литература 11 класс рабочая программа +ктп
рабочая программа по литературе (11 класс)

КТП по литературе 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_1.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной, Москва «Просвещение» 2016 и ориентирована на работу по учебнику В.Я.Коровиной, «Литература. 5 класс», Москва «Просвещение» 2017.

Рабочая программа в 5 классе предусматривает образовательную нагрузку 3 часа неделю, всего 102 часа за учебный год, что соответствует учебному плану школы. 

Планируемые образовательные результаты освоения курса литературы в 5 классе.

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

•        формирование ответственного отношения к учению;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

•        самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

•        самостоятельно планировать пути достижения целей;

•        соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

•        оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•        владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

•        приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•        определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка (элементы филологического анализа);

•        владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•        формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

•        собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

•        понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•        умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Ученик научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

• работать с разными источниками информации.

Ученик получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа;

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками.

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию.

Содержание учебного предмета

Раздел

Содержание

Кол-во часов

Формы организации учебных занятий. Виды учебной деятельности

1

ВВЕДЕНИЕ

Книга в жизни человека.

1

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи учебника «К читателям», беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному.

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич.

«Царевна-лягушка».

Поэтика волшебной сказки.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная богатырская сказка героического содержания.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

Сказки о животных.

«Журавль и цапля».

Бытовые сказки.

«Солдатская шинель».

Итоговый урок на тему «Русские народные сказки» (урок развития речи 1).

10

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе. Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора в жизни наших предков. Чтение и обсуждение статьи «От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам» из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Сообщения об исполнителях фольклорных произведений.

Практическая работа. Сопоставление вариантов фольклорных произведений: русской сказки «Морозко» и немецкой сказки «Бабушка Метелица», пословиц и загадок разных стран на общие темы.

Самостоятельная работа. Чтение быличек о кладах из практикума «Читаем, думаем, спорим...», ответы на вопросы и выполнение заданий практикума

Актуализация знаний о малых жанрах фольклора, известных из начальной школы. Объяснение происхождения и форм бытования и развития двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Чтение и обсуждение статьи учебника «Устное народное творчество». Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение малых фольклорных жанров из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и выбор из них колыбельных песен, закличек, скороговорок, прибауток (по группам). Истолкование и определение

3

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет» как литературный памятник.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

2

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы. Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Комментирование незнакомых слов и понятий с помощью словарей и справочной литературы. Сопоставление летописного сюжета с иллюстрацией.

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Из литературы XVIII века.  М.В.Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения 1).

М. В. Ломоносов.

«Случились вместе два Астронома в пиру…».

2

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения». Устные рассказы о Ломоносове (по группам). Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Обсуждение иллюстративного материала к коллективному проекту. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

5

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Жанр басни в мировой литературе (урок внеклассного чтения 2).

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

И. А. Крылов. «Волк на псарне».

И. А. Крылов. Басни (урок развития речи 2).

В. А. Жуковский.

«Спящая царевна».

В. А. Жуковский. «Кубок».

А. С. Пушкин. «Няне».

 «У лукоморья дуб зелёный…».

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (урок развития речи 3).

Контрольная работа по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина (1 ч)

А. С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3).

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.

М. Ю. Лермонтов.

«Бородино» как отклик

на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

«Бородино»: проблематика и поэтика.  

«Ашик-Кериб» как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4).

Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница»,

«Ночь перед Рождеством»,

«Страшная месть» (урок внеклассного чтения 5).

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

«Крестьянские дети».

Язык стихотворения.

И. С. Тургенев. «Му-му» как повесть о крепостном праве.

 «Муму» как протест против рабства.

«Муму»: система образов.

И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (урок развития речи 4).

А. А. Фет. Лирика.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

«Кавказский пленник» (урок развития речи 5).

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,

И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого

А. П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

 «Хирургия» (урок

развития речи 6).

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6).

Ф. И. Тютчев.  «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

А. Н. Майков. «Ласточки»;

И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок);

И. З. Суриков. «Зима» (отрывок); А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

Русские поэты XIX

века о родине, родной при-

роде и о себе (урок развития

речи 7)

42

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Чтение и обсуждение статей учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выделение этапов развития сюжета сказки. Выявление в произведении Антония Погорельского характерных признаков литературной сказки.

Самостоятельная работа. Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подготовка к защите учебного проекта «Сказка „Чёрная курица, или Подземные жители“ в иллюстрациях»

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культурных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе Тарханы. Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устное иллюстрирование фрагментов стихотворения.

