Творческий проект "Где же наши Парамоновичи?"
проект по литературе (8 класс)

Кальманова Екатерина Юрьевна

Проект поможет современным школьникам разобраться в том, какие ценности для них являются наиболее важными, сравнить их с ценностными ориентирами героев исторической поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова», выявить в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, основы народной нравственности, ее христианско-православные корни. Для изучения данного произведения форма проекта выбрана не случайно, так как она помогает не только глубже понять смысл произведения, раскрыть образы героев, дает возможность работать с дополнительной информацией, но и позволяет раскрыть творческие способности участников проекта. Ведь проектная деятельность – одно из условий для развития способностей, самоопределения и саморазвития личности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_paramonovichi.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта «Парамоновичи»

Бутузова : Это ты моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов ?..

Карасёва: Богатырские силы… Громкие подвиги…А я не понимаю, что можно назвать подвигом. Открываю «Дубровского», «Тараса Бульбу», «Песню про…купца Калашникова», и удивляюсь, почему герои Пушкина, Лермонтова, Гоголя не дорожат своей жизнью, не понимаю, ради чего они идут на смерть? Неужели есть у человека что-то дороже жизни, здоровья?

Мочкаева: Давайте заглянем в толковый словарь: подвигом считают доблестный, героический поступок, который был совершён безвозмездно, исходя из внутренних побуждений.

Кожаева: Подвиг - это прежде всего жертва, принесённая ради спасения другой жизни ценой своей. Но как же человек может пренебречь чувством самосохранения и ради чего он может пожертвовать собственной жизнью?

Бутузова: Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили составить свою иерархию ценностей и провели такой опрос в нашем классе.  Вот, что у нас получилось.

 Слайд (читать не надо)

1.        Материальные блага, финансовая стабильность.

2.        Здоровье.

3.        Семья.

4.        Коммуникативные ценности, общение.

5.        Свобода и независимость.

6.        Самореализация, образование, творчество.

7.        Вера, религия.

Карасёва: На первом месте оказались материальные ценности, здоровье и безопасность. Перед нами встал сложный вопрос: что определяет ценности каждого отдельного человека и всего общества?

Мочкаева: У нас слишком мало опыта, чтобы ответить на него, поэтому мы решили обратиться к произведениям русской литературы. В 7 классе мы изучали поэму М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова». Нас удивило, что герои времени правления Ивана Грозного

не ценят свою жизнь.  Ради чего они готовы принести себя в жертву?

Кожаева: Итак, цель нашего проекта – составить иерархию ценностей героев исторической поэмы и определить, кто является в «Песне…»  настоящим      героем и почему?

Для этого нам надо: 1. Изучить текст «Песни…»  М.Ю. Лермонтова и памятник русской литературы 16 века «Домострой»;

2. Определить морально-нравственные качества героев и причины их поступков;

3. Сделать выводы: какие черты русского национального характера отразились в поэме, какие ценности для русского человека были превыше всего?

Бутузик : Мы сравнили поступки героев Лермонтова, опираясь на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, и их нравственные качества, ориентируясь на памятник 16 века  «Домострой».

Карасик: В «Домострое» написано :«Бойся царя и служи ему верно, за него всегда Бога моли. И ложно никогда не говори перед ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всём повинуясь ему».

Мочкаева: В «Истории» Карамзина о времени правления Ивана Грозного сказано: «Гнев тирана, падая на целые семейства, губил не только детей с отцами, супруг с супругами,  но часто и всех родственников мнимого преступника…Нередко знаменитые россияне избавлялись от казни славною кончиною…» .

Кожаева: В поэме Лермонтова обращение государя с гостями, объяснение Кирибеевича с царём воспроизводят национальные обычаи, нормы, единые для всех сословий (гостеприимство, щедрость, забота о младшем, уважение к главе и т.д.)

Бутузова:  В то же время Грозный жесток, несправедлив, мстителен в сцене казни Калашникова. Без расследования казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника.

