Рабочая программа спецкурса "Сочинение: рассуждение на тему..."
рабочая программа по литературе (11 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

Рабочая программа по подготовке учащихся к итоговому сочинению

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена  на  методическом объединении

Протокол № __  от «__»______20__г

Одобрена на  методическом совете школы                              

Протокол №___ от «___»_______20___г.

Утверждаю:______________ Директор  школы : /________ / Приказ №__________                                                                                                      от «______»_________ 20___г. приложение  к ООП СОО№______

.                                

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по__спецкурсу «Сочинение:___

размышление на тему…»_________

класс_________11____________

количество часов_________34__

ФИО учителя Бадмаева_________

______ Надежда Васильевна_____



Тарбагатай 2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
  3.  Образовательная программа среднего общего образования (11 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»;
  4. Положение о рабочей программе МБОУ «Тарбагатайская ООШ».

   

  Спецкурс «Сочинение: размышление на  тему…»   рассчитан на 34 часа и предназначен для  обучающихся 11 класса МБОУ «Тарбагатайская СОШ».

 Общая характеристика  предмета

       Введение в качестве итоговой формы аттестации по литературе в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Оставшись один на один с  темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках литературы, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Таким образом, новизна данного спецкурса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Цель элективного курса: подготовить  выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

После прохождения программы обучающиеся должны знать:

  • основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
  • грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
  • специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;
  • как определять проблему  своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).

После прохождения программы обучающиеся должны уметь:

  • раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы,  обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;
  • показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;
  • применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;
  • критически относиться к написанному, редактировать свое  сочинение;
  • самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Cодержание курса

  • Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
  • Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
  • Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
  • Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
  • Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.
  • Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
  • Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
  • Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
  • Редактирование текста сочинения

Список литературы

  1. Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзаменс «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.
  2. 3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). — ISBN 978-5-09-035839-2

 

Календарно -тематическое планирование

№  урока

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

1

2.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

1

3.

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

1

4.

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.

1

5

 Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

6.

Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением.

1

7.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

1

8-10

Практическая работа. Написание пробного  итогового сочинения

3

11

Анализ  пробного итогового сочинения

1

12-13

Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

2

14-15

Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе.

2

16

Выражение собственной  позиции. Использование клише при написании сочинения.

1

17.

Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

1

18.

Редактирование. Практическая работа.

 «Редактирование готовых сочинений»

1

19-21.

Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам.

3

22-24.

Работа над сочинениями по различным тематическим блокам.

3

25-26

Редактирование и самооценка собственного  текста по критериям

2

27-30

Практикум  по написанию итогового сочинения

3

30-33

Итоговое  сочинение

3

34.

Итоговый урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"

рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"...

Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач»

Элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученн...

Рабочая программа элективного курса по теме: «Решение текстовых задач».

Программа курса может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценит...

Рабочая программа элективного курса по теме: «Математика плюс»

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подгот...

Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"

Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"...