Практическая работа. Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения. Самостоятельная работа. Устный рассказ о поэте и героях стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Создание собственных иллюстраций к стихотворению и подготовка к их презентации и защите.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и сведений о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Обсуждение иллюстрации художника М. Клодта к эпизоду «Дед в лесу». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.

Практическая работа. Характеристика героев повести с использованием цитатных примеров (по группам).

Самостоятельная работа. Художественный пересказ эпизодов повести. Чтение повести «Пропавшая грамота», выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…»

Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях…»). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Прослушивание фрагментов поэмы в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию), рецензирование актёрского чтения.

Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывков из поэмы. Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России».

Чтение стихотворения «На Волге» (для внеклассного чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некрасова, подготовка к их презентации и защите.

Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Устный рассказ о детстве Тургенева. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения (см. фоно-хрестоматию), его рецензирование. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.

Самостоятельная работа. Выборочный пересказ истории одного из героев (по выбору). Создание собственных иллюстраций.

Проект. Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести „Муму“ глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно выразительных средств в разных видах искусства)

Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника.

Практическая работа. Чтение и анализ стихотворений Фета о природе (по группам).

Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений поэта. Письменный анализ одного из стихотворений. Подготовка к выразительному чтению рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (в том числе по ролям). Поиск сведений о Толстом и подготовка сообщения    о его участии в Кавказской войне с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя)

6

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И. А. Бунин. «Косцы».

И. А. Бунин. «Подснежник» (урок внеклассного чтения 7).

В. Г. Короленко.

«В дурном обществе»: судья и его дети.

«В дурном обществе»: семья Тыбурция.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

«В дурном обществе» (урок развития речи 8).

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

П. П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Краткий рассказ

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

К. Г. Паустовский.

«Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

«Тёплый хлеб»: язык сказки.

«Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 8).

С. Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения 9).

«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа

«Двенадцать месяцев» (урок развития речи 9).

А. П. Платонов.

«Никита»: человек и природа.

«Никита»: быль и фантастика.

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

«Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов.

А. Т. Твардовский.

«Рассказ танкиста».

К. М. Симонов.

«Майор привёз мальчишку на лафете…».

И. А. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».

Д. Кедрин. «Алёнушка»;

А. Прокофьев. «Алёнушка»;

Н. Рубцов. «Родная деревня».

Саша Чёрный.

«Кавказский пленник».

Саша        Чёрный.

«Игорь-Робинзон».

Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

29

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Чтение статьи учебника о Бунине и составление её плана. Сообщения учащихся о Бунине (герб рода Буниных, детские годы писателя, учёба в Елецкой гимназии).

Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Косцы» (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фоно-хрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.

Самостоятельная работа. Подготовка художественного пересказа рассказа «Косцы» с использованием авторских слов и выражений. Составление рассказа по одной из репродукций картин, созвучных рассказу. Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.

Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет». Работа с таблицей «Портретные характеристики героев» (по группам).

Практическая работа. Анализ портретных характеристик и определение их роли в повести. Выявление авторских оценок по деталям портретов.

Самостоятельная работа. Письменная сравнительная характеристика героев (по выбору). Подготовка выборочного пересказа «История старого Януша». Поиск в повести пейзажных зарисовок и определение их роли в тексте.

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове. Устный рассказ о Бажове.

Выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в

коллективном диалоге. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства.

Практическая работа. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение цитатной таблицы.

Самостоятельная работа. Письменный рассказ

о главных героях сказа и их нравственная оценка. Поиск в справочной литературе и Интернете иллюстраций художников Палеха и других авторов к сказам Бажова. Подготовка к презентации и защите собственных иллюстраций. Чтение сказа «Каменный цветок» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…». Устное описание портретов героев сказа.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ и инсценирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Составление плана (цитатного плана) сказки. Составление плана характеристики героев сказки (по группам). Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Цитатная характеристика героев сказки» (по группам). Письменная характеристика одного из героев.

7

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Р. Л. Стивенсон.

«Вересковый мёд»: верность традициям предков.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

Х.-К. Андерсен.

«Снежная королева»: реальность и фантастика.

Х.-К. Андерсен.

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

Х.-К. Андерсен.

«Снежная королева»: «что есть красота?».

Х.-К. Андерсен.

Сказки (урок внеклассного чтения 10).

Х.-К. Андерсен. Сказки (уроки развития речи 10–11).

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.

«Приключения Тома Сойера» – любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи 12).

Джек        Лондон.

«Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

Джек        Лондон.