Карасёва: «О неправедном житье» из «Домостроя»:  «А кто живёт не по-божьи, не по-христиански, страха божия не имеет и отеческого предания не хранит, чинит неправды всякие и насилие, и чрезмерную наносит обиду…- все вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми».

Мочкаева: У Лермонтова Кирибеевич - верный опричник, “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю - не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой -  потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”.

Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

Кожаева: «Как мужу воспитывать свою жену» (из «Домостроя»):

     «Жёны мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой получше устроить, и во всём покориться мужу<…> И прежде всего – иметь страх божий и пребывать в телесной чистоте…»

Бутузова: Уклад семьи 16 века требовал от женщины беспрекословного подчинения мужу. Опоздание Алёны Дмитриевны – слишком необычное происшествие для того времени. Муж заподозрил обман. Из слов Алёны Дмитриевны видно, что в семье у них – любовь и согласие, муж для неё «красное солнышко», его немилости она боится больше, чем «смерти лютой», просит защиты его от позора, не отдать «злым охульникам на поругание».

Карасёва: В образе Алёны Дмитриевны соединились такие качества, как верность, честность, отвращение ко лжи, изворотливости. Без этого ведь нет доверия. За эти качества стоит идти в бой с «охульниками», «басурманством», и даже на плаху.

Мочкаева: (из «Домостроя»): «Как Бога любить всей душою и близких своих, страх божий иметь и помнить о смертном часе»     «…будь кроток, тих, молчалив, возлюби друзей – не злато, спесь позабудь и пред царём будь кроток, готовый исполнить его повеления, в ответах вежлив…Не осуждай никого, нелицемерно обиженных всех защити…»

Кожаева: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич — опричник, повести себя иначе.

Бутузова: Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Брак для него – святыня, узы, которыми он связан с женой, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю. Он отстаивает справедливость, борется за «правду-матушку». Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает грех, поэтому сам смиренно идёт на казнь.

 Карасёва: В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник — промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память.

Слайд (не читаем)

Я

21 век

16 век

Материальные блага

Бог

Здоровье

Честь

Семья

Семья, любовь

Общение

Жизнь

Свобода

Материальные блага

Самореализация, образование, творчество

Свобода

Вера, религия

Слава

Мочкаева: Итак, сравним иерархии ценностей людей разных эпох. Это сравнение помогает понять нам поступки героев поэмы Лермонтова.

Кожаева: Таким образом, настоящим героем в «Песни…» М.Ю. Лермонтова является простой человек – купец Калашников. Он носитель лучших черт русского национального характера, высоких и важных принципов морали, таких как честь, любовь, взаимовыручка, готовность во всём и всегда поступать по правде. За ним и рядом с ним видится нежный облик Алены Дмитриевны – жены и матери, преодолевшей (хотя и дорогой ценой) все соблазны и оставшейся чистой, верной своему долгу, своей любви, православным понятиям.

 Бутузова: По авторской мысли, именно уклад русской жизни, православная культура укрепляют личность, делают её твёрдой и сильной из-за ответственности перед родом и семьёй.

 Карасёва: В наше время, когда православные корни нашей культуры только начинают возрождаться, хочется спросить:

Все: Где же наши Парамоновичи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская в нашем центре.

В данной презентации размещены  фрагменты работы воспитанников в "Творческой мастерской". Каждый воспитанник должен чувствовать заботу и внимание со стороны взрослых и получать определенные знани...

Творческий проект «Герой нашего времени» (современная литература о молодежи и для молодежи).

Почему подростки не читают книги? Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. И в тоже время ...

Сценарий «Наша боль и наша память» -презентация творческих коллективов школы на районном конкурсе "70-я весна"

Презентация творческих коллективов  МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской  на районном конкурсе, посвящённом 70-летию Победы...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

Творческий отчет "Птицы - наши друзья"

Творческий отчет «Птицы наши друзья»– одна из форм подведения итогов изучения раздела «Птицы Кемеровской области», которая помогла обобщить знания учащихся по данному раз...