обобщение изученного материала, выводы, подводят итоги. Смотрят буктрейлер. Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...