«Сказание о Кише»: мастерство писателя.

Уроки контроля.

16

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Презентация и защита собственных иллюстраций. Рассказ о Р. Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне и составление её плана. Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворного размера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана письменной характеристики героев баллады. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вересковый мёд». Участие в дискуссии на тему «Что дороже: жизнь или тайна изготовления верескового мёда?».

Практическая работа. Заполнение таблицы «Черты жанра баллады в стихотворении „Вересковый мёд“». Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к балладе и написание отзыва на мультфильм «Вересковый мёд». Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» в пересказе К. И. Чуковского. Поиск в Интернете портретов Д. Дефо, истории матроса Александра Селкирка, изображений кораблей и морских пейзажей.

Сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительное чтение и пересказ фрагментов из очерка К. Г. Паустовского «Сказочник». Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника об Андерсене. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям), пересказ и инсценирование её фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «художественная деталь».

Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения и пересказа историй из сказки. Подготовка выборочного пересказа «Герда спасает Кая». Подготовка устного рассказа об одном из второстепенных героев сказки (по выбору). Поиск в Интернете иллюстраций к сказке «Снежная королева». Сопоставление иллюстраций разных художников (по группам). Устное иллюстрирование фрагментов сказки. Создание собственных иллюстраций, подготовка к их защите.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 класс.

№  урока

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Сроки

Корректировка

1.

Введение

Введение. Роль книги в жизни человека.

1

2.

Устное народное творчество

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

10

3.

Малые жанры фольклора.

4.

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

5.

«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.

6.

«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

7.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.

8.

Образ главного героя сказки.

9.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

10.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

11.

Р.р. Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».

12.

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник.

2

13.

Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича».

14.

Из литературы XVIII века

Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

2

15.

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»

16.

Из литературы XIX века

Вн. чт.. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев)

42

17.

И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом»).

18.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях..

19.

Р.р. И.А. Крылов. Басни.

20.

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка.

21.

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

22.

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни.

23.

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

24.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

25.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

26.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

27.

Р.р. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. .

28.

Вн. чт.. А.С. Пушкин. Сказки.

Окончание 1 триместра

29.

Р.р. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

30.

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

31.

Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк-горбунок».

32.

Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».

33.

М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

34.

«Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. «Два великана».

35.

Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

36.

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

37.

«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

38.

Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

39.

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

40.

«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.

41.

Вн. чт.. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

42.

И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.

43.

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

44.

Р.р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).

45.

Р.р. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму».

46.

А.А. Фет. Лирика.

47.

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

48.

. Жилин и Костылин.

49.

Р.р. Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

50-51.

Контрольное сочинение №3 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

52.

А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.

53.

Р.р. «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении.

54.

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

55.

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…».

56.

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)

57.

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)

58.

Из литературы XX века

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

29

59.

Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник».

60.

В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

61.

«В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.

62.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

63.

Р.р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

64.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

65.

П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе.

66.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы.

67.

К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

68.

«Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке.

69.

Вн. чт.. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.

70.

Вн. чт. С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

71.

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

72.

«Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

73.

Р.р. «Двенадцать месяцев»

74.

А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

75.

«Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя.

76.

В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

77.

«Открытие» Васюткой нового озера.

78.

Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

79.

Р.р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».

80.

Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.).

81.

Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня».

82.

К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война.

83.

А.Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

84.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник».

85.

Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики.

86.

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.

87.

Из зарубежной литературы

Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков.

16

88.

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

89.

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.

90.

Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.

91.

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

92.

Вн. чт. Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.

93.

Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена.

94.

Р.р. Сказки Х.-К. Андерсена.

95.

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев.

96.

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

97.

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

98.

Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы».

99-100.

Итоговая контрольная работа №5. Выявление уровня литературного развития учащихся.

101.

Анализ письменных работ.

102.

Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по программе В.Я. Коровиной для учащихся 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И...

Рабочая программа по литературе по программе В.Я.Коровиной. 10 класс.

Рабочая программа по литературе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 г.), Программы по литературе для 5-1...

Контрольные вопросы по литературе (универсальные для всех классов).Тест по литературе по программе В. Я. Коровиной (в системе "Знак") для 7 класса

       Итоговая контрольная работа по литературе(универсальная подходит для всех классов)1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?а) ...

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

8 классРабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой

Рабочая программа по производственному обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Ворон...

Презентация к уроку литературы по программе Чертова в 5 классе "Литература как искусство слова"

Презентация к первому уроку литературы в 5 классе по программе В.Ф. Чертова...